Поиск по сайту

Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста


Авторcтво: Джабирова Кристина Юрьевна, учитель-логопед, Дундур Мария Олеговна, учитель-логопед ГБДОУ ДС №43 Выборгского района, Санкт-Петербург


        Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Р.Е. Левина). [1, с 5]
        В последнее время число детей с недостатками развития речи неуклонно растет. По результатам Всероссийской диспансеризации детей 2002г. отмечается снижение доли здоровых детей (с 45,5 до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность (Т.В. Волосовец, 2011).
       Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние (экзогенные) условия окружающей среды. Под недостатком развития речи следует понимать отклонения от нормального речевого развития у детей дошкольного возраста.
       По данным психологической литературы процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А. А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий» , которые условно можно разделить на четыре этапа: подготовительный, предшкольный, дошкольный и школьный.
       Первый этап - подготовительный, в течении которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. У мальчиков).
       Второй этап - предшкольный этап (от одного года до 3 лет). На этом этапе малыш одним и тем же словом или звукосочетанием может обозначать и предмет, и просьбу. Понять ребенка можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Происходит значительное накопление словаря. К началу 3 – го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
        В дошкольный этап становления речи у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. На протяжении периода 3-7 лет более развивается слуховой контроль за собственным произношением. Так же продолжает увеличиваться активный словарь, который к 4-6г. достигает 3000-4000 слов. На четвертом году жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. На пятом относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
        Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Следовательно, на этом этапе необходимо устранить недостатки звукопроизношения, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе.
Сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка уже на следующем этапе.
Школьный этап (7-17 лет) – В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.
        На первых возрастных ступенях особенно важно уделить внимание к развитию речи ребенка, потому что вместе с ребенком в этот период интенсивно развивается и формируется его мозг. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». [3, с. 47]

                                        Список литературы.

1. Р.Е. Левина. Педагогические вопросы патологии речи у детей// Специальная школа, 1967, вып. 2 (122)
2. Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В.Туманова. «Основы дошкольной логопедии». - Москва: Эксмо, 2019.- 320с.
3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / Кольцова М.М. Рузина М. С. // изд. У-Фактория - 2006 г. – 224с.
4. Филичева Т.Б., Н.А. Чевелева. «Основы логопедии» Москва «просвещение» 1989гю - 221с.
Интернет - ресурсы.
1. https://www.orgma.ru/files/Nauchnaya_deyatelnost/Dis_Sovet/D1/Kandidatskie_D1/Maiorova/Диссертация.p...
2. https://urok.1sept.ru/articles/655272
3. https://vkr.pspu.ru/uploads/1938/Gorbunova__vkr.PDF

Поделиться: