Поиск по сайту

Особенности педагогического сопровождения социокультурных практик школьников


Авторcтво: Михайлова Оксана Валерьевна, учитель биологии ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга


       В современном постиндустриальном, инновационном, развивающемся обществе на первый план выходит проблема человеческого потенциала, развитие возможностей и способностей молодого поколения, ценностей саморазвития у обучающихся, накопление и развитие их способов деятельности, их социокультурного опыта в образовании как форме социокультурной практики, «включение содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач» (по К. Ушинскому).
      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует на тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, обеспечивая включение учащихся в социокультурную практику как особый переход от теоретических представлений о сущности, процессах и явлениях до практических действий, практических результатов. В этом случае знания становятся не целью, а средством саморазвития индивидуальности. Становясь практико-ориентированными, они должны перестать для учащихся быть обезличенными, позволяя осмысленно понимать социокультурные проблемы. Таким образом, реализация социокультурной практики учащихся основана на усилении социокультурной ориентации образовательного процесса
      На основе социокультурной практики воссоздается система ценностей обучающихся, осуществляется интеграция в общечеловеческую и национальную культуру. У каждого ребенка свой шаг развития, своя деятельностная включенность в культуру через множественность культурных практик.
      Школа – это уникальное социокультурное пространство, то есть место, где зарождаются, складываются цели, ценности и смыслы человеческого бытия, где школьником осваиваются способы их воплощения в своей жизни. В этой связи школьник за время получения своего образования должен овладеть современным «багажом» социокультурных средств, адекватных той культуре, в которой он живет. Осваивая это социокультурное пространство и собственное положение в нем, школьник получает возможность активной реализации полученного здесь социокультурного опыта на практике в повседневной жизни. Ведь ребенок является активным субъектом культуры, носителем собственных микросубкультурных систем. Получается, что на этапе школьного периода социокультурной практики ребенок становится «автором собственной биографии», который в состоянии осознавать ответственность за свое будущее и будущее своей страны.
     Для этого можно использовать внеурочную деятельность педагога, предметно-пространственную среду школьника и социокультурный опыт общества.
Такой опыт включения социокультурных практик школьников в воспитательную работу ГБОУ СОШ № 136 Калининского района позволил сформулировать несколько этапов их организации.
        1. «Точка удивления» (Библер В. С.)
     Практики должны начаться с создания педагогами мотивационной ситуации, при которой учащиеся смогут увидеть себя и привычный мир вокруг, как нечто «удивительное», «неразгаданное», «загадочное», как предмет познавательного интереса и творческой активности. На этом этапе привычные предметы и явления, заполняющие пространство вокруг ребенка и его маленький мир, становятся главными объектами внимания. Это могут быть и предметы одежды или мебели, и элементы любимых игр, и традиции семьи или субкультуры.
        2. «Точка погружения»
     На этом этапе начинается активное «погружение» в исследование пространства культуры и составляющих его объектов, как пространство обретённых смыслов и значений. Самостоятельно или под руководством воспитывающих взрослых, ребята изучают культурное наследие, которое теперь является для них источником информации для творческого преобразования себя и мира вокруг.
Эта деятельность позволяет активно коммуницировать учащимся друг с другом и воспитывающими взрослыми с целью культурной трансмиссии. Именно на этом этапе происходит самое главное воспитательное действо - осмысление и передача друг другу культурных ценностей, социальных норм и образцов.
        3. «Точка творчества»
    Теперь, когда объект социокультурного пространства оказался в зоне внимания и активно изучен, пришло время для социальной пробы учащихся. На этом этапе осуществляется разработка и реализация социального проекта (общего коллективного дела и пр.), в рамках которого школьники обнаруживают и пробуют решить социальную проблему, связанную с изученным ранее объектом социокультурного пространства, существующую в локальном сообществе (семейном, дворовом, школьном, городском и пр.). Такие ученические проекты воспитывают активную позицию юных исследователей, которые становятся способными увидеть проблему в привычном жизненном пространстве и могут взглянуть на явления, происходящие рядом, через призму социо-культурных знаний, приобретенных в ходе практик. Такие проекты обязательно должны иметь продукт, как результат творчества, созидательной деятельности отдельных учеников или творческого коллектива. Продукт такого проекта является неким показателем усвоения социокультурных знаний и навыков, степени проявления «культурного кода».
        4. «Точка рефлексии»
     Положительный воспитательный эффект социокультурной практики будет длительным, если имеет положительное «подкрепление» в виде ощущения ребенком своей значимости, осмыслением им полезности своего действия, опыта пребывания его в ситуации успеха. Всё это реализуется через этап итоговой саморефлексии, как итогового события социокультурной практики. Такое рефлексивное мероприятие может иметь форму праздника, фестиваля, бала или итоговой конференции - события в ученическом социуме, которое позволит участникам практики увидеть значимость своей деятельности, а также приобрести важный опыт самопрезентации своих достижений. На этом этапе самое главное социокультурное пространство для ученика - школа - может стать выставочным пространством, зоной визуализации успеха и личных достижений участников практик.
      Рассмотрим обозначенные этапы на примере практики «Игромир», реализованной в ГБОУ СОШ № 136 в январе-феврале 2020 года. Данная практика проводилась в рамках воспитательной работы в 5-7 классах и была нацелена на осознание учащимся игры как универсального способа понимания себя и своих возможностей, как инструмента развития собственных природных задатков.
      Старт практики дал интеллектуальный квест, который был разработан и предложен школьникам педагогами. В холле школы на переменах в рамках одного учебного дня появлялись загадки в виде ребусов, головоломок, пазлов и пр. Разгадывая их, учащиеся каждого класса должны были сложить ключевое слово. Этим словом стало «Игра». Далее учащимся было предложено провести небольшое социальное исследование и выяснить, чем занимаются школьники на переменах, присутствует ли в их занятиях игра. Обсуждение результатов наблюдений происходило в рамках классных часов. Дети отмечали, что школьное сообщество на переменах играет исключительно в игры, установленные на мобильных телефонах. В процессе дискуссии учащиеся пришли к выводу, что игры в их жизни как таковой нет, они владеют только некоторыми компьютерными и спортивными играми и не понимают, зачем человек играет. Было выдвинуто предложение научиться играть в новые игры, а заодно научить и всех других учащихся школы № 136 проводить перемены интересно. Результатом первого этапа социокультурной практики стала идея развить уже существующий в школе проект «Полезная перемена», в рамках которого образовательные и развлекательные мероприятия проводились педагогами. В этот раз миссия проведения игровых мастер-классов возлагалась на детей: на протяжении трех недель на переменах учащиеся определенного класса проводили для всех желающих игры. Информация об играх, которые освоили сами ведущие и которым они научили других, оформлялась школьниками в формате временной выставки под названием «Игромир».
       Второй, третий и четвертый этапы социокультурной практики плавно перетекали один в другой. Учащиеся сами искали и отбирали игры, проигрывали их на переменах в установленном порядке (за каждым классом был закреплен определенный день недели), оформляли выставочное пространство. Тематически игры были систематизированы: первая неделя носила условное название «Тихие игры» (например, дети организовали турниры настольных игр, обучили игре в фантики, «Колечко» и пр.), вторая неделя именовалась «Шумные игры» (проводились в физкультурном зале, это были подвижные, дворовые игры), третья – «Игры народов мира» (каждый из классов самостоятельно выбирал культуру). Параллельно с проведением «Полезных перемен» в выставочном пространстве дети размещали постеры о разученных играх (правила, структура и т.д.), чтобы любой человек из школьного сообщества смог освоить их самостоятельно, фотографии с «Полезных перемен», рисунки и сочинения на тему игры, выполненные на уроках изобразительного искусства, литературы, истории. Итоговым, завершающим событием стала «Масленица», в рамках которой также проигрывались русские народные игры, связанные с данным праздником.
      Последний этап – рефлексивный. Он проводился в каждом из классов классным руководителем. Педагоги использовали в своей работе различные арт-педагогические технологии, которые позволяли учащимся осознать результаты практики как лично для себя (своего развития, самоопределения), так и для всего школьного сообщества. Например, использовалась технология «Метафора», когда учащиеся должны были определить, с каким из предложенных «пространств» («море», «пустыня», космос», «болото» и пр.) у них ассоциируется слово «Игра», и кем они себя представляют в этом условном «пространстве».
      Описанная выше внеурочная деятельность педагогов нашей школы представляет собой не стандартный набор внеурочных мероприятий одной тематики, а является комплексом запланированных последовательных событий, которые демонстрируют на одном объекте - ИГРЕ, как работают активные методы обучения с использованием социокультурных практик в привычной предметно-пространственной среде.            Эффект от проведенного «Игромира» приятно удивил как педагогов, так и самих ребят. В ученической среде активно обсуждались новые игры, которые пришлись по вкусу новому поколению, из семейных архивов памяти были вытащены наружу воспоминания родителей, бабушек и дедушек о любимых играх прошлых поколений. Культурный код был разбужен и активно реализовывался… «Страсти» по играм детства еще долго не могли улечься в нашем маленьком школьном мире и оставили после себя приятное уютное послевкусие, ведь все мы – родители, учителя и сами дети – стали друг другу чуточку ближе.

                                      Список использованной литературы:

1. Николина В.В., Фефелова О.Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24915.
2. Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13893/


Поделиться: