Поиск по сайту

Эколого-краеведческий практикум в условиях особо охраняемой природной территории


Авторcтво: Ксенофонтова В.И., к.б.н., ГБУ ДО Дворец творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга


        Введение в деятельность учреждения дополнительного образования эколого-краеведческого практикума, сочетающего использование экологических программ и элементов программ краеведческой направленности в условиях особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) предполагает использование метапредметных и межпредметных навыков и компетенций в сочетании с интерактивном подходом.
        Практико-ориентируемое занятие разработано на основе опыта проведения эколого-краеведческих практикумов на территории ООПТ «Дудергофские высоты». Целью практикума являлось формирование у детей ценностного отношения к природе и активной жизненной позиции в сохранении природного, культурного и исторического наследия. Задачи практики включали: развитие способностей детей самостоятельно добывать знания в условиях ООПТ; применение знаний, умений и основных экологических компетенций в полевых условиях; воспитание у детей чувства патриотизма, желания участвовать в социально-значимых экологических акциях.
        При проведении практикума использовались методы изучения природных и культурных объектов, благодаря которым реализовывались дидактические и методические принципы дополнительного образования: наглядность, системность, научность, воспитывающий и развивающий характер обучения, самостоятельность, междисциплинарность на основе общеразвивающих программ естественно-краеведческой направленности. Формирование ведущих эколого-краеведческих компетенций в особых условиях природной, социальной и образовательной среды позволило сочетать индивидуальные и групповые формы познавательной деятельности, выстроить творческое взаимодействие учащихся.
        Полевые исследования по экологии, ботанике, зоологии, геологии, краеведению проводились для детей 12-14 лет. Протяженность маршрута составила примерно 3,5 км. Уровень физической подготовки учащихся – базовый. Продолжительность практикума - 4 часа (с учетом 45 минут на привал). При проведении занятия использовались следующие информационно-методические ресурсы: атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области; атлас горных пород и минералов; определители растений и животных; карты Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Материально-технические ресурсы практикума: бинокль, компасы, лупы, ноутбук, планшет, фотоаппарат. Оборудование учащихся: карандаш, путевой дневник (блокнот), смартфоны. Компас, планшет, рулетка, 1-2 лупы, линейки, определители, х/б перчатки, пакеты для мусора выделялись на микрогруппы, состоящие из 4-5 человек.
        В ходе интегрированного занятия дети сделали 6 остановок, в местах условно названных станциями: краеведческой, геологической, ботанической, экологической, зоологической, героической. При разработке содержания практикума особое внимание уделялось явлениям и объектам, с которыми знакомились учащиеся, разрабатывались задачи с последовательным их разрешением в полевой обстановке.
        Примерный план работы на станции «Краеведческая».
 1. Осмотр окрестностей;
 2. Краткий рассказ педагога о происхождении названия местности, истории ее освоения;
 3. Выполнение самостоятельных заданий: определение сторон света с помощью компаса, Солнца и растительности; определение с помощью смартфона географических координат и расстояния пройденного от ст. Можайская до данной остановки; определение географического положения ООПТ «Дудергофские высоты» с демонстрацией на планшете карт этих мест в Яндексе и в Google в форматах «Схема», «Спутник», «Народная карта», «Гибрид» «Панорама».
 4. Обсуждение результатов. Ответы на вопросы;
 5. Выводы об особенностях расположения ООПТ «Дудергофские высоты».
        Примерный план работы на станции «Геологическая».
 1. Осмотр геологического обнажения в небольшом карьере с фиксацией итогов наблюдения в путевом дневнике;
 2. Демонстрация педагогом методов определения горных пород;
 3. Самостоятельная работа по определению образцов с помощью определителя горных пород;
 4. Обсуждение результатов. Ответы на вопросы;
 5. Выводы об особенностях геологического строения изучаемого ООПТ.
        Примерный план работы на станции «Ботаническая».
1. Осмотр окрестностей;
2. Краткое описание педагогом особенностей месторасположения станции, характеристика растительности;
3. Постановка педагогом задачи и организация работы в микрогруппах;
4. Выполнение самостоятельного задания: не сходя с тропы, сфотографировать, определить и изучить состояние цветущих травянистых растений.
5. Обсуждение результатов. Ответы на вопросы;
6. Выводы об особенностях ботанического состава на ООПТ «Дудергофские высоты».
        Примерный план работы на станции «Экологическая».
1. Осмотр окрестностей;
2. Привал (45 мин.);
3. Сбор мусора, оставшегося после привала, на расстеленной белой пластиковой клёнке;
4. Постановка задачи педагогом и организация работы;
5. Выполнение самостоятельного задания: изучение состава бытовых отходов и обсуждение способов использования отдельных фракций.
6. Обсуждение результатов. Ответы на вопросы;
7. Выводы: Мусор после пикника необходимо забирать с собой. Отходы – это ресурсы.
         Примерный план работы на станции «Зоологическая».
1. Краткие сведения педагога о фауне Дудергофских высот;
2. Постановка задачи и организация упражнений в микрогруппах: «Тихое время»; «Тихая тропа»; «Тихая охота»;
3. Сбор детей в условленном месте;
4. Обсуждение результатов. Ответы на вопросы;
5. Выводы: Интересные и необычные животные встречаются в самых обычных местах. Надо только быть внимательным, чтобы увидеть и услышать их.
         Примерный план работы на станции «Героическая»
1. Описание педагогом месторасположения станции и исторических событий, произошедших в этом месте;
2. Возложение цветов к мемориалу защитников Вороньей горы;
3. Постановка задачи по проведению экологической акции;
4. Выполнение задания детьми, совместно с педагогами и родителями;
5. Фотографирование на память.
После проведения практикума детям предложили сформулировать умения и навыки, которые они приобрели на занятии. Учащиеся отметили, что они получили представление об геологических особенностях ООПТ «Дудергофские высоты»; узнали о том, что природный комплекс «Дудергофские высоты» сохраняет биологическое разнообразие; познакомились с редкими растениями, произрастающими на ООПТ; пришли к пониманию того, что животных, обнаруженных вдоль экологической тропы, можно сфотографировать и оставить в местах, где они были найдены. У многих детей появилось желание участвовать в социально-значимых экологических акциях.
      Таким образом, в результате проведения интегрированного практикума на природной территории дети получили практические знания о масштабе и особенностях исследуемой природной территории. У них повысился уровень экологической грамотности, появилось понимание необходимости природосообразного поведения, сформировалось целостное представление о природной и культурной среде окрестностей Санкт-Петербурга.
      Формирование ведущих эколого-краеведческих компетенций в особых условиях природной, социальной и образовательной среды позволило сочетать индивидуальные и групповые формы познавательной деятельности, помогло выстроить творческое взаимодействие учащихся с сочетанием эмоционального отношения к знаниям и навыкам. Развитие ребенка совмещалось с приемами самообучения, овладением метапредметных и межпредметных навыков, причем знания передавались не только вертикально, но и горизонтально. Приобретая навыки самостоятельной исследовательской работы в полевой обстановке, дети овладевали простейшими методами изучения природных объектов, используя современные информационные технологии. Совершенствуя знания, развивая умения, связанные с научным поиском, дети учились оценивать экологическую ситуацию в реальных условиях, выявляли причинно-следственные связи экологических явлений и процессов. За счет индивидуальной направленности практика способствовала профессиональной ориентации детей, развивая навыки, к которым у ребенка есть склонность. В результате исследовательской деятельности происходило определение сферы научных интересов, в процессе активного познания раскрывались способности школьников, формировалась экологическая культура.
       При освоении программы эколого-краеведческого практикума у детей происходила психологическая адаптация, активизация эмоциональной и творческой энергии, личностный рост в контексте экологической культуры и нравственности. У детей формировалась система знаний и умений волонтерского движения, правил поведения в природе с учетом техники безопасности. Посещение воинского мемориала, участие на добровольных началах наряду с взрослыми в экологической акции способствовало формированию гражданской позиции, воспитанию чувства патриотизма, желания участвовать в социально-значимых экологических акциях.

                                 Литература
1. Ананьева Л.Т. Определитель минералов и горных пород. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2019. – 64 с.
2. Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. – 665 с.
3. Атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга / Отв. ред: В. Н. Храмцов и др. - СПб: Марафон, 2016. -175 с.
4. Красная книга Санкт-Петербурга / Отв. ред.: Д. В. Гельтман. – СПб: Дитон, 2018. – 568 с.
5. Нидон К. и др. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М.: Мир, 1991. – 264 с.
6. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 216 с.
7. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994. – 640 с.
8. Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие. – СПб: Паритет, 2002. – 256 с.

Поделиться: