Поиск по сайту

Социокультурная практика «Зов сердца»


Авторcтво: Шарикова Екатерина Андреевна, учитель немецкого языка ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга


     

В 2018-2019 учебном году на базе ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга был создан отряд волонтеров в образовании «Зов сердца», который объединил ребят 9-10-х классов, интересующихся педагогической деятельностью и являющихся активными участниками и организаторами общешкольной жизни. Совместными силами педагогов школы и специалистов из Центра Воспитательной работы Калининского района для учащихся было организовано обучение вожатскому мастерству, в рамках которого проводились занятия по детской психологии, педагогике, конфликтологии, развитию коммуникативных навыков, тренинги. Приложение 1
      Идея создания отряда «Зов сердца» в рамках новой для старшеклассников социокультурной практики, получившей своё название по названию волонтёрского отряда, возникла не спонтанно, а стала своего рода логическим продолжением и завершением жизнедеятельности ребят в качестве учащихся и воспитанников школы. Они сами ощутили в себе силы и желание обучаться тому, как стать вожатым, вести за собой и помогать.
      В отряд добровольно входят учащиеся, которым интересно вожатство как вид деятельности. Ребята сами придумали свою символику – старшего ученика ведущего за руки младшего на фоне книги – символа школы и знаний, действующего по зову своего сердца (отсюда название). Символика запечатлена на значках, которые в школе носят участники практики, а младшие ребята знают, к кому в школе всегда можно обратиться за помощью. Приложение 2
      Отряд существует уже два года, имеет в себе как костяк опытных ребят, так и новичков. Несмотря на уже организованные мероприятия, ребята каждый раз приобретают новый опыт взаимодействия с младшими школьниками. Участники отряда собираются после уроков, один раз в неделю, в форме круглого стола обсуждают текущие дела и планируют следующие. Курирует отряд классный руководитель одного из классов, где большее количество учащихся-участников практики. Он может передавать запросы от коллег-педагогов начальной школы, знакомит ребят с общешкольной сеткой воспитательных мероприятий, подсказывает направления действий и помогает в выборе и разработке мероприятий, если это требуется.
      В рамках данной практики старшие учащиеся приобрели опыт вожатской деятельности, который заключался не только в проведении внеклассных и общешкольных мероприятий, проведении нестандартных уроков для учащихся начальной школы, оказании помощи в обучении младших школьников на дистанционном обучении, но и работе помощниками вожатых в лагере.
      Таким образом, суть практики заключалась в том, чтобы провести различные мероприятия воспитательного характера силами детей для других детей. Приложение 3
Мероприятия, которые проводят ребята, выбираются по-разному. Так, исключительно сами ученики проявили инициативу организации «нестандартных» уроков – не по учебным темам школьного курса, сами придумали и провели экологическую, патриотическую игру по станциям, приняли предложение от администрации провести праздник Масленицы – самостоятельно организовав игры для младших школьников. Приложение 4
Как правило, после постановки цели и задач к каждому новому мероприятию дети самостоятельно разбиваются на творческие группы, в зависимости от своих талантов, разделяют друг с другом функционал и в ходе командной работы сначала в микрогруппе, а потом все – осуществляют план. Педагоги в этой практике выступают в роли наставников и кураторов. Они создают условия для освоения детьми основ педагогического процесса. Осуществлялось это несколькими путями: 1. Через обучение с привлечением партнеров 2. Через совместную подготовку и обсуждение воспитательного мероприятия (которое проводили дети). 3. Через организацию специального погружения в вожатскую среду – лагерные смены.
      Ребята сами писали себе программу вожатской практики в лагере – по алгоритму, с использованием методической копилки, полученных знаний на курсах и собственного опыта в роли воспитанников лагеря. В лагерь вместе с юными вожатыми выехали профессиональные вожатые, которые помогали ребятам, а возглавляла эту практику – классный руководитель, школьный куратор данного направления. Сами ребята писали себе программу вожатской практики в лагере – по алгоритму, с использованием методической копилки, полученных знаний на курсах и собственного опыта в роли воспитанников лагеря. Приложение 5
      Вожатская деятельность в Детском оздоровительном лагере «Голубое озеро» стало кардинально новым опытом в рамках данной практики: учащиеся играли и много времени проводили с младшими детьми; организовывали тихий час; помогали в бытовых ситуациях и создавали дружелюбную атмосферу для них; были на планёрке и выступали с вожатыми. Полученные на занятиях по вожатскому мастерству знания были применены на практике, когда приходилось решать возникающие проблемы, находить общий язык с вожатыми-наставниками; выстраивать коммуникацию друг с другом и младшими детьми, работать над собой.                    Участники смены в лагере отметили, насколько важным оказался для них полученный опыт, их азарт и интерес к данному виду деятельности привлёк юных начинающих волонтёров к участию в данной практике в будущем, и в текущем учебном году учащиеся 8-х классов начали своё обучение по программе «Старший-младшему», подготавливая себя к роли вожатого.
Практика «Зов сердца» стала постоянной в школе, теперь уже как традиция, она проходит ежегодно.
      Как показало обучение на курсах по вожатскому мастерству, мероприятия, проведённые до пандемии и практика в ДОЛ «Голубое озеро», ребята, действительно, оказались готовы к данной практике и прожили её очень продуктивно.
      Эта практика помогла вожатым совершенствовать свои личностные и коммуникативные навыки, развивать лидерские и творческие способности, позволила «примерить» профессию вожатого, учителя, совершенно изменила отношение к труду учителя.


Приложения



                                                Список использованной литературы:

1. Петрина З. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого. - Москва: МПГУ, 2017.
2. Можейко О.В., Юрова О.А., Иванченко И.В. Школа вожатого и воспитателя. – Вологоград: Учитель, 2015.

Поделиться: