Поиск по сайту

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность


Авторcтво: Белохонь Инесса Геннадьевна ГБДОУ, детский сад №41 Невского района Санкт-Петербурга


       Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли и другие проблемы, которые образовались в результате производственной деятельности и невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения тогда, угрожают жизни и здоровью людей сейчас. Отсюда, главная задача человечества - это поиск оптимальных путей гармоничного, а не разрушительного взаимодействия с природой. В связи с этим, общая культура человечества XXI века - это интенсивный процесс экологизации всех сфер жизни, и как следствие - формирование теории и практики экологического образования.
      «Экологическое образование – это разъяснение подрастающему поколению самых оптимальных путей гармоничных сочетаний человеческого общества, окружающей среды и природы, при этом особое внимание уделяется воспитанию нового гуманного поколения, обладающего высокой экологической культурой, который любит и может защитить природу в процессе оптимального использования ее ресурсов» [2].
В трудах С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и других ученых, экологическое образование – процесс становление экологической культуры личности и общества.
       В нашей стране действуют «Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), а также соответствующие постановления Правительства, они и возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное [6].
В дошкольном возрасте закладываются основы – тот фундамент, от которого отталкивается личность, растет и развивается человек. То, какими будут наши дети, зависит от нас – взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и охранять и заботить о природе, приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности [7].
К дошкольным учреждениям любого типа предъявляется требования проводить работу в области экологического воспитания. Целью экологического воспитания является формирование экологических знаний и бережного отношения к окружающей природе.
      На сегодняшний день экологическая ситуация такова, что перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска универсальных методов экологического воспитания.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, основная общеобразовательная программа должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его личностного развития, позитивной социализации, развития творческих способностей в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, и в соответствующих возрасту видах деятельности. В данном контексте, речь идет об интеграции образовательных областей [5].
      Наиболее интересной, способной объединять сразу несколько образовательных областей и видов деятельности, является инновационная технология. - проектная деятельность.
Наиболее интересной, удовлетворяющей требованиям ФГОС, способной объединить несколько областей и видов деятельности сразу, является проектная деятельность.
Проектный метод был разработан американским ученым Джоном Дьюи. Проект, по мнению Дьюи – это практические задания, которые планируют и выполняют дети. Задания должны постепенно усложняться. Дети вместе с педагогом исследуют окружающую жизнь от проекта к проекту [1].
      Метод проектов – это технология, направленная на приобретение и применение новых знаний, а не на интеграцию фактических знаний. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Метод проектов объединяет воспитателей, детей и их родителей в совместной деятельности, а так же сочетает интересы всех участников проекта:
• педагоги проявляют свое творчество и реализуют себя в работе;
• родители участвуют в процессе экологического воспитания, имеют возможность оценить достижения своих детей.
• дети удовлетворяют свою познавательную активность, развивают творческие способности;
       Метод проектов очень эффективен и актуален, так как с самого рождения ребенок – является исследователем мира, который его окружает. Но найти ответ на все интересующие его вопросы ему помогают взрослые. Поэтому, для того чтобы проектная деятельность была успешной, необходима подготовка педагогов.
По подготовке проекта можно составить примерную структуру работы педагога:
1. Постановка цели проекта, которая должна учитывать интересы и потребности детей.
2. Планирование работы по решению задач проекта.
3. Привлечение родителей и специалистов к реализации проекта.
4. Сбор материала.
5. Выполнение заданий проекта (проведение мероприятий, наблюдений, игр).
6. Презентация продуктов проекта (выставки, концерты, спектакли и др.)
7. Оценка деятельности, подведение итогов.
       Рыжова Н.А. выделяет три основных этапа:
1. Подготовительный этап: ставится цель и задачи, определяются методы исследования, проводится предварительная работа с детьми и их родителями, с педагогами, выбираются оборудования и материалы;
2. Исследовательский этап: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3. Обобщающий этап: анализ и обобщение результатов работы в различной форме, формулировка выводов и составление рекомендаций [7].
На основе методической литературы по данной теме можно выделить основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
• Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, которая требует исследовательского поиска для ее решения.
• Практическая, познавательная, теоретическая, значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты).
• Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
• Соблюдение структуры проекта (с указанием поэтапных результатов).
• Использование исследовательских методов, которые предусматривают определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотез и их решение;
• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);
• обсуждение способов оформления конечных результатов (просмотр презентаций, защита творческих проектов);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования [4].
      Реализация проектной деятельности в ДОУ осуществляется в игровой форме. Основная цель проектного метода – развитие творческой личности ребенка. Другими словами, метод проектов развивает творческое мышление и воображение, познавательные способности, коммуникативные навыки, а также обеспечивает психическое благополучие и здоровье детей.
Можно выделить три уровня проектной деятельности дошкольников:
         Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет)
      На данном уровне у ребенка еще нет богатого жизненного опыта, и творческие способности развиты недостаточно. Поэтому в выборе и решении проблемы он не может проявлять самостоятельность в полной мере. Педагогу принадлежит активная роль. Ребенок, через свои потребности и интересы, выступает в роли заказчика проекта. Реализация проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Он участвует в планирование деятельности, выполняет задания проекта.
         Развивающий (5-6 лет)
      В этом возрасте дети уже накопили определенный социальный опыт, у них развивается самостоятельность, произвольность; самооценка и самоконтроль. Пятилетние дети уже способны принять проблему, уточнить цель. Они могут выбирать те средства, которые необходимы для достижения результата. На данном уровне помощь педагога незначительна.
         Творческий (6-7 лет)
      В этом возрасте у ребенка формируются все стороны личности: нравственная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, действенно-практическая. Дети самостоятельно определяют цель, планируют содержание деятельности, выбирают способы работы над проектом. Педагог должен поддерживать и развивать творческую активность детей, создавать условия, которые позволят детям самостоятельно определить цели и организовать работу над проектом. Проективные умения детей формируются и развиваются в их активной деятельности [3].
      В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников мы широко используем проектную деятельность. Темы для проектной деятельности в области экологического воспитания могут быть самые разнообразные. Например, «Сдай батарейку - спаси планету» (необходимость утилизации батареек отдельно от бытовых отходов), «Могу в игрушку мусор превратить», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Подарим бумаге вторую жизнь» (возможность вторичного использования разного рода сырья), «Землянам чистую планету» (необходимость разделения мусора), «Зеленый лучок» (расширение знаний о природном мире) и многие другие.
      Анализ результатов проекта показывает, что дети с большим интересом включаются в разные виды деятельности, находят выходы из ситуаций, решают различные проблемы, проявляют чувство ответственности за природу. Все эти знания и навыки помогут им стать социально ответственными за будущее нашей планеты.
      В заключение следует отметить, что в системе экологического воспитания детей реализация проектного метода, на практике, поднимает уровень экологической культуры и воспитателя, и уровень экологической воспитанности дошкольников. Если учитывать интерес ребенка и преподносить знания в доступной и увлекательной форме, то к школьному возрасту дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний и приучаются быть внимательными и чуткими к природе.

                                           Литература

1. Атемаскина Ю.В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я. - 2008. - №3. - С. 13 – 18 ;
2. Бейсенова А., Шилдебаева Ж. Концепция экологического образования и воспитания в системе общего образования Республики Казахстан // Высшая школа Казахстана. – 2002. - № 1. - С. 134 – 141.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М. : Творч. центр " Сфера ", 2008. - 63 с.
4. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] // URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm / (дата обращения 22.04.2021).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: http://www.educom.ru/ru/works/preschool/1155_17.10.2013.pdf / (Дата обращения 20.04.2021)
6. Рыжова Н.А. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образова¬нию дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 1996. - 56 с.
7. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2001.

Поделиться: