Поиск по сайту

Способы оценки результатов обучения в государственном общеобразовательном учреждении


Авторcтво: К. В. Шапиро


Директор ГОУ Научно-методический центр Выборгский район Санкт-Петербурга,
к.п.н Шапиро К. В.

Сегодня в педагогическом сообществе ведется оживленная дискуссия о способах и методах оценки качества образования и результатов обучения в государственных общеобразовательных учреждениях. Вступивший в силу закон[i] о едином государственном экзамене (ЕГЭ) определил основной механизм оценки образовательных достижений учащихся средствами предметного тестирования. Вместе с тем специальная Комиссия при Президенте по совершенствованию проведения единого государственного экзамена, определила[ii], что «ЕГЭ как любой способ проверки знаний не является универсальным…» и рекомендовала «Активизировать работу по созданию единой независимой системы оценки качества образования, включающей учебные и внеучебные достижения учеников.».

Следует также отметить, что в логике развития Федерального Государственного Образовательного Стандарта[iii] (ФГОС) ЕГЭ сможет в настоящем его виде обеспечить только оценку усвоения учащимися инвариантной, фундаментальной составляющей знаний. В тоже время механизм оценки сформированности компетенций практически не разработан.

Сформировались два основных направления разработки методов оценки результатов обучения учащихся помимо ЕГЭ:

  • выявление выдающихся учебных результатов,
  • комплексная оценка учебных и внеучебных достижений.

Выявление выдающихся учебных результатов сегодня реализуется средствами различных олимпиад, конкурсов и фестивалей. Надо отметить, что в последние два года существенно упорядочена процедура проведения предметных олимпиад в школах и установлена единая система учета результатов. Вместе с тем, описанная система все еще не стыкуется с системой олимпиад, практикуемых высшими учебными заведениями для выявления узкоцелевых групп абитуриентов.

Отдельным направлением является возрождающаяся в настоящее время система организации научно-исследовательской деятельности учащихся[iv]. Учитывая, какое внимание руководство страны уделяет вопросам развития инновационной экономики, игнорировать результаты учащихся, полученные в ходе НИД, не представляется возможным. Результаты по крайней мере общероссийских конкурсов, таких как, например, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского также следует включить в систему оценки образовательных результатов учащихся.

В ближайшей перспективе для развития данного направления следует:

  • создать единую общероссийскую базу учащихся, добившихся выдающихся учебных результатов (БД УДВУР);
  • разработать механизм учета результатов НИД учащихся в БД УДВУР;
  • изменить шкалирование результатов ЕГЭ путем включения в сумму баллов по предмету результатов зафиксированных в БД УДВУР;
  • интегрировать предметные олимпиады вузов в общероссийскую предметную олимпиаду.

Как уже было сказано, комплексная оценка учебных и внеучебных достижений учащихся должна стать приоритетной задачей совершенствования механизмов оценки качества образования. В качестве одной из самых перспективных технологий называется технология портфолио.

В настоящее время портфолио является часто упоминаемой и частично применяемой технологией фиксацией достижений учащегося. Однако однозначного определения термина портфолио, как и содержания понятия, до сих пор не существует. Педагоги-практики, использующие технологию портфолио в повседневной педагогической деятельности, пытаются самостоятельно локализовать значение слова портфолио для педагогической действительности. Рассмотрим некоторые из них. На сайте пермской гимназии им. С. П. Дягилева (http://diaghilev.u-education.ru/node/1056) приведено следующее определение:

Портфолио – это форма накопительной оценки достижений учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные, но и неучебные достижения, а также сформированность компетентностей и социального опыта, адекватных возрастным особенностям учащегося.

Всемирная сетевая энциклопедия – «Википедия» содержит весьма общее определение:

Портфо́лио — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.). В той же словарной статье содержится ссылка на портфолио как на «Активный метод обучения, получивший распространение в рамках проектной методики (метод проектов); рассматривается портфолио ученика, студента, преподавателя (как методическая копилка); в том числе веб-портфолио».

В положении о портфолио МОУ «Большешатьминская СОШ

им. Героя Советского Союза Васильева В.В.» приведено следующее определение:

Портфолио ученика - это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

Таких определений можно привести еще множество. Все они будут неполными и неточными. Каждый из авторов выделяет в составе понятия портфолио те черты и свойства, которые наиболее полно соответствуют задачам, решаемым на практике. Вместе с тем уже сегодня можно выделить из всего многообразия свойств портфолио наиболее специфические. Свойства, характеризующие портфолио как образовательную технологию для учреждений школьного образования.

Портфолио – это…

Совокупность. Во всех определениях портфолио, встреченных автором в различных источниках, подчеркивается, что портфолио имеет сложносоставную структуру, то есть объединяет в себе различные по форме представления и по содержанию документы.

Разнородность. В портфолио фиксируются как формализованные (оценки по предметам, дипломы, сертификаты и т.д.), так и представленные в свободной форме (текст исследования, художественные произведения, информация об участии в социальных проектах и т. п.) достижения учащихся.

Комплексность. Портфолио отражает развитие различных сторон личности учащегося.

Однако для решения поставленных руководством страны задач недостаточно определить структуру и содержание портфолио. Необходимо разработать универсальную методику формирования портфолио в каждом образовательном учреждении. Эта задача вплотную примыкает к задаче, реализуемой в рамках президентской инициативы «Наша новая школа», по созданию высокотехнологиченой среды в образовательном учреждении. Необходимо организовать информационное пространство образовательного учреждения таким образом, чтобы все результаты учебной и внеучебной деятельности каждого учащегося принудительно фиксировались в портфолио учащегося. Нам также представляется важным, чтобы в портфолио учащегося фиксировались результаты саногенетического мониторинга как отражение соответствия результатов обучения и функциональной нормы развития.

Обобщая все только что сказанное, можно определить портфолио следующим образом:

Портфолио – структурированное отражение всех результатов деятельности учащегося, принудительно фиксируемое средствами высокотехнологичной среды образовательного учреждения.

Безусловно, методику реализации портфолио и технологию фиксации результатов в информационном пространстве школы еще предстоит разработать. Но уже сегодня администрации образовательного учреждения и педагогическому коллективу следует задуматься над рядом непростых вопросов:

  • Все ли стороны личности каждого ученика могут быть развиты в рамках действующей образовательной программы?
  • Обеспечивает ли действующая образовательная программа развитие и воспитание необходимых компетенций?
  • Учитывает ли действующая образовательная программа особенности учащихся, и в какой мере?
  • ….

Мы полагаем, что педагогическому сообществу следует в режиме открытого диалога искать ответы на эти и на еще не сформулированные вопросы для формирования легитимной с точки зрения социального договора системы комплексной оценки образования.



[i] Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена (http://www.rg.ru/2007/02/14/ege-dok.html)

[ii] Результаты работы специальной Комиссии при Президенте по совершенствованию проведения единого государственного экзамена. Блог президента (http://www.kremlin.ru/news/6414)

[iii] Сайт федерального государственного образовательного стандарта (http://standart.edu.ru)

[iv] Электронный научно-практический журнал «Р.О.Н.О.», № 4: «Научно-исследовательская

деятельность учащихся» (http://www.erono.ru/)


Поделиться: