Поиск по сайту

Исследовательская работа "Влияние прозвищ на взаимоотношения учащихся 5-х классов"


Авторcтво: Сташевская Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Поломошенская СОШ" Новичихинского района Алтайского края


      Исследовательская работа посвящена установлению зависимости прозвищ от личностных особенностей учеников и уровня сплочённости класса. Работа подтверждает выдвинутую гипотезу: если уровень сплоченности в классе низкий, то количество агрессивных прозвищ будет большим, если же отмечается высокая сплоченность класса, то прозвища будут оцениваться как положительные или нейтральные.

Содержание работы.

Введение

Глава I «Особенности взаимоотношений учащихся 5-х классов»

1.1 Возрастные особенности младшего подростка

1.2 Психологическая характеристика 5 А, 5 Б, 5 В классов

1.3 Прозвища как элемент речевого общения

Глава II «Влияние прозвищ на взаимоотношения учащихся 5-х классов»

2.1 Общая характеристика материала исследования

2.2 Классификация прозвищ, выявленных в речи учащихся 5-х классов

2.3 Проблемы формирования речевого взаимоотношения

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность. 

    Прозвища всегда выступали элементом речевого общения. Прозвища школьников - разряд имён собственных, который мало изучается учёными – лингвистами. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть и были. Некоторых людей прозвища сопровождают всю жизнь: со школы до старости, если сохраняются отношения между людьми за пределами школы. Прозвища – своеобразная виза в жизни: в детсаде, школе, на работе. Кроме имени в свидетельстве, зафиксированном при рождении, большинство детей имеют второе имя, прозвище - своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице и бывает очень живучим. Если укрепится, то долго будет сопровождать носителя определённого наименования. Прозвища - неумирающее явление.

    Широкое бытование прозвищ в речи детей связано именно с младшим подростковым возрастом. Все исследователи психологии отрочества, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для младших подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все стороны его поведения и деятельности. В этом возрасте дети умело используют прозвища для проявления своих симпатий и антипатий друг к другу.

    Отношение детей и взрослых к прозвищам неоднозначное. Но этот элемент речевого общения живёт в детской среде и не исчезает, не смотря на то, что многие взрослые советуют детям не обращаться к товарищам по прозвищу, и многие ребята обижаются, если к ним обращаются по прозвищу.

Проблема. Прозвища, как элемент речевого общения, мало исследуются учёными-лингвистами, хотя в младшем подростковом возрасте они очень активно используются, вытесняя общение по имени новыми, «говорящими» обращениями, становясь вторым именем.

Противоречие. Анкетирование показывает, что дети обижаются, когда к ним обращаются по прозвищу, но в то же время сами активно и легко придумывают прозвища и используют их в речи.

Объект исследования: особенности взаимоотношений учащихся 5-х классов.

Предмет исследования: прозвища в речи ребят.

Цель исследования: установить зависимость прозвищ от личностных особенностей учеников и уровня сплочённости класса.

Гипотеза: Если уровень сплоченности в классе низкий, то количество агрессивных прозвищ будет большим, если же отмечается высокая сплоченность класса, то прозвища будут оцениваться, как положительные или нейтральные.

Задачи:

1) изучить монографическую литературу по проблеме исследования;

2)определить возрастные особенности младшего подростка и особенности психологической характеристики учащихся 5А, 5Б, 5В классов;

3) выявить прозвища, встречающиеся в речи учащихся 5-х классов;

4) предложить различные классификации прозвищ;

5) провести сопоставительный анализ;

6) определить круг возможных причин появления прозвищ в конкретных классах;

7) определить влияние прозвищ на взаимоотношения учащихся 5-х классов.

Методы: эмпирические (наблюдение, сравнение), теоретические (анализ, анкетирование, систематизация).

Практическая значимость. Были выяснены причины появления прозвищ, связанные с психологическими особенностями младшего подростка, а также установлена связь между степенью сплоченности класса и качеством (агрессивные, негативные, дружелюбные, нейтральные) прозвищ. Результаты исследования были представлены активу класса, который вышел с инициативой к классным руководителям и психологу лицея о проведении таких мероприятий, как упражнения, направленные на сплочение коллектива и на установку межличностных отношений.

                       Глава I «Особенности взаимоотношений учащихся 5-х классов»

                                    1.1 Возрастные особенности младшего подростка

Младшему подростковому возрасту характерны такие особенности, как потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе, повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе, ярко выраженная эмоциональность.

В «Психологии человека от рождения до смерти»1указываются такие психологические особенности подросткового возраста, которые получили название «подросткового комплекса». Для него характерны следующие проявления:

чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;

внимательность порой уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оценённым другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Среди подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа– это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребёнка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

В школе, в пределе одного класса, возникают референтные группы, где ребята стараются подражать лидеру группы и всему составу коллектива не только в поведении, но и в манере общения, где часто прозвища являются непременным атрибутом общения.

Р.С. Немов отмечает, что «если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками»2.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Использование детьми прозвищ в своей речи даёт установку на некие законы, характерные только для определённого коллектива. Если же прозвища вызывают только негативное отношение у ребёнка, то это может сказаться на успеваемости, поведении, провоцируя возникновение переживаний, нарушая отношения со сверстниками. Как правило, такое состояние подростка не осознаётся ни родителями, ни самим ребёнком. Поэтому взрослым необходимо анализировать отношение подростков со сверстниками: какие отношения были раньше, что изменилось, удовлетворяют ли их отношения, на что они претендуют в коллективе.

                           1.2Психологическая характеристика 5А, 5Б, 5В классов

Психолог лицея № 1, на основе проведённого тестирования, дал нам следующую характеристику 5-х классов:

    5А класс

Для данного класса характерен низкий коэффициент групповой сплоченности, т.к. мало взаимных выборов. Нет чётко выраженного лидера, поэтому сформировалось много микрогрупп, иногда совсем не общающихся между собой.

    5Б класс

В этом классе хороший коэффициент групповой сплочённости. Много взаимных выборов. Есть два положительных лидера, которые объединили вокруг себя большую часть класса.

    5В класс

Этот класс отличает средний коэффициент групповой сплочённости, в нём мало взаимных выборов. Связано с тем, что в классе многие ребята являются вновь прибывшими.

Классные руководители этих классов смогли отметить такие особенности данных коллективов:

Среди пятых классов лицея, 5А класс имеет самый высокий показатель качества знаний. Ребята в этом классе очень активны, принимают участие во всех лицейских, городских, краевых, общероссийских олимпиадах и конкурсах. С огромным удовольствием ученики проводят внеклассные мероприятия. Но, в тоже время, данный класс отличает ещё одна особенность от других пятых классов. Учебная мотивация в этом классе стоит намного выше межличностных отношений. Между детьми часто происходят конфликты. Были такие случаи, когда класс выбирал «жертву», которая подвергалась осмеянию, отчуждению. Причиной для того, чтобы ребёнок стал изгоем, может стать не только неудача ученика, его оплошность, но и высокий уровень успеваемости. Ученики 5А класса больше относятся друг к другу как к соперникам, поэтому успехи другого иногда являются поводом для ссор. Классного руководителя беспокоит такое положение дел в коллективе, поэтому основная задача педагога – создать благоприятные условия, направленные на сплочение коллектива и на установку межличностных отношений.

5Б класс отличает высокая активность во внеклассных делах, инициативность и творческое начало. Дружный сплоченный коллектив сложился благодаря первому учителю. Чётко прослеживается работа над нравственными качествами личности. В этом классе царит благоприятная атмосфера, чувствуется взаимопонимание и уважение к учителю. В учёбе у большинства учащихся класса преобладает верная учебная мотивация, связанная с получением хороших оценок или одобрением родителей. В классе выделяются два лидера. Исходя из наблюдений и бесед, мне представляется, что авторитет их основан на честности, ответственности, общительности и физической подготовке. Классный руководитель 5Б класса ставит перед собой задачу, направленную на сохранение уже заложенных традиций класса и на создание тёплых отношений, как с учениками, так и с родителями детей.

Коллектив 5В класса был создан в конце августа 2008 года. Пять учеников были переведены из четвёртых классов лицея, остальные прибыли из школ города. В коллективе выделяется актив, который с инициативой принимает участие в творческих заданиях, стараясь подключить к работе весь класс. Ребята активно участвуют в общешкольных делах, посещают кружки, спортивные секции.

Среди детей выделяются лидеры и изолированные. Класс делится на микрогруппы (по интересам, месту жительства, по личным качествам). Сплочённого коллектива пока нет, но наблюдается открытость учащихся, доброжелательность. Классный руководитель старается направить свою работу на развитие и раскрытие индивидуальности ребят, умеющих жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

                                                  1.3 Прозвища как элемент речевого общения

Употребление прозвищ уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фа­милий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отража­лась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего — иронически преуве­личенная.

Прозвища закреплены и в литературе, истории. Если мы обратимся к истории возникновения имен, то узнаем, что в Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека. Были имена, которые часто отражали порядок появления детей (Первой, Старшой). Отдельные имена характеризовали время рождения ребенка, явления природы, христианские праздники. Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных (Пискун). Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Татарин. Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Ковриша, Тюря, Сахар, Борщ. Прозвища существовали со времён Древней Руси. Это подтверждают учебники истории, из них мы узнаём причины возникновения прозвищ во времена Древней Руси. Этот факт свидетельствует о том, что без прозвищ не обойтись, что они существовали и существуют до наших дней и искоренятся не скоро. Да ещё бесспорный факт, который доказан лингвистами: началом многих фамилий послужили, несомненно, прозвища.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

На сегодняшний день прозвища в детской речевой среде утратили социальное значение и несут исключительно эмоциональную окраску. «Младший подростковый возраст – это период обучения навыкам общения. Для развития самостоятельности ребенка эти навыки так же важны, как наличие парусов на мачтах парусника. Без них он не поплывет по волнам моря житейского. Значит, прозвища, в каком – то смысле, являются частным проявлением детской склонности приставать друг к другу, а за этим стоят исследовательские цели.

Но прозвища – это и форма вступления в контакт, и демонстрация себя, и психодиагностика потенциальной жертвы: посмотреть, как ты будешь реагировать. Ребята опытным путем приобретают много полезной информации о психологической дистанции, которую нужно учитывать в разных ситуациях общения»3, - утверждает Т.А Цукерман.

Прозвища не обязательно выражают негативное отношение к человеку, к его привычкам. Могут выражать и позитивное, если в человеке нравятся какие – либо привычки, манеры, черты характера, особенности речи. То есть все прозвища эмоционально окрашены, так как даются в зависимости от отношения к носителю прозвища. Некоторые прозвища становятся общеупотребительными, другие остаются не для всеобщего пользования, так как бывают грубыми, жестокими, обидными. От этого фактора прозвищ никуда не уйти. В прозвищах обнаруживаются проблемы психологического и социального порядка, проблемы культуры речи, характерные для сегодняшней школы.

Разговорная речь - некодифицированная, но нормированная разновидность литературного языка. Поэтому важно младшим подросткам понимать отличие разговорного литературного стиля от разговорного просторечного и грубого (жаргон, сленг и т. д.), находящихся за пределами литературного языка. Прозвища относятся к разговорному стилю, дают определённую информацию о носителе. Поэтому следует считаться со своеобразием этого стиля, изучать его лексический пласт, развивать, а не подавлять языковую интуицию школьников.

                                                     Выводы.

Изучив литературу по проблеме исследования, определили возрастные особенности младшего подростка, заключающиеся в том, что в этом возрасте привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Использование детьми прозвищ в своей речи даёт установку на некие законы, характерные только для определённого коллектива. Если же прозвища вызывают только негативное отношение у ребёнка, то это может сказаться на успеваемости, поведении, провоцируя возникновение переживаний, нарушая отношения со сверстниками.

Беседа с психологом лицея и классными руководителями 5А, 5Б, 5В классов позволила определить характерные особенности каждого коллектива. Среди пятых классов лицея 5А класс отличает низкий коэффициент групповой сплоченности, т.к. мало взаимных выборов. Нет чётко выраженного лидера, поэтому в коллективе сформировалось много микрогрупп, иногда совсем не общающихся между собой. В 5Б и 5В классах царит атмосфера дружбы и понимания, поэтому прозвища воспринимаются исключительно как проявление дружбы.

Употребление прозвищ уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фа­милий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отража­лась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего — иронически преуве­личенная.

Прозвища закреплены и в литературе, истории. Если мы обратимся к истории возникновения имен, то узнаем, что в Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, род занятий и пр.

На сегодняшний день прозвища в детской речевой среде утратили социальное значение и несут исключительно эмоциональную окраску, они относятся к разговорному стилю, дают определённую информацию о его носителе. Поэтому следует считаться со своеобразием этого стиля, изучать его лексический пласт, развивать, а не подавлять языковую интуицию школьников.

                                     Глава II «Влияние прозвищ на взаимоотношения учащихся 5-х классов»

                                                  2.1 Общая характеристика материала исследования

Сбор прозвищ проводился методом анкетирования. Поскольку подобные именования не всегда охотно обнародуются (некоторые воспринимаются их носителями как обидные), информаторами, как правило, выступали не столько непосредственные носители прозвищ, сколько лица, употребляющие прозвища в своей речи.

Учащимся 5-х классов была предложена следующая анкета:

Укажите ваш возраст: -

Ваш пол: женский – мужской.

Как вы относитесь к прозвищам, дразнилкам (положительно, отрицательно, равнодушно).

Считаете ли вы дразнилки проявлением агрессии? (да – нет)

Было или есть у вас прозвище? (да – нет)

Назовите ваше прозвище.

Как вы на это реагируете? (обижаюсь, не обращаю внимания, отвечаю тем же, другое)

Назовите прозвища, какими вы называете знакомых ребят.

С чем связаны эти прозвища? (с фамилией, с именем, с особенностями фигуры, с особенностями внешности, с характером, с поведением, другое)

Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы вас не дразнили?

Заглянув в «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, мы нашли следующие определения нужных нам понятий:

Дразнить – 1, кого (что). Злить, умышленно раздражая чем-нибудь.

Прозвище, - а, ср. Название, данное человеку по какой-нибудь - характерной его черте, свойству.

Кличка, - и, ж. 1. Имя домашнего животного.

2. Прозвище (шутливое, конспиративное и т. п.).

Обида, - ы, ж. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.

Агрессия, - и, ж. Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территории и насильственного подчинения своей власти.

Аффект, - а, может состояние сильного возбуждения и запальчивости. // прил. аффективный

По результатам анкетирования выяснилось, что только 4 ребят из опрошенных 71 не имели прозвищ и сами никогда никого не дразнили (а может, постеснялись ответить?). И мальчики, и девочки одинаково с удовольствием дразнили друг друга.

На вопрос «Считаете ли вы прозвища проявлением агрессии?» ребята ответили следующим образом.

В 5 А классе

70 % ребят от всех опрошенных согласились, что дразнение – это проявление агрессивности (Петух, Тарантул, Ушастик и др.),

30 % ребят не считают прозвища проявлением агрессии.

В 5 Б классе

25 %ребят от всех опрошенных согласились, что дразнение – это проявление агрессивности,

75 % ребят не считают прозвища проявлением агрессии.

В 5 В классе

30 % ребят от всех опрошенных согласились, что дразнение – это проявление агрессивности,

70 % ребят не считают прозвища проявлением агрессии.

Подавляющее большинство ребят указали свои прозвища (настоящие или бывшие), даже по 2 – 3.

«С чем же связанно происхождение прозвищ?»

5 А класс:

30 % прозвищ связаны с фамилией ученика,

10 % прозвищ связаны с именем,

10% прозвищ указывают на особенности внешности,

60 % прозвищ подмечают черты характера.

5 Б класс

40 % прозвищ связаны с фамилией ученика,

30 % прозвищ связаны с именем,

20 % прозвищ указывают на особенности внешности,

6 % прозвищ подмечают черты характера,

4 % по созвучию с фамилией певицы.

5 В класс

50 % прозвищ связаны с фамилией ученика,

20 % прозвищ связаны с именем,

10 % прозвищ связаны с поведением,

10 % по внешним сходствам с актёрами,

10 % от первой буквы фамилии.

Интересными были ответы на вопрос «Как вы реагируете на прозвища и дразнилки?»

5 А класс

30 % относятся равнодушно к тому, что к ним обращаются по прозвищам,

40 % обижаются,

30 % отвечают тем же.

5 Б класс

70 % относятся равнодушно к тому, что к ним обращаются по прозвищам,

10 % обижаются,

20 % отвечают тем же.

5 В класс

75 % относятся равнодушно к тому, что к ним обращаются по прозвищам,

15 % обижаются,

10 % отвечают тем же.

Традиционно для ситуации дразнения в детской среде характерен следующий ролевой расклад: агрессор – потенциальная жертва – наблюдатели. Поэтому мы задали ребятам такой вопрос «Что же делать дразнимому? Как достойно выйти из этой ситуации?»

Если воспользоваться ответами ребят, данными в анкете, то ситуация выглядит следующим образом:

5 А класс

70 % опрошенных предлагают активную ответную агрессию:

- «побить»,

- «дать по шее»,

- «послать его в баню»,

- «догнать и отлупить (но не больно)»,

- «обозвать в ответ»,

- «дать по лицу» и т. д.;

20 % опрошенных предлагают не обращать внимания;

10 % опрошенных ответили, что им нравится, когда к ним обращаются по прозвищу.

5 Б класс

10 % опрошенных предлагают активную ответную агрессию;

75 % опрошенных предлагают не обращать внимания;

5 % опрошенных предлагают изменить фамилию;

10 % опрошенных ответили, что им нравится, когда к ним обращаются по прозвищу.

5 В класс

15 % опрошенных предлагают активную ответную агрессию;

60 % опрошенных предлагают не обращать внимания;

10 % не знают, что делать в такой ситуации;

15 % опрошенных ответили, что им нравится, когда к ним обращаются по прозвищу.

Результаты анкетирования показали, что отношение детей к прозвищам неоднозначное. Одни рассматривают их как проявление симпатии, показатель единения референтной группы, другие же оценивают прозвища, как проявление агрессии, средство проявления антипатии к сверстнику.

Самый высокий процент оценивания прозвищ, как проявление агрессии, в 5А классе (70 %), в 5В классе 30 %, самый низкий в 5Б классе (25 %). Следовательно, реакция ребят на дразнения тоже разная: 70 % опрошенных в 5А классе предлагают активную ответную реакцию («дать по шее», «обозвать в ответ»), в 5Б классе с ними согласны 10 % опрошенных, а в 5В классе –15 %. Получается, что самую нейтральную позицию в ситуации дразнения занимают учащиеся 5Б класса. В то же время высок процент противоположной реакции на данную ситуацию – в 5А 20 %, в 5Б 75%, в 5В 60% опрошенных учеников предложили не обращать на прозвища внимания. Встретились в анкете и такие ответы ребят, в которых было сказано, что им нравится, когда к ним обращаются по прозвищу: 5А класс –10 %, 5Б класс –10 %, 5В –15 %. Высок процент обиды на прозвища учеников 5А класса (40 %), меньше обижаются в 5В классе (15 %), и наименьший показатель проявления обиды среди детей в 5Б классе (10 %).

Прозвища в 5А классе, в большей степени, подмечают черты характера носителя, говорит о том, что дети воспринимают одноклассников как индивидуальность. Но высокий показатель оценивания прозвища, как проявление агрессии, может подтвердить тот факт, в индивидуальности ребята стараются отметить слабые стороны одноклассника.

В 5Б классе появление прозвищ связывают, в большей степени, с именем сверстника. Причём перефразированные имена у ребят вызывают только положительные эмоции.

Так как коллектив 5В класса существует только первый год, дети создают прозвища, связывая их с фамилией носителя, его поведением. Поскольку характеры одноклассников ими только познаются, в этом классе нет прозвищ, связанных с этой особенностью одноклассников.

Данные результаты подтверждают наше предположение о том, что уровень сплоченности класса тесно связан с качеством прозвищ и отношением ребят к данному элементу речевого общения.

                              2.2 Классификация прозвищ, дразнилок, выявленных в речи учащихся 5-х классов

Прозвища по эмоциональной окраске:

положительные;

нейтральные;

отрицательные.

Реакция на прозвища:

равнодушие;

обида;

агрессия.

Причины происхождения прозвищ:

от фамилии;

от имени;

по внешности;

по черте характера;

по манерам поведения;

по внешнему сходству с известным актером;

от вида деятельности (танцы, книголюб);

от первой буквы фамилии;

по созвучию с фамилией певицы.

                                                  2.3 Проблемы формирования речевого взаимоотношения

Данные анкетирования показали, что прозвища оцениваются учащимися пятых классов по-разному не случайно. Там, где более дружные отношения в классе, там меньше агрессивных прозвищ. Дети воспринимают прозвища, как проявление дружбы, симпатии. Там, где сплочённость коллектива меньше, прозвища оцениваются, как нападение, провоцируя очередной конфликт в классе. Двенадцатилетним подросткам предстоит учиться вместе ещё много лет, и если вовремя не устранить причины ссор, то в будущем могут возникнуть серьёзные проблемы, которые не просто будет разрешить. Поэтому своевременное обнаружение причин, провоцирующих агрессию со стороны сверстников позволит избежать возможные конфликты.

Беседа с психологом помогла нам определиться с выбором различных упражнений, способствующих сплочению коллектива. Тренинговые занятия, направленные на сплочение коллектива и на установку межличностных отношений, позволяют «понять особенности личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в среде подростков, изменить мировоззрение школьников»4. Основной принцип, помогающий понять себя и других, это внимание к человеку. Участники данных упражнений должны научиться внимательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы уметь слышать друг друга, подмечать особенности каждого человека.

Психологический тренинг «Тимуровцы» способствует тому, что участники начинают откровенно говорить о себе, своих поступках, внутренних мотивах. С одной стороны, это прекрасная диагностика готовности членов созданной группы работать над собой, делиться своими мыслями и своим опытом. С другой стороны, это психологический настрой на доверительный стиль общения, показ возможности жить так, не боясь откровенных высказываний, делясь своими чувствами и размышлениями с другими людьми.

Смысл упражнения «Улыбка» заключается в том, что участники с первых контактов в группе и за ее пределами получают возможность (и принимают на себя обязанность) использовать самый эффективный прием психологической привлечения внимания партнера. Психологический механизм этого приема достаточно прост: 1. Улыбка, обращенная к человеку, напоминает ему о приятных минутах его жизни, которые были у каждого человека; 2. Воспоминания о приятных минутах жизни всегда сопровождаются положительными эмоциями, которые могут и не осознаваться данным человеком; 3. Любой человек всегда стремится к тому, кто вызывает у него положительные эмоции. Следовательно, улыбаясь окружающим, человек находит все больше и больше людей, которые тянутся к нему как к источнику своих положительных эмоций.

Задание «Новые знакомые» стимулирует активность участников, так как им приходится сознательно искать контакты. Его выполнение для многих является очень трудным, заставляет задуматься о стиле своих отношений с людьми, обратить внимание на свою манеру и стиль общения. После выполнения этого задания у членов группы появляется опыт, который послужит предметом для обсуждения во время групповых дискуссий.

Методические разработки А.С. Прутченковой могут помочь ребятам наладить взаимоотношения в коллективе, познать друг друга.

Если коллектив станет дружным, то прозвища, которые всё равно не искоренятся из речи ребят, не будут вызывать столько агрессии.

                                                                                             Заключение

Изучив литературу по проблеме исследования, определили возрастные особенности младшего подростка, заключающиеся в том, что в этом возрасте привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Использование детьми прозвищ в своей речи даёт установку на некие законы, характерные только для определённого коллектива. Если же прозвища вызывают только негативное отношение у ребёнка, то это может сказаться на успеваемости, поведении, провоцируя возникновение переживаний, нарушая отношения со сверстниками.

Беседа с психологом лицея и классными руководителями 5А, 5Б, 5В классов, позволила определить характерные особенности каждого коллектива.

Для 5А класса характерен низкий коэффициент групповой сплоченности, т.к. мало взаимных выборов. Нет чётко выраженного лидера, поэтому сформировалось много микрогрупп, иногда совсем не общающихся между собой. Данный класс имеет самый высокий показатель качества знаний среди пятых классов лицея. Ребята очень активны, принимают участие во всех лицейских, городских, краевых, общероссийских олимпиадах и конкурсах. С огромным удовольствием ученики проводят внеклассные мероприятия. Но, в тоже время, данный класс отличает ещё одна особенность от других пятых классов. Учебная мотивация в этом классе стоит намного выше межличностных отношений. Между детьми часто происходят конфликты. Были такие случаи, когда класс выбирал «жертву», которая подвергалась осмеянию, отчуждению. Причиной для того, чтобы ребёнок стал изгоем, может стать не только неудача ученика, его оплошность, но и высокий уровень успеваемости. Ученики 5А класса больше относятся друг к другу как к соперникам, поэтому успехи другого иногда являются поводом для ссор.

В5Б классе хороший коэффициент групповой сплочённости. Много взаимных выборов. Дети отличаются высокой активностью во внеклассных делах, инициативностью и творческим началом. Дружный сплоченный коллектив сложился благодаря первому учителю. Чётко прослеживается работа над нравственными качествами личности. В этом классе царит благоприятная атмосфера, чувствуется взаимопонимание и уважение к учителю. В учёбе у большинства учащихся класса преобладает верная учебная мотивация, связанная с получением хороших оценок или одобрением родителей. В классе выделяются два положительных лидера, которые объединили вокруг себя большую часть класса. Исходя из наблюдений и бесед, представляется, что авторитет их основан на честности, ответственности, общительности и физической подготовке.

5В класс отличает средний коэффициент групповой сплочённости, в нём мало взаимных выборов. Это связано с тем, что в классе многие ребята являются вновь прибывшими. В коллективе выделяется актив, который с инициативой принимает участие в творческих делах, стараясь подключить к работе весь класс. Среди детей выделяются лидеры и изолированные. Класс делится на микрогруппы (по интересам, месту жительства, по личным качествам). Сплочённого коллектива пока нет, но наблюдается открытость учащихся, доброжелательность.

Результаты проведённой работы с анкетами отражены в различных классификациях. Сопоставительный анализ отражает различный круг возможных причин появления прозвищ в конкретных классах.

Анкетирование показало, что отношение детей к прозвищам неоднозначное. Одни рассматривают их как проявление симпатии, показатель единения референтной группы, другие же оценивают прозвища, как проявление агрессии, средство проявления антипатии к сверстнику.

Самый высокий процент оценивания прозвищ, как проявление агрессии, в 5А классе (70 %), в 5В классе 30 %, самый низкий в 5Б классе (25%). Следовательно, реакция ребят на дразнения тоже разная: 70% опрошенных в 5А классе предлагают активную ответную реакцию («дать по шее», «обозвать в ответ»), в 5Б классе с ними согласны 10% опрошенных, а в 5В классе –15 %. Получается, что самую нейтральную позицию в ситуации дразнения занимают учащиеся 5Б класса. В то же время высок процент противоположной реакции на данную ситуацию – в 5А 20 %, в 5Б 75 %, в 5В 60 % опрошенных учеников предложили не обращать на прозвища внимания. Встретились в анкете и такие ответы ребят, в которых было сказано, что им нравится, когда к ним обращаются по прозвищу: 5А класс –10 %, 5Б класс –10 %, 5В –15 %. Высок процент обиды на прозвища учеников 5А класса (40 %), меньше обижаются в 5В классе (15 %), и наименьший показатель проявления обиды среди детей в 5Б классе (10 %).

Тот факт, что прозвища в 5А классе в большей степени отмечают черты характера носителя, говорит о том, что дети воспринимают одноклассников как индивидуальность. Но высокий показатель оценивания прозвища, как проявление агрессии, может подтвердить тот факт, что в индивидуальности ребята стараются отметить не лучшие стороны одноклассника, его слабости.

В 5Б классе появление прозвищ связывают, в большей степени, с именем сверстника. Причём перефразированные имена у ребят вызывают только положительные эмоции.

Так как коллектив 5В класса существует только первый год, дети создают прозвища, связывая их с фамилией носителя, его поведением. Поскольку характеры одноклассников ими только познаются, в этом классе нет прозвищ, связанных с этой особенностью одноклассников.

Данные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что уровень сплоченности класса, личностные особенности учеников тесно связаны с качеством прозвищ и отношением ребят к данному элементу речевого общения.

                                                                                               Литература

1. Немов Р.С. Психология.т.2. 2000., с. 210. 7. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд.- М.: Рус. яз., 1987. 3. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм – Еврознак, 2001. – с. 656

4. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – с.140

5. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – с.303. 6. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов – на – Дону, Феникс, 2004. 7. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л.: Лениздат, 1991.

8. Цукерман Т.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., Интерпракс, 1995.


                                                                                                       Приложения

1. Прозвища, выявленные в речи учащихся 5А класса

От фамилии: Юра (Юрченко), Лама (Ламодуров), Цапля (Цапиков), Булка (Булес), Петух (Петухов), Ча-ча (Нечаев), Алекс (Александров).

От имени: Кэт (Катя), Мася (Максим), Моря (Марина), Серый (Серёжа).

По черте характера: Тарантул (злой, агрессивный), Лев (волевой), Таракан (неприятный), Шальная (не сидит на месте), Чайник (медленно соображает), Пушкин (любит читать стихи),Киса (тихий), Торнадо (очень активная), ЧП (часто попадает в разные неприятности),Тугой (долго думает).

По внешности: Ушастик (уши торчат), Пуговка (маленького роста), Кудряш, Бараш (волосы кучерявые, Пончик (плотного телосложения).

По созвучию с фамилией певицы: Гурченко (Юрченко).

2. Прозвища, выявленные в речи учащихся 5Б класса

От фамилии: Торопыжка, Тпор (Тороп), Хахарик, Хахар (Захаренко), Сказка (Скаскевич), Паздник (Паздникова), Круг (Круговых), Хондик (Хандалаев), Николаша (Николаев), Чеснок (Честнова),Казадулька (Казадаева)Семечка , Сема (Семенкова), Ковальча-саранча (Ковальчук)., Шлюпка (Шалюпка).

От имени: Масяня, Мася (Максим), Дися (Денис), Туся (Наташа), Динь-диринь, Динька (Денис), Никич (Никита)

По черте характера: Засоня (любит спать), Базар (много разговаривает), Черепашка (медлительный), Блатата (самоуверенная).

По внешности:Саранча (высокого роста), Шрек (толстый, неуклюжий), Свинья (полный), Негр (черные волосы).

По созвучию с фамилией певицы: Гурченко (Юрченко)

3. Прозвища, выявленные в речи учащихся 5В класса

От фамилии: Петросян, Кищук (Петращук), Юра (Юрченко), Трафик, Рафик (Трофимова), Кирик, Кириешка (Кирьянов), Долмат (Долматова), Филиппок, Филька (Филиппов).

От имени: Коляш (Коля), Масяня (Максим), Александр (Александра), Поляндрыш (Полина)

По внешности: Колобок, Карлсон (плотного телосложения), Крысёныш (маленький, любит повизгивать), Растишка (небольшого роста).

По манерам поведения: Терминатор (боевая), Киса (малая)

По внешнему сходству с известным актером: Галустян (кучерявый, маленький), Катя Пушкарёва (большие глаза).

От вида деятельности (танцы, книголюб): Джага- джага.

2. Упражнения на сплочение коллектива и на установку межличностных отношений

«ТВОЕ ИМЯ, ИЛИ Я ХОЧУ ТЕБЯ НАЗЫВАТЬ...»

“Наше знакомство будет проходить следующим образом. Сейчас каждый из вас приготовит лист бумаги, где он будет записывать те имена, которые ему назовут члены группы. В течение 10 минут вы будете свободно двигаться по комнате, подходить друг к другу, устанавливать контакт, здороваться и говорить примерно следующую фразу: “Я хочу тебя называть...”, и вы указываете имя, которое, на ваш взгляд, подошло бы вашему партнеру. При этом учитывайте, кто перед вами, как выглядит этот человек, во что одет, какие у него глаза, какой голос, манера общаться и т.д. Главное ваше представление о том, какое имя ему (ей) подойдет, больше соответствует характеру этого человека. Все имена, которые вам назовут ваши партнеры, нужно записать.

После того, как вы поприветствуете всех членов группы, вы внимательно просмотрите полученный список и выберите то имя, которое вам больше всего пришлось по душе. Вы вправе оставить себе и свое настоящее имя, если в перечне предложенных вам имен не нашлось ни одного устраивающего вас.

Когда вы решите, какое имя взять, нужно оформить визитку, где указываете это тренинговое имя. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать ваше тренинговое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы будете обращаться друг к другу по этим именам. Не забудьте, что подойти нужно к каждому человеку”.

Рекомендации ведущему. Вам следует позаботиться о карточках для оформления визиток. Можно нарезать их из плотной бумаги или взять обычные библиографические карточки. Также лучше иметь под рукой булавки, ручки, карандаши. В случае если несколько участников выберут себе одинаковые имена, вам следует посоветовать им найти вариант этого имени, например, Поля, Поленька, Полюшка и т.п. или взять другое игровое имя. Это нужно для целого ряда тренинговых занятий. И главное каждый член группы должен почувствовать свою индивидуальность даже в такой детали как игровое имя.

Когда все визитки будут готовы, пригласите участников в большой круг. Они по очереди рассказывают о своих впечатлениях, о проведенном этюде: чье предложение понравилось больше всего, какое имя совсем не понравилось и почему и т.д.

Психологический комментарий. Это самое первое упражнение тренинга. Оно предназначено настроить участников на серьезное отношение к делу. Процедуры приветствия и выбора имени могут дать многое для понимания человека. Уже с этого упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, это внимание к человеку. Заключительная процедура обсуждения каждого упражнения является обязательной. Участники должны научиться внимательно, слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы уметь слышать друг друга, подмечать особенности каждого человека.

«Тимуровцы»

“Давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем вы помогли за последние дни? Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?

Кто первый готов рассказать о своем “тимуровском поступке”, т.е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т.д. Не забывайте при этом слышать и содержание его рассказа, о чем говорит человек, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.”

Рекомендации ведущему. Этот этюд можно проводить либо в большом круге, если в группе не более 15-16 человек. Если в тренинге участвует большее количество людей, то это упражнение следует провести в малых группах по 7-8 человек. В случае отказа участника от высказывания вы можете попросить его все-таки попробовать еще раз после того, как выступят остальные члены группы, но, если он так и не сможет преодолеть внутренний барьер, не следует настаивать. Дайте ему возможность прочувствовать атмосферу группы, убедиться в доброжелательности участников тренинга и, вас в том числе. На таких членов группы вам стоит обратить особое внимание, естественно, ничем не выделяя их из в остальных участников. При организации и проведении следующих упражнений и этюдов чаще давайте им возможность включаться в работу микрогрупп, отвечать на ваши вопросы, выступать перед всей группой.

Психологический комментарий. Это одно из самых первых упражнений тренинга, в ходе которого участникам приходится откровенно говорить о себе, своих поступках, их внутренних мотивах. С одной стороны, это прекрасная диагностика готовности членов созданной группы работать над собой, делиться своими мыслями и своим опытом. С другой стороны, это психологический настрой на доверительный стиль общения, показ возможности жить так, не боясь откровенных высказываний, делясь своими чувствами и размышлениями с другими людьми.

                                                                               Литература к материалам приложения

1 Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм – Еврознак, 2001. – с. 423

2 Немов Р.С. Психология.т.2. 2000., с. 131

3 Цукерман Т.А, Мастеров Б.М. «Психология саморазвития». – М., «Интерпракс», 1995.- с. 99.

4 Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – с.56

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/15806-issledovatelskaja-rabota-vlijanie-prozvisch-n

 


Поделиться: