Поиск по сайту

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, через приобщение к игре на детских музыкальных инструментах


Авторcтво: Булавинцева Лариса, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №104 Выборгского района Санкт - Петербурга


        Одной из основных задач музыкального воспитания в детском саду является раскрытие творческого потенциала дошкольника. Значение инструментального музицирования для музыкального развития детей очень высоко. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и все виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового и динамического. Кроме этого, инструментальное музицирование является источником постижения средств музыкальной выразительности. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У детей активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются эмоциональность, волевые качества, внимание, сосредоточенность.
        Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах был известный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему пришла идея организовать детский оркестр ( сначала шумовой, затем смешанный). Совместно с Н.А. Метловым в 20-40годы прошлого столетия работали известные педагоги: Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер и другие. В дальнейшем разработкой этой методики занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики.
Не малый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития, и в современной дошкольной педагогике. Это и методика Карла Орфа, программы: «Играем в оркестре по слуху» М.Трубниковой, «Веселая шарманка»Т.Тютюнниковой, «Оркестр в детском саду» Л.Меркуловой и другие.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений. И в этом во многом помогают музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию у детей музыкально-сенсорных способностей и закреплению приемов игры на детских музыкальных инструментах.
        Например, игра «Определи инструмент» дает возможность детям сравнить звучание различных инструментов, тем самым развивает не только тембровый, но и ритмический слух.
А в музыкально-дидактической игре «Веселые музыканты» закрепляем в игровой форме знания, полученные раннее на занятиях, дети отгадывают загадки о музыкальных инструментах, а затем становятся участниками спонтанно организованного оркестра.
        Музицирование в детском саду сначала осуществляется в ансамблевой форме, а затем и в оркестровой.
В обучении детей игре на музыкальных инструментах используются различные их группы:
  - ударные, без определенной высоты звука (бубны, барабаны, палочки, румбы, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки)
  - ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино)
  - однозвуковые духовые (дудки)
  - народные инструменты (трещотки разных видов, деревянные ложки, колотушки, бубенцы, рубель и другие)
        Разнообразие инструментов в детском саду позволяет приобщить всех без исключения детей к музицированию, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям.
Знакомство с музыкальными инструментами важно начинать с групп раннего возраста, проведя индивидуальную диагностику, по результатам которой можно оценить возможности каждого ребенка. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок и попевок. Дети сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма, важно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни детского сада. А чтобы играть слаженно и согласованно понадобится не одна репетиция.
        Венцом занятий являются выступления оркестра на утренниках и развлечениях, где игра ребят в оркестре является украшением любого праздника.
Именно на таких выступлениях дети учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители не только ребята, но и родители, то радость и эмоциональный настрой чувствуется вдвойне.
Игра в оркестре формирует коллектив, где дети учатся вместе радоваться успехам, у них появляется чувство взаимопонимания.
        Игра на музыкальных инструментах – разносторонняя форма музыкальной деятельности детей.
Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и так же коллективный оркестр, выступающий на утренниках и развлечениях.
Особая форма активности детей – экспериментирование с музыкальными инструментами, которая позволяет решать педагогические задачи:
   - формирование интересов к миру звуков и звучанию разных предметов;
   - различие звуков по высоте и интенсивности;
   - развитие мелкой моторики кистей рук;
   - формирование чувства ритма
        Занятие в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем развитии. Хочется надеяться на то, усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах полезная и интересная деятельность для детей, и музыкальный руководитель призван помочь детям войти в мир музыки и научиться ее понимать.
 Использование различных музыкальных инструментов в ДОУ содействует эмоциональному развитию, творческих способностей и природной музыкальности у детей.

                       Используемая литература

 1. Кононова Н.Г. « Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» - Москва, Просвещение, 1990г.
 2. Трубникова М. «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000г.
 3. Тютюнникова.Т. «Уроки музыки. Система Карла Орфа» - Москва, А С Т, 2000г.
 4.  Малахова Л.В. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста».– Ростов - на Дону, 2008г.

Поделиться: