Поиск по сайту

Миссия педагога. Внутреннее осознание или внешняя установка?


Авторcтво: Алексеева Светлана Алексеевна, учитель истории и обществоведения ГОУ СОШ № 160, с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга


 С.А. Алексеева

 

 

 Трудно представить, сколько великих людей формулировало данное понятие, искало в своем опыте учительства или ученичества это определение – «миссия учителя». И каждый давал свое. Пересекался с кем-то еще, но вкладывал свой опыт, свое понимание, свою душу. Конечно, вам известны многие из этих исканий, думаю, и вы не в первый раз обратились к этому вопросу, поэтому сейчас я хочу с вами поговорить о том, где лежит основа различий всех данных нам историей или современностью определений.

  Задумайтесь сами, оставьте размышления великих в их исканиях. Понимание миссии педагогом – это внутреннее осознание или внешняя установка? Казалось бы, ответ очевиден. Но вынуждена спуститься вместе с вами на землю: его очевидность идеальна, к тому же это понятие, как и любое другое философское понятие, многогранно, а значит – будет искриться разными цветами при изменении угла его рассмотрения…

  Почему же в итоге ответ не очевиден? Что каждый вкладывает в это понятие? Что значит выполнить свою миссию, кто будет оценивать ее "выполненность"? Это может быть сам педагог, государство, родители, дети, общество… Вспомните своих учителей, попытайтесь оценить их работу с этой точки зрения. Кто, на ваш взгляд, выполнил свою миссию, свое предназначение в вашей жизни, а кто нет? По каким критериям вы это определили, что вы поставили во главу угла, в качестве определяющей позиции? Может быть, знания, которые вы получили? Давайте попробуем провести эксперимент. Все мы изучали школьную программу, я сейчас задам несколько вопросов по разным предметам, подумайте, готовы ли вы дать на них ответ, помните ли вы этот материал. Итак…

  Помните ли вы третий закон Ньютона? Можете ли дать определение такому понятию как фотосинтез? Помните ли вы формулы сокращенного умножения? Можете ли объяснить, что такое ДНК и РНК? Знаете ли вы, когда произошло восстание Спартака и на какой единой философской оси лежат два великих романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»? Можете ли объяснить, в чем заключался опыт Майкельсона-Морли и почему этот опыт был назван величайшим из всех отрицательных опытов в истории науки?..

  Будьте честны с собой – вы можете ответить на все вопросы? А если можете, тогда я задам вам еще один: благодаря чему и кому вы это можете? А если не можете, то я снова задам вопрос: значит ли, что учитель, из предмета которого вы не помните ответ на мой вопрос, не исполнил свою миссию? Не правда ли, так трудно определить не только, что такое миссия, но и вообще найти того, кто должен и может дать это определение…

  Впрочем, давайте оставим сложные и не очень вопросы школьной программы, возьмем более жизненные. Вы помните, как звали вашего первого учителя? Наверное, большинство из вас ответит утвердительно. Вот и я помню. А еще я помню, что к концу третьего класса твердо знала, что таким учителем быть нельзя. Еще один отрицательный опыт в истории, только теперь – в истории человеческой жизни. Но ведь человек тем и отличается от животного, что и отрицательный опыт для него важен, и отрицательный опыт является опытом, тем, что необходимо проанализировать и из чего нужно сделать выводы. Может быть, миссия моей первой учительницы в моей жизни была как раз в том, чтобы показать мне, каким учителем быть нельзя?

  Миссия педагога… Кто определит, что это за миссия? Сам педагог? Несомненно. Но могу ли я как учитель определить свою миссию раз и навсегда? Не миссию как идею, не миссию как вещь-в-себе, как общее понятие, умопостигаемую сущность, а как конкретное понятие, как руководство к действию, как определение направления пути? Я прихожу в класс и вижу детей. Они все (подчеркиваю – все) они разные. Один ждет знаний, поток интересной информации, возможность генерировать идеи, получать знания, а другой ждет простого тепла, потому что дома ему его так не хватает! Я смотрю и изучаю каждого, не переделываю и подстраиваю их под себя, а работаю вместе с ними, нахожу то, что могу дать каждому, и это могут быть очень разные вещи… И вот – 11 класс. Они выпускаются. Приходят новые, и процесс поиска начинается снова. Так может быть, миссия педагога и заключается в этом бесконечном поиске?

  С другой стороны, в проблеме определения понятия миссии педагога существует и проблема оценки реализации этой миссии, ведь оценивать его деятельность будет большое количество людей. И запросы и требования к его деятельности предъявляют многие. От учителя ждут результатов его работы совершенно разные категории, давайте попробуем рассмотреть основные. Во-первых, это государство, которое и дает основной заказ на деятельность педагога, выстраивает долгосрочные планы и ожидает конкретных, так сказать, осязаемых результатов. Во-вторых, это родители, требования которых в некоторой мере совпадают с запросами государства, но только в некоторой, поскольку родители волей-неволей живут во многом сегодняшним днем своих детей, их требования зачастую не имеют таких долгосрочных планов, как у государства. В-третьих, это непосредственные участники учебного процесса – дети. Насколько их ожидания будут совпадать с родительскими ожиданиями или ожиданиями государства? Согласитесь, ожидания ребенка, идущего в первый класс, несколько отличаются от ожиданий государства, которое смотрит на этого ребенка не как на учащегося первого класса, а как на будущего выпускника школы, гражданина страны. Возьмем другой пример. Насколько будут совпадать ожидания подростка с ожиданиями его родителей? При решении этого вопроса не стоит упускать из вида тот факт, что подростковый возраст зачастую ставит детей в условия противостояния с родителями. Что будет искать в учителе подросток, а на чем будут делать акцент родители?..

  Всем хорошо известна позиция президента РФ на современном этапе развития образования, она изложена в проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Но, с другой стороны, окидывая взглядом бесконечное реформирование системы образования, хочется напомнить о том, что школа – это долгосрочный проект, результаты деятельности учителя и системы образования в целом проявляются не завтра-послезавтра, а через 10-15 лет, а то и позже, то есть заложенное сейчас "аукнется" еще очень не скоро, ошибки, совершенные сейчас, в полный голос заявят о себе тогда, когда будет казаться, что проблемы решены.

  Лоренс Кольберг, известный психолог, в своей периодизации морального развития отмечает несколько этапов становления личности:

I. Доконвенциональная мораль, в которую входят два этапа – этап ориентации на наказание, когда человек поступает, руководствуясь стремлением избежать наказания, и этап ориентации на поощрения, когда действия человека зависят от его стремления получить какое-либо вознаграждение.

II. Конвенциональная мораль, которая так же содержит два этапа: этап ориентации на образец, когда успех, по мнению ориентированного таким образом, зависит от точного копирования чего-либо, взятого за образец, и этап ориентации на авторитет, в котором человек выбирает для себя авторитетную фигуру и стремится действовать так же.

III. Постконвенциональная мораль, высшим проявлением которой является ориентация на общечеловеческие ценности, независимо от сиюминутных требований общества, ситуации в стране и др.

  Те изменения, которые происходят в системе образования в последнее время, очень напоминают мне этап ориентации на образец. В России сейчас много обращаются к опыту западных стран, я ни в коем случае не говорю, что это плохо, ибо знакомство с чужим опытом бесценно, но оно должно служить основой того, что ошибки, которые в этой области были совершены другими, не будут повторены. К сожалению, зачастую мы именно копируем то, что было сделано на западе, не подвергая опыт западных стран конструктивной критике. А ведь еще в 1930 году Хосе Ортега-и-Гассет предостерегал Испанию от подобного «новаторства»: «Даже если английское среднее образование и немецкий университет совершенны, их, все же, невозможно перенять, поскольку они являются только одной из частей целого. Объемлющая их реальность – это страна, которая их создает и поддерживает… Невозможно перенести сюда ни английскую жизнь, ни немецкое мышление…»

  На мой взгляд, учитель должен находиться на высшей ступени морального развития – чтобы определить и выполнить свою миссию. Что такое миссия учителя?.. Это что-то сродни истине, а если обратиться к христианской традиции – истина неизреченна. А сотни и тысячи раз повторенная истина теряет смысл, становится истрепанными словами, простой декларацией, пустой рекламой…

В заключение я предлагаю обратиться к переводу латинского слова missio. Перевод довольно прост: посылка, поручение… В случае с образованием и деятельностью учителя – это фактически поручение будущего. И я снова возвращаюсь к тому, что каждый учитель всегда будет определять свою миссию сам и для себя, а будущее рассудит.


Поделиться: