Поиск по сайту

Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения


Авторcтво: Касаткина Наталья Валерьевна, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП, методист ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга


      Современность наполнена новыми идеалами и ценностями, вытесняя, зачастую, традиционные, исконные, подлинные ценности. Все это влечет за собой ряд проблем в развитии духовно-нравственной культуры детей младшего подросткового возраста. Данные проблемы требуют особого внимания и поиска путей для их решения.

      Растет разрыв с прошлым, с культурой предков, с их обычаями, традициями, верованиями. Современное общество не ориентировано на культ традиции. СМИ, новые информационные технологии и устройства отдаляют людей друг от друга не только внутри одного поколения, но и увеличивая разрыв между поколениями. Связь между детьми и родителями ослабевает, каждый погружается в свои гаджеты, сводя на минимум общение, взаимодействие, преемственность, традиционность, духовность. А ведь традиция устной передачи информации, совместное времяпрепровождение, семейные праздники, обычаи и обряды, в которых и присутствует связь поколений, рушится. Для современного ребенка нет ценности в домашнем семейном досуге, и нет, как таковой, потребности в близости не только с родственниками, но и со сверстниками. Дети погружены в виртуальные пространства игр, социальных сетей, где давно иссякла всякая духовность, акцент на роль общекультурных ценностей. Родители, в свою очередь, ввиду своей занятости или уже потерянных навыков поддержания культурных традиций, тоже погружены в мир интернета. Духовность и нравственность в такой ситуации черпать неоткуда. Родитель не транслирует ребенку духовные ценности, сам, возможно, их не осознавая. Происходит размывание современных ценностей, родители перекладывают обязанность этой трансляции на различные учреждения, в первую очередь, школу, не берут на себя ответственность за духовное и патриотичное воспитание своих детей.

     В такой момент возрастает роль дисциплин духовно-нравственного цикла. Предмет ОРКСЭ восполняет тот пробел, ту пустоту у подрастающего поколения, в потребностях духовных, ведь, несмотря на то, что учащийся в младшем подростковом возрасте не всегда осознает эту потребность, она имеется, поскольку человек – существо разумное, духовное, которое на каждом этапе своего развития постигает какие-то истины, совершенствуется, изменяется. Смысл существования человека заключается в том, чтоб на протяжении всей жизни душа все больше избавлялась от лишнего, стремясь к чему-то более высокому, и чем раньше ребенок начнет осознавать роль своего духовного роста, тем лучше. Курс ОРКСЭ, на мой взгляд, очень емко освещает все составляющие духовного развития, помогает детям говорить, рассуждать, самим приходить к тем или иным умозаключениям. Такие ключевые понятия, как добро и зло, мораль, истина, вера, религия, культурные традиции различных народов мира, помогают познакомить, погрузить учащегося в мир более высокой нравственности по сравнению с той, что присутствует в его в обыденном окружении.

     В связи с вышесказанным, хочется отметить, что через ознакомление с различными религиозными культурами посредством модульных дисциплин ОРКСЭ, есть все перспективы для решения проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


Поделиться: