Поиск по сайту

Инновационные формы, методы и технологии на уроках литературного чтения в начальной школе


Авторcтво: Микушина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №9» г. Ревда


         Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
         Основная цель моей работы - показать использование инновационных методик, приёмов и технологий обучения на уроках литературы с учетом требований ФГОС.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
• формирование личностных качеств учащихся;
• выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
• формирование ключевых компетентностей учащихся.
Свой опыт считаю актуальным и перспективным, так как он соответствует
современным тенденциям развития образования. Организация учебной деятельности способствует стремлению обучающихся к познанию и саморазвитию. Конструирование форм урока с позиции системно деятельного подхода позволяет развивать универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний. В процессе такой деятельности я готовлю ученика как социального исследователя и организатора социального действия.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
• развивающее обучение;
• проблемное обучение;
• развитие критического мышления;
• дифференцированный подход к обучению;
• создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
• креативность (ориентация на творчество);
• усвоение знаний в системе;
• нетрадиционные формы уроков;
• использование наглядности.
       Одним из методов инновации, позволяющих добиться результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления
В своей практике я использую технологию развития критического мышления (ТРКМ) на уроках литературного чтения, которая позволяет мне разнообразить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, частой смены деятельности групповых форм работы
       В рамках ТРКМ на уроках литературного чтения я использую три этапа (стадии):
• стадия вызова, на которой я ставлю цель: пробудить интерес к получению новой информации.
• стадия осмысления, на которой учащиеся получают новую информацию, осваивают различные способы работы с ней; осмысливают информацию; соотносят новые знания с уже имеющимися.
• стадия рефлексии, целью которой является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На каждой стадии урока я использую разнообразные методические приемы. Их достаточно много. На стадии вызова я использую следующие приёмы: «Корзина идей», «Водопад», «Ассоциации», «Рассказ-предположение по «ключевым» словам», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Прогноз», « Дерево предсказаний», «Работа с вопросником», «Верите ли вы, что…», «Предположение», «Верные и неверные утверждения», «Кластер».
Рассмотрим некоторые приёмы стадии вызова на уроке литературного чтения по теме Л. Толстой «Лев и собачка»:
Приём «Водопад»
Задание 1 команде: что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.
Задание 2 команде: что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного.
Приём «Верите ли, что…»(Приложение 1)
Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».Работа в группах по карточкам.
Обучающие не зная содержания произведения, предполагают, активно обсуждают о чем будет идти речь и отвечают на вопросы.
На второй стадии «Осмысление» использую приёмы: «Инсерт»,
«Тонкие и толстые вопросы», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Чтение со стопами», «Уголки». Наиболее результативными для моего класса приёмы «Чтение со стопами», «Тонкие и толстые вопросы».
Приём «Чтение со стопами» выглядит следующим образом: обсуждаем название. Почему произведение названо именно так; основной этап, на котором я заранее выделяю в тексте несколько остановок в зависимости от размера текста. Во время этих остановок я задаю вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Толстые? Тонкие?
Объясните, почему...? Кто?
Почему Вы думаете..? Что?
Почему Вы считаете ..? Когда?
В чем различие ...? Может..?
Предположите, что будет если...? Согласны ли вы..?
Что, если...? Верно ли..?
Стадия «Рефлексия» является наиболее значимым этапом, именно на этой стадии происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. На данном этапе я использую приём «Синквейн».
Приём «Шляпы де Боно»
-На доске вы видите изображение шляп, имеющие разные цвета. У каждой шляпы есть своё название, а также вопрос. Продолжаем нашу работу по группам. 1 группа будет представлять льва, 2 группа - собаку.
«Белая шляпа - факты»: соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собаки.
«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова из текста.
«Жёлтая шляпа – оптимизм»: найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собака.
«Чёрная шляпа - критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.
«Зелёная шляпа - творчество»: ответьте, смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите слова из текста.
«Синяя шляпа – жизненный урок».
- Пусть каждый возьмёт шляпу и ответит на вопрос: чему тебя научил данный рассказ.
Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
• обучающиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.
Рассмотрим примеры использования инновационных технологий на разных этапах уроков литературного чтения в начальных классах.
Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы отправимся в путешествие в прекрасную страну. На каждом уроке мы будем открывать для себя что-то новое и интересное. А как же называется эта прекрасная страна? Её название вы узнаете, когда составите слово из первых букв названий предметов на рисунках.
– Закройте глазки, напишите носиком буквы С, К, А, З, К. А теперь соединим эти все буквы. Какое слово у нас получилось? Скажите все вместе. (сказка)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О сказках)
Объявление, представление темы и ожидаемых результатов
- Мы будем учиться читать и рассказывать сказки. О ком эта сказка, вы узнаете, когда отгадаете загадки. (Учитель предлагает детям загадки. Отгадки – это герои новой сказки.)
Расшифруйте анаграмму – и вы узнаете название нового произведения. Например: К А Р К В А Ч И У (Рукавичка)
СИЧКАЛИ И РАВЛЬЖУ (Лисичка и Журавль)
3. Использование игрового момента.
– Сегодня к нам на урок пришла удивительная гостья. А кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Например:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня …(Зима)
- Да, сегодня к нам на урок пришла Зима. Вы узнаете про неё много необычного, интересного, познакомитесь с её подругой – Метелью, сыном – Морозом и дочками – Снежинками.
Упражнение «Ожидание».
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Актуализация знаний, предоставление необходимой информации
Языковая разминка.
- Перед тем как выйти на сцену, актеры тщательно готовятся к выступлению. Они ежедневно выполняют артикуляционные упражнения, чтобы чисто, выразительно говорить.
1. Упражнения для развития дыхания.
 возьмите полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё.
 вспомните и воспроизведите разные звуки природы из жизни: шум моря, свист ветра, грохот грома, рычание собаки, шуршание листвы, жужжание шмелей
2.Упражнение на развитие артикуляции.
«Вкусное варенье» (производить движения широкой передней части языка вверх, положение языка «ковш»).
Наша Шура неумело
Вкусное варенье ела.
Нужно ей язык поднять –
С верхней губки все слизать.
«Качели» (кончик языка поднимать к носу, опускать к подбородку).
3.Работа со скороговоркой (читаем скороговорку глазами, потом – губами, шепотом, вслух, еще громче, медленно, быстро.)
У Ивашки рубашка с кармашками.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
4.Чтение – путаница.
Прочитайте сравнение. Все ли здесь правильно? Исправьте несоответствия.
Верный, как волк.
Голодный, как ёж.
Неповоротлив, как лиса.
Колючий, как пёс.
Хитрый, как медведь.
6. Технология «Прогнозирование» (определить, о чем будет текст, опираясь на предлагаемые учителем пословицы и высказывания).
Осмысление
1. Работа над произведением:
 чтение «цепочкой» (читают ученики)
 «Волна» (ученики читают предложение тихо, громко, громче, тише, тихо)
 начало предложения читает учитель, конец – ученики
 «Прыжки» (чтение текста через слово совместно с учителем)
 «Незнайка» (учитель читает предложение и допускает ошибку, ученики хлопают в ладоши, когда замечают её, читают предложение правильно)
 выборочное чтение (учитель задаёт вопросы по тексту, ученики должны найти ответ в тексте и прочитать это предложение)
 найти и прочитать предложение с определенным словом по заданию учителя
Игры: «Восстановите последовательность событий» (Составлен план произведения, в которым перепутана последовательность событий. Дети должны исправить ошибки);
«Что лишнее?» (Дается характеристика главных героев произведения. Одно слово заведомо лишнее. Дети должны определить его и доказать что это ошибка.) Например: Лиса – коварная, честная, бесстыжая, льстивая.
2.Работа в парах.
 «Собери пословицу» (задание – по началу пословицы найти её конец).
 «Какой слог потерялся?» (Раздаю карточки со словами из текста, в которых пропущены слоги. Дети должны восстановить слова.)
Рефлексия
Технология «Микрофон». (Задаю вопросы учащимся по теме урока).
Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей.
Я считаю…интересный
Я думаю…сдержанный
Я думаю…эмоциональный
По моему мнению…неинтересный
         Подводя итоги, хочу сказать о том, что организация учебной деятельности на моих уроках даёт возможность каждому ребёнку проявить заложенное в нём от природы творческое начало. Дети участвуют вместе с учителем в открытии знаний, учатся планировать свою работу, оценивают итоги выполнения поставленных целей и задач, у них повышается успеваемость, так как они осознанно подходят к выполнению заданий.

                                                                                                                                         Список используемых источников

1. Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева//
2. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004.
3. Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы/ О.Г. Клишова //Управление качеством образования.- 2008г.
4. Палат, Е.С. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2000. – 205 с.
5. Ягодко Л.И. «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе».

Поделиться: