Поиск по сайту

Образовательное путешествие как средство экологического воспитания экологического воспитания школьников


Авторcтво: Страхун И.Д. ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого жителя страны. Наряду с учебным предметом сегодня во многих школах уделяют внимания экологическому воспитанию, в рамках которого классные руководители организуют различные мероприятия.
      Современная школа требует от нас все новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших школьников. XXI век дает исключительные возможности учителю внедрить новые технологии в учебно-воспитательный процесс. Сегодня преподаватель перестает быть единственным источником знаний для школьников. Новые образовательные концепции предполагают, что знания можно приобретать не только в стенах школьного помещения, но и за его пределами. Ярким примером может стать педагогическая технология «Образовательное путешествие».
      Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая использовать окружающую среду как средство развития личности в культурно-историческом и социально-личностном аспектах [2, с. 2]. Образовательное путешествие – это путешествие в новое социально-культурное пространство. Это путь школьников к новому, неизведанному, который предполагает активную работу по осмыслению различных понятий и явлений окружающего мира, а не просто передвижение в реальном пространстве. Возможности образовательного путешествия безграничны.
      Результатом путешествия является не достижение с одинаковым успехом определенного результата всеми его участниками, а личный рост каждого, сообразно его силам и возможностям на пути решения проблем, определяемых путешествием [1, с. 12].
Образовательное путешествие предполагает непосредственное взаимодействие учащихся с природой, историй, культурой. Преподаватель ничего сам об объекте не рассказывает и не дает никакой информации. В качестве источников информации об окружающим мире выступают личный опыт и объекты окружающего мира.
Образовательное путешествие предполагает наличие проблемы, которая погружает обучающихся в практическую деятельность, и решение которой обеспечит конечный результат в виде новых знаний.
Можно выделить три основных этапа в реализации данной технологии.
      На первом этапе учитель самостоятельно разрабатывает маршрут путешествия, сложность и время которого зависят от возраста школьников. Можно привлечь старшеклассников к разработке маршрута, а если речь идет о младших классах, то обратиться за помощью к родителям. Их же при необходимости можно привлечь во время образовательного путешествия для контроля и обеспечения безопасности детей.
Подготовка к путешествию начинается с определения темы и идеи, например, «Экологические проблемы города в весенний период». Преимущество данной технологии в том, что ее можно применить в разных предметных областях. Изучая историю родного края, можно одновременно повышать уровень экологического образования ребенка. Путешествие должно придать эмоциональную окраску знаниям, которые ученики открывают. Школьники должны определиться с важностью и значимостью объектов изучения в личностном смысле, объединяя в процессе изучения исторические, культурные, социальные, технологические и другие аспекты [1, с.18].
      Составляя, образовательный маршрут необходимо определить последовательность изучаемых объектов, сформулировать вопросы и задания, которые будут направлять путешественников в изучении объекта, и обращать внимание на детали. Маршрутный лист — это своеобразный алгоритм деятельности участников маршрута. Каждый объект маршрута предполагает определенное задание, которое может быть разного вида. Некоторые задания ставят школьников перед необходимостью поиска ответов на вопросы по теме путешествия, побуждающие высказывать свои версии и предположения, искать и обрабатывать информацию, аргументировать свои предположения. Другие предполагают реализацию элементов практической экологической деятельности [2, с. 4].
       В качестве заданий для образовательного путешествия экологической направленности можно предложить загадки, кроссворды, шарады, тестирование, работа с картой на местности. Задания на проверку орфографии, грамматики и пунктуации. Например, задание, где необходимо правильно поставить запятую «Загрязнять нельзя перерабатывать». Практические задачи для школьников, такие как сортировка мусора или вторая жизнь старых вещей. Можно организовать встречу со специалистами в области экологии, обсудив раннее тему беседы или интервью.
       На втором этапе, в первую очередь необходимо провести инструктаж по технике безопасности с детьми, так как образовательное путешествие предполагает выход за стены образовательного учреждения.
А также необходимо объяснить школьникам какая деятельность им предстоит и на что следует обратить внимание в процессе выполнения заданий.
На третьем этапе ребята и педагог выполняют рефлексивные действия относительно результатов экологического образовательного путешествия. Можно предложить участникам на листьях определенного цвета записать выводы и приклеить их к «Дереву жизни». Если принимали участие в разработке маршрута старшеклассники, то для них рефлексию провести отдельно. Например, предложить «Дерево успеха», где создатели должны закрасить и подписать себя на дереве.
      Также на этом этапе ребята представляют результаты в виде презентаций, альбомов, видеофильма, статьи или создания нового образовательного путешествия.
Технология «образовательное путешествие» имеет большое образовательное значение, так как дает возможность более близко ознакомиться с окружающей средой. Решить задачу экологического просвещения детей и подростков может педагогическая технология – образовательное путешествие. Важность педагогической технологии заключается в активизации процесса познавательной деятельности, формирования навыков бережного отношения к природе и развитие экологического мышления.

                                                                               Литература

1. Короткова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2004. – 24 с.
2. Никонова, Т.В., Клюева, Г.А. «Образовательное путешествие» как инновационная технология профессиональной ориентации школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186093.htm.

Поделиться: