Поиск по сайту

"Неистовый Корней!" К 140-летию со дня рождения выдающегося писателя, переводчика, педагога, мемуариста Корнея Ивановича Чуковского.


Авторcтво: Ильичёва Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель, Купрюхина Ольга Алексеевна, воспитатель ГБДОУ №139 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Чтение художественной литературы играет огромную роль в нравственном становлении личности ребёнка. В настоящее время издательства предлагают большой ассортимент детской литературы. К сожалению, не всегда она должного качества. Помочь детям познакомиться с высоко - художественной литературой – важная задача для воспитателей и родителей.

       31 марта 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения знаменитого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (при рождении Николай Корнейчуков). Его удивительные, талантливые произведения знакомы нам с раннего детства. Знакомясь с ними, мы любуемся красотой родного языка, с его многогранностью и яркостью. Они учат радостному восприятию окружающей жизни, развивают воображение и фантазию ребёнка! Герои сказок Корнея Ивановича Чуковского помогают вырасти малышу добрым, талантливым, трудолюбивым.
       Перенесёмся в далёкий 1919 год…, два года прошло после революции, в стране голод, разруха…
В ночлежку для беспризорников на Таганке со стопкой книг шагает товарищ Григорьева - библиотечный работник. Самоотверженная женщина верит, что она сможет спасти немало сиротских душ, просто читая детям книги.
  - "Крокодила", "Крокодила", - скандируют чумазые обитатели ночлежки.
Женщина, не удивляясь, достает квадратную книгу, больше похожую на тетрадь, усаживается поудобнее и начинает читать вслух. Ребята слушают (который раз), раскрыв рот. Многие шепотом повторяют за библиотекарем рифмы:
  Жил да был
  Крокодил.
  Он по улицам ходил,
  По-турецки говорил,-
  Крокодил, Крокодил Крокодилович!
      Тогда в 1919 году "Крокодил" Корнея Чуковского произвел неожиданный переворот в детской литературе. Даже автор не ожидал такого фурора!
Ее знали наизусть беспризорники, читали в интеллигентных семьях в России и эмигранты за границей.
      В 1916 году Максим Горький знакомится с Чуковским. Писатель создает отдел детской литературы в издательстве "Парус", поэтому ищет авторов: писателей, поэтов, иллюстраторов.
К.И. Чуковский к тому времени известный литературный критик. Он разносит в пух и прах книжонки про сыщика Ната Пинкертона, пишет статьи "Матерям о детских журналах".
М.Горький обращается к Чуковскому: «Вот вы ругаете ханжей и прохвостов, создающих книги для детей. Представьте, что они уже уничтожены вами, что же вы дадите ребенку взамен? Сейчас одна хорошая детская книжка сделает больше добра, чем десять полемических статей. Напишите-ка длинную сказку, если можно в стихах, вроде «Конька-Горбунка», только, конечно, из современного быта» (цитата из книги "Книги нашего детства" М. Петровский). Кстати, "Крокодил" к тому времени у Чуковского был уже почти написан.
      Как-то у Корнея Ивановича заболел сын. Они ехали на поезде из Хельсинки в Санкт-Петербург к доктору. Чтобы отвлечь сына, Чуковский на ходу начал сочинять. Смотрел в окно, вспоминал что-то из недавно прочитанного, увиденного и вплетал в строки. Как только останавливался, сынишка плакал. Время на раздумья не было…
И это первое, что отличало стихи Чуковского от остальных - стремительность, частая смена "кадров".
     Подбежал городовой:
     - Что за шум? Что за вой?
     Как ты смеешь тут ходить,
     По-турецки говорить?
     Крокодилам тут гулять воспрещается.
     Усмехнулся Крокодил
     И беднягу проглотил,
     Проглотил с сапогами и шашкою.
По стихам К.И. Чуковского легко создавать мультфильмы. Ведь это - уже готовые сценарии. Детям, очень нравится, что история рассказывается быстро, красочно и понятно. Так, в 1984 году по сказке "Приключения Крокодила Крокодиловича" снят мультфильм "Ваня и Крокодил"
      Корней Иванович был незаконнорожденным ребенком. Его мама прислуживала в доме отца. Кроме социальных различий, были еще и религиозные: отцу (иудею) запретили жениться на православной крестьянке.
Чуковский хорошо учился в гимназии, но после 5 класса его отчислили: вышел закон о "кухаркиных детях", которым запрещали обучаться в гимназии. Он учился самостоятельно, по самоучителю овладел английским языком.
      Работая журналистом, он был направлен в Англию, как единственный сотрудник, знающий английский. К.И.Чуковский берёт на себя миссию - сделать высокую мировую литературу доступной каждому человеку. Он переводит произведения Уайльда, Уитмена, Киплинга, Шекспира, Конан Дойля, O'Генри, Марка Твена, пишет книгу для переводчиков.

      К.И. Чуковский любил наблюдать за детьми. Особенно ему нравилось подмечать, как формируется речь ребенка. В своей книге "От 2 до 5", Корней Иванович собрал множество удивительных, ярких детских высказываний. Чуковский говорил, что маленьких детей нужно готовить к пониманию "взрослой" поэзии. Он предложил свой вариант - включать в незамысловатую историю поэтические "нарезки".
Корней Иванович Чуковский говорил: "Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше". Задумайтесь над этими словами. Дети тонко чувствуют мир. Всё, что они слышат и видят, они впитывают как губки. А плохие стихи? Что они могут дать детям? О чём рассказать? Чем поделиться? Для детей надо писать как для взрослых, только лучше, чтобы достучаться до их сердец, потому что дети живут в другом, волшебном мире, со своими образами и логикой. Живые образы, живые интонации, "легкость пера" - вот что нужно. Механически срифмованные слова никогда не найдут правильной дороги к детским сердцам. К.И. Чуковский в своей книге "От 2 до 5" очень точно сформулировал 13 заповедей для детских поэтов.
      Двенадцатая заповедь из них такова: «Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых». По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей.
Тринадцатая заповедь гласит: «Детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит». И это самая главная заповедь! Дети по природе своей счастливые оптимисты, и не может хорошо писать для них человек хмурый и злой. Только чувствуя себя счастливым человеком, можно творить чудеса!
      Корней Иванович Чуковский был выдающимся литературоведом, переводчиком, критиком. Он написал много чудесных произведений и для взрослых. Они также талантливы, интересны и познавательны. Перечитайте его книгу «Живой как жизнь» и вы ещё больше полюбите наш родной русский язык!

      Предлагаем вашему вниманию сценарий Вечера досуга «С днём рождения, дорогой Корней Иванович Чуковский!»
Ведущая: 140 лет назад родился замечательный детский писатель Корней Иванович Чуковский! (годы жизни: 19 марта 1882 – 28 октября 1969)
Он был большим фантазёром и выдумщиком! К.И. Чуковский придумал необычные имена для своих героев. Давайте, ребята их вспомним!
Дети: Айболит, Мойдодыр, Бармалей, Муха-Цокотуха и другие.
Ведущая: К.И.Чуковский написал много сказок для детей! Ребята, назовите свои самые любимые! (дети отвечают)
Давайте вспомним ваши самые любимые отрывки из этих сказок!
дети рассказывают фрагменты из сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Айболит»
Ведущая: Молодцы! Ребята, отгадайте, из какой сказки эти стихи: «Ох, нелёгкая эта работа, из болота тащить бегемота?» (дети отвечают) Правильно, из произведения К.И. Чуковского «Телефон».
А какая команда ребят быстрей справится с этой работой у нас на празднике мы сейчас и проверим!
Аттракцион «Кто скорей вытащит Бегемота из болота?»
Дети делятся на две команды, берутся за концы каната, в центре которого прикреплён игрушечный смешной Бегемотик. Кто быстрей вытянет его на свою сторону, та команда и победила. Аттракцион проходит под весёлую песенку о дружбе
Ведущая: Молодцы! Победила дружба!
Ребята, а что это такое? (показывает галоши) А из какой они сказки? Тоже из сказки «Телефон» Давайте вспомним, как об этом написал Корней Иванович Чуковский?
Дети: «Мой милый, хороший пришли мне галоши, и мне, и жене и Тотоше!»
Ведущая: Давайте поиграем в весёлую игру!
Эстафета «Забавные галошки»
(Ребята делятся на две команды: девочки и мальчики. Нужно по очереди надевать галоши, оббежать вокруг конуса и вернуться в свою команду, кто скорей. Галоши большого размера, идти в них очень, очень весело!)
Ведущая: Как замечательно мы поиграли, молодцы!
под музыку входит Федора

Федора: Здравствуйте, мои друзья!
Зовут Федорою меня!
А из какой сказки я к вам пришла, знаете? (дети отвечают: из сказки «Федорино горе»)
Правильно! А кто написал эту сказку? (дети: Корней Иванович Чуковский) Верно!
Не любила я посуду, грязь я развела повсюду!
Но, теперь я не такая - полюбила чистоту!
Если только захотите и вам с порядком помогу!
Ведущая: Мы тоже очень любим порядок, любим игрушки собирать! Сейчас Вам это и покажем!
Федора: С удовольствием посмотрю!
Эстафета «Кто скорей соберёт игрушки?»
(ребята строятся в две команды: девочки и мальчики. В большом обруче сложены игрушки и для девочек и для мальчиков. Девочки по очереди выбирают игрушки для мальчиков и относят их в свой контейнер для игрушек, а мальчики выбирают игрушки для девочек и относят в свой контейнер. Кто самый быстрый, старательный и внимательный!)

Федора: Молодцы! А сейчас давайте потанцуем!
Общий танец под песню «Добрые сказки»
Федора: Как мы весело танцевали, молодцы ребята! А я вам, подарочки приготовила! (раздаёт книжечки со сказками Корнея Ивановича Чуковского- дети благодарят)
Ведущая: Спасибо, Федора! А наш праздник заканчивается, а встречи с замечательными книгами К.И.Чуковского будут продолжаться. Ребята, попросите взрослых ещё раз прочитать вам сказки этого замечательного детского поэта, учитесь читать сами, полюбите книгу и тогда ваша жизнь будет прекраснее и интересней! А сейчас давайте дружно скажем:
Все: С Днём рождения, Корней Иванович Чуковский!!
      Желаем всем новых творческих побед!
Слушайте аудиозаписи сказок К.И. Чуковского в и
сполнении автора:

lightaudio.ru›mp3/Чуковский (читает автор); hotplayer.ru›?s=Чуковский (читает автор);
2ipleer.com›q/Чуковский стихи/;
deti-online.com›Аудиосказки›Корней Чуковский 

      Воспитывайте у детей любознательность, радость творчества, любовь к чтению художественной литературе. Знакомьте их с творчеством Корнея Ивановича Чуковского!

Поделиться: