Поиск по сайту

Творческая лаборатория учителя литературы. А.П.Чехов на уроке.


Авторcтво: Ковалева Наталья Юрьевна, Зорина Ольга Владимировна, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 103 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Любая школьная театрализация отнимает столько времени и сил, что перед учителем встает вопрос: «Так ли уж это необходимо?» В момент поиска ответа педагогу вспоминается не самый главный, но, пожалуй, самый приятный плюс: подготовка театрального действия – чрезвычайно веселое занятие. Именно это, а также возможность нестандартной самореализации прежде всего привлекает учеников. Конечно, задумав сдвоенный урок «В человеке все должно быть прекрасно…», посвящённый творчеству А.П. Чехова, мы помнили об этом факте и сформулировали тему как поисковый запрос, предложение к сотворчеству с великим писателем.
       В нашем «чеховском» уроке были задействованы 3 класса: два восьмых и один девятый. Классы различны по эмоциональному и интеллектуальному развитию, однако форма урока, подбор заданий и литературного материала позволили заинтересовать всех участников и дали им возможность проявить себя с лучшей стороны.
       Для проведения урока, чтобы привлечь к работе как можно больше ребят, мы использовали интерактивный метод ролевой игры, который давал возможность каждому ученику побыть «деятелем», примеряя на себя разные роли – зрителя, актера, режиссера, критика… Реализовать замысел помог формат «Закрытого показа» - ток-шоу, транслировавшееся на Первом канале. В соответствии с правилами телепередачи каждый класс знал содержание только того произведения, которое представлял. Перед показом ребята, видевшие постановку, высказывали своё о ней мнение, аргументированно рекомендовали или не рекомендовали её к просмотру. (Могли участвовать все: и режиссёр, и зрители, и актёры).
       После знакомства с инсценировками чеховских произведений происходило обсуждение. Особенность этой части такова: вопросы зрителям и актерам задавали ребята-критики. Эту роль играли, конечно же, сильные ученики, умеющие анализировать и сравнивать, задавать провоцирующие вопросы. (У преподавателей здесь, как и далее, роль корректирующая, направляющая). В результате дискуссии ребята приходили к проблемному вопросу, плавно приводящему к просмотру следующего произведения. Так, после инсценировки «Неудачи» критики подводят зал к мысли, что герои рассказа отнюдь не прекрасны. И мы обращаемся к вопросу, что мешает человеку быть прекрасным, и смотрим постановку шутки «Предложение».
       Включение в работу большого числа ребят, незаученность, спонтанность вопросов, речевого оформления – вот те причины, которые побудили нас избрать форму «Закрытого показа».
Сколь ни многогранна и свободна выбранная форма урока, она не позволила решить все поставленные задачи. Мы нашли нужным использовать дополнительно некоторые методы, приёмы и технологии.
Задавая вектор размышления и подготавливая восприятие, мы воспользовались традиционным приемом – домашнее задание. Ребятам предлагалось с помощью любых средств создать образ прекрасного человека (получились рисунки, сочинения и презентации). Это задание мы проверили в самом начале, что помогло задать тему и организовать работу с силуэтами (прием «Облако»). На двух досках были схематически изображены четыре человеческие фигуры. Первая заполнялась словами о качествах прекрасной личности по домашнему заданию. В другие записывались ученические ответы, характеризующие героев постановок. Благодаря этому наглядному конспекту ученики, анализируя, могли сопоставлять литературных героев, делать необходимые выводы об идее произведения, замысле автора, следить за движением мысли урока.
Ещё один приём, которым мы воспользовались, - выездные задания. Первое, следовавшее за «Неудачей», предлагало ответить на вопрос, можно ли назвать героев рассказа «маленькими людьми». Целью этого задания было изучение и повторение теории литературы, отрабатывалось умение пользоваться литературными терминами при анализе произведения.
       Второе выездное задание было творческим. После заключительных слов «Предложения» «Вот и началось семейное счастье!» ребята должны были сочинить сцену, рисующую это «семейное счастье». Задание требовало проявления писательских, актерских и режиссёрских способностей, а также глубокого понимания произведения, характеров героев, ироничного авторского стиля.
Неслучайно последней постановкой была шутка «Медведь» - ключевое произведение урока. Героев именно этого произведения преображает любовь, что ребята сразу отметили. В этот момент окончательно оформился образ прекрасного человека, что было зафиксировано в «Облаке» (на силуэте). Однако неоднозначность произведения очевидна. Ребята замечают, что герои, Смирнов и Попова, неидеальны. Они лживы и неестественны, и изменяются, лишь наставив друг на друга пистолеты. Здесь возникает ряд вопросов. Как поединок характеризует героев? Действительно ли дуэль между мужчиной и женщиной – проявление равноправия, как утверждает Смирнов? Как относиться к подобного рода состязанию? И ответы на них мы искали не только у А.П. Чехова, но и в киноискусстве 21 века. К просмотру был предложен отрывок короткометражного фильма «Стрелка» (режиссёр Евгений Никитин, 2017 год выпуска). Хотя он и рассказывает о поединке между юношей и девушкой в сегодняшнем мире, но рисует героев, совсем не похожих на чеховских, и актуализирует вопрос, выводя проблему на новый уровень. Таким образом, созданная проблемная ситуация вызвала, как и планировалось, неоднозначную реакцию и спровоцировала обсуждение, продолжавшееся, к нашему удивлению, даже на следующий день.
        Урок получился интересным. Надеемся, что вам он понравится и будет полезен.
Прилагаем конспект урока.

                                         Конспект урока.

Цель: активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора.
Задачи:
- повышение значимости культуры чтения;
- создание мотивирующей образовательной среды;
- формирование позитивного имиджа чтения;
- развитие творческого потенциала
- формирование осознанного восприятия художественного текста.
Планируемые результаты
Личностные УУД: умение аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; формирование нравственно-эстетической ориентации школьников.

Метапредметные УУД: умение оформить свою мысль в устной и письменной формах, извлекать и систематизировать информацию, находить связь искусства с действительностью.

Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную цель, выделять главное и второстепенное, корректировать познавательный план во время работы с материалом.

Познавательные УУД: умение выявлять точку зрения автора и идею произведения, инсценировать прозаический и представлять драматический текст на сцене, анализировать отдельный эпизод в контексте темы урока.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, строить монологические высказывания, аргументировать собственное мнение, развитие умения слышать и чувствовать собеседника.

Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, маркерные доски с изображенными на них силуэтами человека, маркеры, микрофоны.

                              Ход урока:

Здравствуйте, ребята!
Учитель: Сегодня урок мы проводим в формате ток-шоу «Закрытый показ». Наш урок посвящён творчеству А. П. Чехова. Ребята, вы получили домашнее задание – создать образ прекрасного человека. Давайте посмотрим, что получилось.
Ребята представляют свои работы – сочинения, презентации, рисунки.
Учитель: Тема урока - чеховское изречение: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (высказывание, а также портрет А.П. Чехова мы весь урок видим на заднике сцены). Постарайтесь продолжить эту фразу и предположите, что именно в человеке должно быть прекрасно.
Дети устно предлагают варианты ответов: трудолюбие, индивидуальность, душа, бескорыстие и т.д. На доске в силуэте человека ученик записывает ответы. Среди детских ответов рано или поздно появляется слово «чувства». Учитель в этот момент задаёт вопрос: «Как вы думаете, ребята, какое чувство делает человека поистине прекрасным?» Это позволяет прийти к понятию «любовь».
Учитель: Давайте посмотрим, как об этом прекрасном чувстве любви писал Чехов. Слово зрителям (ученикам 8В класса), которые уже видели постановку чеховского рассказа «Неудача»:
- Рекомендуете ли вы посмотреть нам эту инсценировку или нет?
Рекомендации могут быть примерно такими: «Я рекомендую к просмотру постановку, потому что она поднимает настроение», «Я не рекомендую к просмотру постановку. Мне кажется, что на самом деле таких людей, как герои рассказа, быть не может, а значит, зрители не смогут почерпнуть ничего полезного».
Учитель: Прежде чем мы обратим внимание на сцену, ребята 8В класса получат выездное задание. О его содержании узнаем позже.
Три ученика получают задание: как вы считаете, можно ли назвать героев этого рассказа «маленькими людьми» и почему?

Инсценировка «Неудачи»
Критики: Ребята, и высказывание, которое является темой нашего урока, и рассказ «Неудача» написал Чехов. Замечаете ли вы несоответствие между мыслью, высказанной в теме урока, и мыслью, высказанной в рассказе?
Рассуждая, ребята замечают, что в рассказе человек не прекрасен. Тут и возникает проблемный вопрос: по мнению писателя, человек должен быть прекрасен, но что-то мешает ему быть таковым. Что именно?
Ответы учеников, которые по сути являются характеристикой героев рассказа «Неудача», записываются на доске во втором силуэте человека и выглядят примерно так: отсутствие чувств, неискренность, мелочность, глупость, необразованность, эгоизм, стремление только к внешнему благополучию, бедный внутренний мир - человек не прекрасен, потому что не умеет любить.
Выслушиваем ответ учеников, выполнявших выездное задание. В нашем случае один ученик дал определение «маленького человека»; второй сказал, что на первый взгляд эти герои не подходят под определение, так как они не бедны, не кажутся несчастными и занимают отнюдь не последнюю ступень на социальной лестнице; третий ученик, противореча второму, объяснил, что герой рассказа «Неудача» - «маленькие люди», потому что они бедны умом и душой.
Учитель: У Чехова много произведений о любви. Мы предлагаем посмотреть шутку «Предложение» в исполнении 9А класса.

Зрители, актеры и критики, раннее видевшие эту постановку, рекомендуют или не рекомендуют её посмотреть. Например, кто-то из ребят не рекомендовал смотреть инсценировку, так как по сюжету она похожа на предыдущую – опять сватовство. Другой рекомендовал посмотреть, так как шутка смешная, поднимает настроение.
Выездное задание таково: придумать и сыграть на сцене продолжение чеховской шутки.
Смотрим инсценировку шутки «Предложение».
Слово критикам. Ребята замечают, что герои не совсем похожи на героев предыдущего произведения, начинают перечислять их сходства и различия. Зал подключается, и в результате мы заполняем третий силуэт. Вот примерные ответы детей: корысть, неумение любить, упрямство, эгоизм. Вывод: чеховские герои по-прежнему не прекрасны, они смешны.
Проверка выездного задания. На сцене ученики 9А класса представляю небольшую инсценировку, как, по их мнению, будет складываться «семейное счастье» героев.
Учитель: Поможет ли нам Чехов разрешить вопрос о том, что делает человека прекрасным? Давайте предоставим слово ученикам 8А класса. Они подготовили для сценического показа шутку «Медведь».
Слушаем высказывания учеников с рекомендациями смотреть или не смотреть постановку.
Смотрим инсценировку шутки «Медведь»
      После просмотра, обсуждения и заполнения последнего силуэта ребята приходят к выводу: любовь и искренность чувств облагородила героев. Таким образом, мы как бы возвращаемся к началу урока, в тот момент, когда при заполнении самого первого силуэта в зале впервые прозвучало слово «любовь».
Учитель: Посмотрите, ребята, оказывается, классик согласен с нами. Да, именно любовь проявляет в человеке всё лучшее, заставляя его стать прекраснее. Давайте вернёмся к теме нашего урока (обращает внимание детей на задник сцены, где прописана фраза «В человеке всё должно быть прекрасно…») и сравним наше предположение с авторской мыслью. (Выводим с помощью медиапроектора на экран вторую часть чеховского изречения: « и лицо, и одежда, и душа, и мысли»).
Если необходимо, сравниваем, делаем выводы.
      В ходе обсуждения ребята долго не соглашались признать Смирнова и Попову, героев «Медведя», эталоном прекрасных людей, утверждая, что дуэль между мужчиной и женщиной неприемлема и безнравственна. В связи с этим возник вопрос, актуальна ли такая дуэль в наше время?
Ответы ребят могут быть разными, даже противоположными. Главное, чтобы каждый отвечающий обосновывал свою точку зрения.
Учитель: Современное искусство размышляет над этой темой. Представляем вашему вниманию короткометражный фильм «Стрелка», выпущенный в 2017 году режиссёром Евгением Никитиным.
Просмотр отрывка короткометражного фильма «Стрелка»
Учитель: На этом наш урок окончен. Надеюсь, что, покинув зал, вы сохраните желание поразмышлять об увиденном и услышанном. Спасибо!

                                Литература

Чехов А. П. Рассказы, - Москва: Издание АСТ, 2018. – 256 с.
Чехов А. П. Медведь: Шутка в одном действии // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Громов М. П. Книга о Чехове. - М.: Современник, 1989. - 384 с.



Поделиться: