Поиск по сайту

Опыт проведения хоровых занятий на платформе Zoom


Авторcтво: Летуновская Екатерина Вадимовна, педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга


       Принципиальная основа хорового творчества – живое коллективное пение, а одной из целей деятельности хора являются публичные выступления. К сожалению, всеобщая практика показала, что современный уровень общедоступных телекоммуникаций не позволяет перевести эти основы хоровой деятельности в дистанционный режим. Причина этому сугубо техническая – огромная по музыкальным меркам, нерегулируемая и неравномерная задержка аудио- и видеосигналов в сети Интернет, что исключает возможность адекватного звучания хора в коллективном онлайн-режиме.
В результате этого перевод на дистанционное обучение лишает детские хоровые коллективы механизмов развития навыков хорового пения, традиционных мотивирующих факторов, естественной творческой среды. В таких условиях деятельность хорового педагога целесообразно направить на сохранение творческого потенциала коллектива, а практическую работу сконцентрировать на тех участках, где онлайн-технологии могут быть работоспособны и эффективны. В частности, это поддержание индивидуальных музыкальных навыков учеников и развитие всевозможными способами интереса к занятиям в хоровом коллективе. Результат во многом определяется способностью педагога использовать имеющиеся возможности и технические средства с максимальной для решения этих задач эффективностью.
Для дистанционной работы в разных случаях я пробовала использовать ранее задействованные средства – группу в соцсети ВКонтакте и коммуникатор WhatsApp. Однако их недостаточные возможности заставили меня искать более подходящее решение. В результате анализа и проб разных продуктов я пришла к выводу, что из общедоступного программного обеспечения для организации групповых занятий в онлайн-режиме наиболее подходит Zoom.
       В бесплатной версии Zoom позволяет объединять в конференции до 100 человек на 40 минут с возможностью повторного входа. Есть возможность настройки подходящего вида окна, записи конференции, общения через чат, демонстрации экрана и ряд других, необходимых для организации урока функций. Программа имеет удобные средства управления и администрирования конференции.
Рассмотрим особенности и возможности использования Zoom для ведения дистанционных хоровых занятий.
Основным положительным фактором работы в Zoom является непосредственное общение ученика с педагогом, возможность задать вопрос и сразу получить на него ответ, а главное, конечно, слышать пение учеников и возможность сразу исправить ошибки в интонации, дикции, артикуляции, дыхании и т.д.
Основной проблемой в такой работе является техническая составляющая, к сожалению, не у всех учеников есть возможность подключения к занятиям (особенно у младших школьников). Огромную роль здесь играет помощь и заинтересованность родителей.
      Решив, по возможности, организационные и технические вопросы, переходим непосредственно к подготовке и проведению занятия на платформе Zoom.
В ходе работы выработались определённые приёмы, которые могут быть интересны педагогам вокально-хоровых дисциплин.
Формат конференции и различная скорость интернета у разных пользователей не позволяет слышать хоровое и даже ансамблевое звучание. Поэтому перед началом занятия педагог должен научить детей основному правилу работы в Zoom – все дети всегда поют вместе с педагогом, но микрофон включен только у одного ученика, имя которого называет учитель. Таким образом, все ребята в одно и то же время прорабатывают свои вокальные навыки и учат хоровой репертуар, а учитель по цепочке прослушивает каждого ученика по отдельности.
     Важное место в дистанционной работе занимает освоение музыкальной грамоты, в частности, таких понятий, как лад, тон и полутон, музыкальные ступени и жесты, показывающие ступени, понятие устойчивых и неустойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, музыкальные длительности и ритмослоги. Для слуховых упражнений, в целях повышения мобильности и экономии времени, мною была разработана система жестов, которая дает возможность одновременно всей группе отвечать на мои музыкальные загадки при помощи рук, не включая микрофоны и не отвлекаясь на чат. При этом ответы всех учеников сразу видны педагогу на экране. У каждого педагога может сложиться своя система условных жестов (о них надо договориться с детьми заранее), при помощи которой дети показывают движение мелодии вверх-вниз, тон-полутон и т.д. Такая работа привела к развитию ладового слуха учащихся и улучшению интонации.
     Возможности платформы Zoom позволяют при помощи функции «демонстрация экрана» транслировать презентации и другие визуальные материалы со звуковым сопровождением. Для занятий по освоению музыкальной грамоты мне помогла моя авторская презентация «Знакомство с музыкальной грамотой» https://yadi.sk/i/1RhCvOnRENwhfw.
     Важным элементом, способствующим поддержанию интереса, снятию психологического и физического напряжения учащихся, их здоровьесбережению является введение в занятия элементов телесной перкуссии. Это один из актуальных приемов хорового творчества, напрямую связанный с двигательной активностью. Телесная перкуссия развивает чувство ритма, координацию движения, оживляет и разнообразит исполнение. Освоение техники телесной перкуссии в дистанционной форме можно проводить с применением видеоматериалов https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fyadi.sk%2Fi%2FaM9ddlVAR1ozXQ&cc_key. Элементы телесной перкуссии можно затем использовать при исполнении хоровых произведений.
     Таким образом, можно сделать вывод, что программа Zoom способна решить, хотя и не в полном объеме, проблему организации дистанционных хоровых занятий в период ограничений. Несмотря на то что современные технологии в принципе не способны обеспечить полноценный перевод хоровых занятий в дистанционный формат, программа Zoom дает возможность педагогу поддерживать и развивать индивидуальные навыки учеников на групповых онлайн-занятиях, расширять интерес учащихся к занятиям, давать новые полезные знания и создавать позитивный эмоциональный фон в коллективе в период, когда проведение традиционных хоровых занятий невозможно.

Поделиться: