Поиск по сайту

РОЛЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО СТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


Авторcтво: Азарова Светлана Владимировна, ГБОУ СОШ № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к окружающей среде и обеспечении соответствующего воспитания и образования молодого поколения.
Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.
      Эта цель достигается по мере решения следующих задач:
- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
      Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
      Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
      Однако, стало совершенно понятно, что сформировать у школьника экологические знания только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Проектно-исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Выполнение различных исследовательских проектов позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других классов и школ.
      В своей педагогической практике я использую метод проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В начале учебного года в шестом классе был проведен эко-урок по теме «Экологические проблемы современности». В ходе урока ребята осознали, что просветительская деятельность является важным компонентом в вопросах экологии. Ученикам было предложено разделиться на три группы и провести исследования по трем направлениям: «Мусор», «Красная книга» и «Зеленый двор».
      Во время работы над проектом ребята провели научные исследования, совершили несколько экскурсий. По завершении проектно-исследовательской деятельности ребята решили познакомить младших школьников с бережным отношением к природе, рассказать им об основных экологических проблемах. Шестиклассники провели несколько экологических уроков, по итогам которых была проведения экологическая игра «Знай и береги природу».
Ребята, участвовавшие в выполнении экологических исследований, имели возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность. Им было интересно делиться своим опытом, научить чему-то новому более младших ребят.
      В ходе проектно-исследовательской деятельности были решены следующие задачи:
• развитие экологической культуры обучающихся;
• развитие познавательно интереса к экологическим проблемам;
• развитие ответственности в их отношениях с природой;
• приобретение навыков поиска новых знаний и информации;
• осознание значимости своей практической помощи для приобщения младших школьников к бережному отношению к природе.
• формирование чувства ответственности за все происходящее вокруг.
      Итак, проектно-исследовательская деятельность в экологическом воспитание школьников необходима для гармоничного развития обучающихся и является необходимой формой работы. Она активизирует познавательную деятельность, воспитывает бережное отношение к природе. В процессе работы выявляются таланты и способности детей, а в старших классах это помогает ребятам лучше познать себя, свое место в жизни, а порой - выбрать профессию.

                                                Литература

1. Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках // Молодой ученый. - 2014.
2. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.
3. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. //М.: Просвещение - 1990. - 121 с.
4. Леднева О. С. Экологическое воспитание школьников / О. С. Леднева. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Международной научной конференции - 2015.
5. Марфенин Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение - 2011.

Поделиться: