Поиск по сайту

Мелодика английского языка


Авторcтво: Филиппова Татьяна Алексеевна, учитель английского языка, ГБОУ №463 Санкт-Петербурга


     Язык – это музыка. Только ноты в нём – слова, состоящие из сильных (ударных) слогов и слабых (безударных) долей, которые объединяются и формируют фразы. Сочетание ударных и безударных частей слов делает речь плавной и красивой, что позволяет развивать «чувство языка» и понимать его мелодичность. Обучать мелодике речи при овладении иностранным языком – в данном случае английского – необходимо. И главная сложность состоит в том, что русский и английский языки имеют разную мелодику речи и высоту тона голоса. Отсутствие англоговорящей среды для восприятия речи на слух создаёт трудности в усвоении языкового материала. Поэтому учитель английского языка обязан уделять время развитию осознанного восприятия особенностей звучания английского языка, то есть научить детей осмысленному, логическому и правильно фонетически оформленному выражению мыслей на английском языке. Для этого одним из главных этапов работы может стать чтение, дающее возможность совершенствовать произношение и научиться осмысленно читать текст.
      Как учитель-практик я знаю, что в седьмом классе проводится ВПР по английскому языку, в которой одним из критериев оценки навыков владения языком является контроль чтения. При наличии внеурочного часа занятий по английскому языку я имею возможность уделять больше времени мелодике речи и осознанному чтению. Во время про-хождения ВПР учащимся предлагается прочесть небольшой текст, оценивая навыки чтения по нескольким критериям: произношению, мелодике речи и осмысленности читаемого. С целью успешной подготовки учащихся к прохождению ВПР по английскому языку в разделе “Чтение” я, работая с тренировочными текстами на внеурочных занятиях, использую следующий алгоритм осмысленного анализа текста:

1. Чтение текста целиком.
2. Разбитие предложений текста на ритмические группы.
3. Маркировка (обозначение значками) предложений текста.
4. Соединение ритмических групп в единые законченные предложения.

      Для данной работы я пользуюсь текстами из тренировочных заданий ВПР 2021 года или ресурсами учебника. Данный текст взят из подготовительных заданий ВПР:

We cannot imagine our world without colours. Nature offers us so many bright colours. Life in black and white cannot be beautiful. The rainbow is one of the best symbols of our colour-ful world. People define different types of colours. It is important to make nice combinations of colours while choosing clothes or thinking of home design. There are pale colours. They are light and never bright. You can combine them with any other colour. These are black, white, grey and brown. Other colours are added to attract attention.

После прочтения текста я объясняю ученикам использование значков разметки в тек-сте для правильной мелодики и интонации.

' - ударный главный слог.
ˌ - безударный слог.
͜ - соединение слов при чтении.
↑ - восходящий тон голоса.
↓ - нисходящий тон голоса.
׀ - пауза между словами

     Затем я объясняю ученикам, что все безударные слоги в словах присоединяют к ударным, поэтому пауз между словами в предложениях не должно быть. Тон голоса в английском языке более ровный, поэтому голос должен быть не очень высоким, но и не слишком низким. Вместе с учащимися я беру для анализа первое предложение:

                We͜ can'not͜ im'agine͜ our͜͜ 'life͜ with'out͜↓'colours.

Мы получаем следующие слоговые группы:

                 Wecannotim agineourlife withoutcolours.

      На первый взгляд получилась полная бессмыслица, но при дальнейшем разборе текста ученики начинают привыкать к соединению слогов, и чтение становится ровным и мелодичным.
Мы делаем разметку всех предложений текста. Я предлагаю всем учащимся попробовать прочитать текст, следуя разметке предложений. Я сразу акцентирую внимание учащихся на то, что в безударном положении все гласные дают нейтральный звук “э” или короткий “и”.
       Подобный вид деятельности занимает много времени и требует от учащихся серьёз-ной концентрации внимания, но в дальнейшем такой проводимый анализ текста приведёт учащихся к осмысленному, а также фонетически и мелодически правильно оформленному чтению. После этого мы читаем текст хором, а потом я предлагаю каждому ученику прочитать текст индивидуально, обращая внимание на отсутствие пауз между членами предложения и расстановке логических ударений.
       Я уверена, что такой подход к осмысленному чтению поможет тем учащимся, которые в дальнейшем планируют сдавать ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.

Поделиться: