Поиск по сайту

Создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования


Авторcтво: Козырина Анна Анатольевна, директор МАОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина», г. Ревда


       В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012) и новые образовательные стандарты закрепили интегративные и инклюзивные тенденции на уровне государственной политики. Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» определяет организацию образовательной деятельности для лиц с ОВЗ.
       Проект МАОУ «СОШ № 3» направлен на решение актуальной проблемы развития системы образования – интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на основе инклюзии.
       В школе обучается 53 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и 14 детей-инвалидов, среди которых 88% обучается по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ОВЗ.
С 2016 года в школе целенаправленно организуется доступная среда: используется компьютерная программа «БОС-Здоровье», используется логотерапевтическая программа, офтальмологический тренажер «Визотроник».
       Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.
Целью проекта является создание системы эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования в школе через организацию коррекционно-развивающего пространства и подготовку междисциплинарной команды специалистов.
       Задачи направлены на изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов; создание архитектурной доступности; создание образовательного пространства, способствующего проведению коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий; формирование междисциплинарной команды специалистов; повышение профессиональной компетентности учителей; организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Создание системы эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования в школе предполагает совершенствование специальных образовательных условий по различным направлениям.
       Анализ созданных условий показывает необходимость совершенствования образовательной среды через формирование инклюзивной образовательной среды.
Процесс реализации проекта реализуется через содержание деятельности по решению проблем:
• отсутствие качественной коррекционно-развивающей среды школы для проведения занятий коррекционно-компенсирующей и развивающей направленности специалистами;
• недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов школы для работы в условиях инклюзивного образования;
• отсутствие комплексного взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения для организации коррекционно-развивающей деятельности.
• Основными результатами деятельности являются:
• наличие и функционирование таких новых элементов инклюзивной образовательной среды школы, как кабинет инклюзивной практики, модернизированный вход (выход) в школу для детей с ОВЗ и инвалидов;
• повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области инклюзивного образования, в области социальной адаптации и реабилитации детей:
• модель комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и система социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения и социальной защиты.

                                                                       Список используемых источников

1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0
2. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» – методика, технологии и реализация: метод. пособие / под ред. В.Д. Парубиной – Казань: ИД «МеДДоК», 2018. – 160 с.
https://perspektiva-inva.ru/images/publications/inclusive-edu/Formirovanie-incliuzivnoi-sredy-v-obra...
3. Анищева Л.И., Соловьёва Н.В. Организация инклюзивной образовательной среды (в вопросах и ответах): Учебное пособие для системы повышения квалификации педагогов. - Воронеж : ВГПГК, 2016. - 52 с.
http://www.bordt.ru/images/stories/uch_posobie.pdf
4. Российское образование. Федеральный портал. Коррекционные и инклюзивные школы: пути особого обучения.
https://edu.ru/news/obrazovatelnaya-sreda/korrekcionnye-i-inklyuzivnye-shkoly-puti-osobogo-o/
5. Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 149 с.

Поделиться: