Поиск по сайту

Организация учебного процесса в условиях дистанционного обучения


Авторcтво: Гусева Елена Борисовна, учитель физики ЧОУ «ПАСКАЛЬ ЛИЦЕЙ», Санкт-Петербург


      Дистанционное обучение - взаимодействие педагога и обучающегося на расстоянии за счет использования сети Интернет. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения.
      Дистанционное обучение - особая форма обучения. Такой образовательный процесс проходит вне стен школы, что требует дополнительных затрат и усилий со стороны как обучающегося и родителей, так и учителя. Все задания можно выполнять дистанционно и виртуально. В расписании планируется вся работа обучающегося по учебному предмету (например, по физике или астрономии). Указываются темы, которые необходимо изучить, и задания, которые необходимо выполнить, время проведения онлайн-уроков (с обязательным условием выполнения норм СанПиНа), сроки выполнения тестов, контрольных и лабораторных работ (выполнение лабораторных работ возможно организовать, если у обучающегося есть необходимые подручные материалы и приборы или обучающийся, просмотрев видеоурок оформляет данные прямых и косвенных измерений, проведенных учителем дистанционно, в таблицу и проводит расчеты самостоятельно).
      Для организации дистанционного обучения применяют ряд инструментов, таких как:
          электронные образовательные ресурсы (интерактивные, слайдовые, презентации, документы, тренажеры, симуляции диалогов и т.д.),
          виртуальные тесты (как самостоятельные, так и содержащиеся в электронных учебниках по учебному предмету, учебные и оценочные),
          разнообразный электронный контент (инструкции),
          электронные книги,
          видео- и аудио-контент,
          проведение вебинаров и просмотр их записей,
          блоги, форумы, опросы, формы обратной связи,
          внешние учебные ресурсы (сайты, книги, курсы, тесты, тренинги).
В зависимости от платформы, на которой будет организовано обучение, можно получить к использованию свой набор инструментов. С помощью этих инструментов можно выстроить как онлайн, так и смешанные траектории обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
     Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных форм обучения:
          веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью сети Интернет (например, с использованием платформы zoom.us);
          чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий (чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату);
          теле- и видеоконференции (проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты или электронного дневника (например, Дневник.ру);
          виртуальные классные комнаты;
          онлайн-тестирование;
          видеоуроки;
          дистанционные курсы;
          электронная почта (например, проверка заданий, выполненных обучающимися с помощью PowerPoint);
     В организации дистанционного обучения немаловажную роль играет способ взаимодействия «учитель-обучающийся». При этом необходимо договориться, как, когда, каким способом будут высылаться инструкции; когда, куда, в каком виде обучающийся будет сдавать работу, предоставлять отчет о выполнении лабораторной работы. В качестве рекомендаций по организации данной работы можно предложить следующие:
обязательно установите правила общения/обратной связи/обмена информацией. В этом могут помочь электронная почта, мессенджеры или социальные сети. Организуйте доступ к заданиям, определив сроки их выполнения (можно с использованием гугл-форм). При необходимости, уделите время на техническую часть оформления задания (формат файлов, присылаемых для проверки, особенности работы с присылаемыми учителем файлами), используйте видеоуроки, чтобы объяснить новый материал и наглядно продемонстрировать решение каких-либо задач. Это, безусловно, значительно упрощает процесс передачи информации и создает условия, максимально похожие на обстановку в классе. Например, разместите в электронном дневнике задание для класса на предстоящий урок, прикрепив материал видеоурока или ссылку на данный материал (приложение, рис. 1, 2), предоставьте обучающимся возможность получать оперативно обратную связь (например, используя электронную переписку «учитель-обучающийся», высылая файлы с итогами/отметками за проверенные работы). Чтобы хоть как-то упростить предоставление обратной связи, можно использовать голосовые сообщения в качестве ответов на вопросы обучающихся (приложение, рис. 3).
     Выбор методов, форм и платформ для организации дистанционного обучения – это решение как администрации школы, так и конкретного учителя.
Министерство просвещения России информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах. Список данных ресурсов:
          - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это множество уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов.
          - Программа «Российской электронной школы» полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, содержит материалы уроков для подготовки к контрольным работам, всероссийским проверочным работам (ВПР), экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ. Интерактивные уроки, представленные в данном Интернет-ресурсе, включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости обучающегося.
          - «Московская электронная школа» обладает широким набором электронных учебников и тестов, интерактивных сценариев уроков и внеклассных мероприятий.
          - Профориентационный портал «Билет в будущее» с видеоуроками для средней и старшей школы.
          - «Яндекс.Учебник». Ресурс содержит более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для обучающихся начально общего и основного общего образования.
          - «ЯКласс» - сервис, удобный и доступный в использовании: учитель задает обучающему проверочную работу, обучающийся заходит на сайт «ЯКласс» и выполняет задания; если обучающийся допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант задания такого же типа. Учитель получает отчет о том, как обучающийся справился с проверочной работой, какие задания вызвали затруднения и вопросы.
          - Образовательная платформа «Учи.ру» - российская онлайн-платформа, где обучающиеся изучают учебные предметы в интерактивной форме.
Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень учебников, предоставляет издательство «Просвещение».
      Безусловно, дистанционное обучение имеет как плюсы, так и минусы. Основной плюс – персонализация образовательного процесса (конечно, если дистанционно обучается не класс целиком, а отдельные обучающиеся), возможность подстроить программу учебного предмета, курса под индивидуальные особенности обучающегося. При этом следует отметить возможности:
          - гибко подходить к подаче материла, уделяя больше внимания темам и вопросам, вызывающим затруднения у конкретного ученика;
          - индивидуального распределения объемов классной и самостоятельной работы обучающегося;
          - выбора формы проведения онлайн-урока в зависимости от потребностей и способностей конкретного обучающегося.
      Основные минусы – отсутствие социализации обучающегося, «живого» общения учителя с учеником, дистанционная проверка знаний обучающегося. На родителей обучающегося ложится дополнительная нагрузка за обеспечение технической стороны дистанционного обучения, контроля посещения обучающимся онлайн уроков. Дополнительной трудностью является своевременная обратная связь учителя с обучающимся: так не всегда ученики понимают важность своевременного предоставления выполненных заданий учителю, правильность их оформления с использованием дистанционных технологий, вызывают сложности использования платформ для проверки знаний (например, с использованием платформы «ЯКласс»). Дистанционное обучение требует большей самоорганизованности от обучающегося, по сравнению с учебным процессом в школе.
      Использование интернет-ресурсов, творческий и неординарный подход к применению дистанционных технологий, запись своих видеоуроков и подготовка интерактивных работ, тестов, лабораторных и практических занятий, способны сделать дистанционное обучение более эффективным, полезным, увлекательным и позволит преодолеть все минусы, которые возникают при организации дистанционного обучения.

Литература:
1. Бушина Л.С. Возможности использования образовательного ресурса ЯКласс в средней школе/Л.С. Бушина-Текст: электронный//Образование. Наука. Карьера: сборник научных статей 2-й Междунар. науч.-метод. конф. Курск, 22 янв. 2019г. -Курск,2019-С. 29-32–URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36934208
2. Волкова В.А. Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге/В.А. Волкова.-Текст: электронный//Социальная сеть работников образования «Наша сеть» nsportal.ru.–URL https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/11/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-uslo...
3. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/под общ. ред. М. Б. Лебедевой. -Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010-336с.-URL: https://ibooks.ru/%20reading.php?%20productid%20=%2018469
4. Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресурсами для обеспечения дистанционного обучения-Текст: электронный-Минпросвещения России. Официальный Интернет-ресурс. https://edu.gov.ru/%20press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam%20-polzovatsya-onla...

Поделиться: