Поиск по сайту

Теоретический анализ научных подходов к изучению самостоятельности


Авторcтво: Меженкова Татьяна Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №115 Санкт-Петербурга


    Вопрос значения и содержания самостоятельности как личностного качества ребенка рассматривали русские педагоги (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.И. Покровский), русские революционеры демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев), а также педагоги более позднего времени (Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт). При всем разнообразии подходов к пониманию явлений самостоятельности, мнение русских педагогов и общественных деятелей единодушно в том, что самостоятельность – это воспитуемое человеческое качество, позволяющее индивидуму проявлять известную независимость в обществе, инициативу и творчество; развитие ее должно предусматривать нравственную направленность поведения и всей деятельности.

     Советскими педагогами (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.) выдвигаются принципиальные положения о предоставлении каждому ребенку возможностей для развития в условиях коллективной жизни общественно – волевых качеств, индивидуальности.

     Большинством современных исследователей – педагогами и психологами проблема воспитания самостоятельности признается актуальной на каждом возрастном этапе развития ребенка.

     Этой категории личностных проявлений уделяется внимание в трудах видных советских исследователей (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Развитию самостоятельности детей школьного возраста посвящены исследования Л.Н. Высотиной, Ш.И. Ганелина, Е.Я. Голант, Б.Г, Есипова, Е.Г. Михайловского, И. Молнара, П. Пеловски и др.

     В некоторых педагогических исследованиях экспериментально изучаются возможности формирования разных сторон личности ребенка дошкольного возраста (А.В. Булатова, Г.Н. Година, В.П. Залогина, Т.А. Маркова, А.И. Матуссик, В.Г. Нечаева и др.). Самостоятельность ребенка в применении способов, которым его обучали или проявление данного качества в деятельности, многие исследователи справедливо признают показателем эффективности предпринятого ими воспитательного влияния.

     Формирование самостоятельности довольно широко осуществляется исследователями путем организации отдельных видов деятельности – бытовой труд, дежурства, игры; в процессе воспитания поведения детей дошкольного возраста и их взаимоотношений. Целый ряд специальных исследований, в этой точке зрения, представляют собой интерес (Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Ф.В. Изотовой, З.С. Лиштван, Л.А. Порембской и др.).

     Из анализа литературы и исследований, где прямо или косвенно, рассматривается проблема самостоятельности, вытекают следующие выводы.

- Детская самостоятельность возникает из потребности активного поведения. Эта потребность вызывает у ребенка стремление к самостоятельному применению усвоенных знаний, навыков, к физическим усилиям, сначала в отдельных действиях, затем в осознанной произвольной деятельности. Советские ученые приходят к выводу, что к развитию самостоятельности ведет, так называемое, «обобщенное подражание» и, что уже в дошкольном возрасте ребенок не только «воспроизводит», «копирует» и исполняет, но и творчески действует.

- Самостоятельность является условием проявления отношений личности.

      Отношения личности составляют суть происходящих событий (В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин). Исследователями обнаружено, что у детей очень рано зарождается отношение к людям. Отношения различны в процессе индивидуальной деятельности и в условиях даже небольшой группы (З.Н. Борисова, Т.А. Мусейибова, Я.З. Неверович, Р.М. Римбург). В совместной деятельности дети практически самостоятельно вступают в отношения друг с другом.

      У младших дошкольников самостоятельность несет в себе как индивидуалистические, негативные, так и общественно полезные элементы поведения. Начало ее развития тесно связано с удовлетворением естественных потребностей малыша. Затем это качество все более выступает в социальном аспекте, проявляется в совместной деятельности ребенка со взрослыми, со сверстниками.

      В старшем дошкольном возрасте в деятельности детей наряду с системой личностных отношений проявляется система «деловых» отношений (А.П. Усова, Я.Л. Коломинский). В этих условиях самостоятельность должна иметь уже относительно высокую степень общественной направленности в поведении ребенка.

- Из анализа работ авторов, исследовавших различные стороны детского поведения, изучавших явления взаимопомощи, заботливости, ответственной зависимости (З.Н. Борисова, К.А. Климова, Л.А. Порембская, М.И. Тимошенко и др.) следует вывод о необходимости организации специальных педагогических условий требования и деятельности ребенка в коллективе. При этом активизируется взаимодействие сознания и самосознания личности старшего дошкольника. Он имеет возможность по-своему выразить солидарность с другими. У него формируется известная степень осознанности идеально присваиваемых образцов, способов действий и отношений (И.Н. Бронников, В.Н. Горбачева, Е.Ф. Павлова). В процессе деятельности с другими самостоятельность заключает в себе элементы самопобуждения к деятельности и самоуправления в ней (А.А. Люблинская, А.П. Усова).

     Следовательно, постановка вопроса о формировании самостоятельности личности ребенка важна с точки зрения теории развития личности, а также практической организации работы с детьми в детском саду. Во всех исследованиях убедительно доказывается, что развитие этого качества успешно идет лишь при условии целенаправленного педагогического руководства.


Поделиться: