Поиск по сайту

Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР


Авторcтво: Мартынова Татьяна Леонидовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №43 Выборгского района Санкт-Петербурга


     

 Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
      Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Задача логопедов - преодоление причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.
      Большое значение для совершенствования логопедического процесса имеет коррекционно-развивающая среда, которая является реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и обучения детей, имеющих нарушения речи. Ребенок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а являться источником детского развития. Любое исследование ребенка должно быть основано на удивлении, что в свою очередь является первоосновой мышления. Удивление ребенка должно лечь в основу принципа организации развивающей среды. Необходимо продуктивнее оборудовать предметно-развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей направляющей и обучающей. Обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребенка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.
      Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным. Чтобы помочь детям, имеющим ОНР, необходима совместная деятельность учителя-логопеда, педагогов и родителей, что приведет к более эффективным результатам в коррекционной работе.
      Без сомнения, работа каждого специалиста в формировании правильной речи у детей очень важна, но все же главным помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений является воспитатель. Роль воспитателя речевой группы заключается в том, чтобы закреплять приобретенные знания, отрабатывать умения до автоматизма навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии. Поэтому одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия – искренняя заинтересованность воспитателя в его желании помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему помощь и поддержку в случаях затруднения. Очень важно использовать в коррекционном процессе все режимные моменты: прогулки, подготовку к завтраку, занятиям, игры, так как только такая целостная работа даст свои результаты. Все занятия – ознакомление с окружающим, развитие речи, математику, конструирование, аппликацию, лепку, игру – мы проводим в соответствии с лексическими темами. Таким образом, обеспечивается многократность повторения. Основной формой работы с детьми являются занятия, которые направлены на расширение объема активного словаря, формирование устойчивых грамматических навыков, развитие связной речи. Связная речь является сложной формой речевой деятельности. У детей компенсирующей группы формирование связной речи усложняется многократно.
      Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:
1. Развитие речевой и познавательной активности детей с ОНР.
2. Развитие общеинтелектуальных умений.
      Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР необходимо создать в группах развивающую предметную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения станет ЛОГОсреда в речевых группах. ЛОГОсреда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:
- чувство психологической защищенности;
- средства полноценного развития (т.е. должна быть обеспечена радость существования);
- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребенок-педагог»;
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
      Работа в ЛОГОсреде позволяет «спроектировать» любую рабочую лексическую тему. Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Организация работы в этой зоне стимулирует развитие ребенка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность.
      ЛОГОсреда – это ключ к освоению рабочей лексической темы. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно-развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу.
Например: в старшей речевой группе через ЛОГОсреду «Волшебный лес» проходят все лексические темы:
Осенний период – ЛОГОсреда «Осень в волшебном лесу»:
Лексические темы в сентябре: «Как мы лето провожали», «Ранняя осень», «Деревья в лесу».
Лексические темы в октябре: «Овощи», «Фрукты», Поздняя осень». В этот период происходит активизация импрессивного словаря детей словами: август, сентябрь, ранняя осень, золотая.
Лексические темы в ноябре: «Посуда», «Одежда», «обувь».
      Для активизации словаря проводятся:
1. Грамматические упражнения такие как: образование родственных слов: гриб-грибница-грибник-грибной; образование относительных прилагательных от названий деревьев: осина-осиновый, береза-березовый, образование существительных, обозначающих овощи и фрукты с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; упражнения в практическом употреблении предлогов: под кустом, на ветке и т.д.
2. Упражнения на развитие связной речи: Договаривание развернутых простых предложений за воспитателем: Наш лес с приходом осени…изменился. Листья на деревьях…пожелтели. Придумывание совместного рассказа: Какие чудеса можно увидеть в осеннем лесу. Составление описательных рассказов по схеме об овощах и фруктах. Беседа воспитателя с детьми на тему: «Как вы с родителями ходили за грибами и ягодами в лес летом» или «Как изменился лес в октябре».
3. Глобальное чтение: осина, береза, рябина, лес, осень, грибы, цветы, туча, дождь, кап-кап, октябрь, эхо.
4. Развитие фонематического восприятия: выделение из слов для глобального чтения гласных звуков: А(кап-кап), О(осень), У(туча), И((гриб), Ы(цветы), э(эхо).
      Важно отметить, что в это время происходит развитие высших психических функций: различение листьев разных деревьев по цвету, форме. Для этого можно провести игру «Узнай дерево по листьям», зрительное восприятие основных цветов и их оттенков – на натуральных овощах и фруктах, их муляжах. Формирование функции сравнения и соотнесения – раскладывание фруктов по размеру, по форме. Счет фруктов и овощей.        Отгадывание загадок.
Следует отметить, что с каждым сезонным изменением и изменением лексической темы меняется и ЛОГОсреда.
Например: зимний период – ЛОГОсреда «Зима в волшебном лесу»:
Лексические темы в декабре: «Домашние животные», «Зима», «Новый год».
Лексические темы в январе: «Зимние забавы детей», «Дикие животные и их детеныши».
Лексические темы в феврале: «Дикие животные севера, среда обитания», «Зимующие птицы», «Дикие птицы», «Защитники Отечества. Мужские профессии».

      Наряду с прохождением лексических тем желательно проводить выставки и мини музеи, а также делать фоторепортажи. Например: Сентябрь: «Дары леса», «Подарки лесовичка». Также в речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и вне речевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
      Сейчас появились замечательные плакаты на разные лексические темы. Они вывешиваются вместе с предметными картинками, и дети всю неделю могут видеть их перед глазами. Воспитателям попросить детей найти и принести (если есть дома) игрушку по заданной теме (или на изучаемый звук). Также в ЛОГОсреде можно сделать речевую газету в виде карты мира и на ней расположить предметные изображения по лексической теме, а вот где расположить и какие изображения взять решают дети (метод проектов). Можно протянуть на равном расстоянии 4 верёвки и разноцветными прищепками прикрепить любой материал: картинки, детские рисунки по лексической теме, схемы для рассказов и прочий материал.

      Таким образом, есть убеждения, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря ЛОГОсреде в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивного и активного словаря. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребенка, т.к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель достигнутой.


Примерный перечень учебно-игрового материала для речевого уголка (ЛОГОсреды):

1. Настольно-печатные игры; "Покажи и назови", "Лото на четырех языках", "Ботаническое лото", "Зоологическое лото", "Животные и их детеныши", "Лото для малышей", "Чок-чок", "В детском саду", "В саду и в огороде", "Маленькая хозяйка", "Помоги Оле" и др.
Эти "игры необходимы для активизации словаря детей, отработки грамматических категорий, развития памяти, внимания, воображения и мышления.
2. Звуковые линейки № 1, 2, звуковые сигналы, полоски для составления схемы слова, предложения, цветные фишки для звукового анализа слов.
3. Подбор пособий для развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов: "почтовый ящик", "музыкальные шкатулки", "загадочные коробочки", "чудесный мешочек", "волшебная варежка", "сундучок с секретом" и др.
4. Набор игрушек для развития физиологического дыхания.
Старшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

1.jpg

2.jpg

                                                                               

Рекомендуемая литература

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1997.
2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2004.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика'Синтез.

Поделиться: