Поиск по сайту

Речевое развитие дошкольника: учим ребенка мыслить и рассуждать


Авторcтво: Захарова Татьяна Николаевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО "Институт развития образования" Ярославской области


      Одной из задач современного образования является создание условий для развития у воспитанников и обучающихся навыков коммуникации, умений организовывать совместную деятельность, договариваться, представлять свое мнение, обосновывать предложения, рассуждать.
      Совершенно неслучайно, проблема развития связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев, С.Н. Цейтлина и др.). Особое значение связная речь, как высшая форма речемыслительной деятельности, приобретает в развитии личности ребенка, связана с его социальным становлением, формированием социального статуса.
       По тому, насколько грамотно и связно говорит ребенок, какие вопросы он задает, как выражает свои мысли, как рассуждает, можно определить уровень его интеллектуального развития. Интеллектуальное же развитие детей, в свою очередь, немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений, которое может выражаться в форме монолога-рассуждения или диалога-доказательства, аргументированного спора или интервью.
       Казалось бы, что подобные формы не актуальны для детей дошкольного возраста. Тем не менее, практика показывает, что они реально существуют и тесно связаны с познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников. Данный вид активности ребенка, в силу возраста, чаще всего реализуется в совместной деятельности со взрослыми или со старшими сверстниками. Но, представление итогов собственных практических исследований или результатов поиска интересной информации из доступных источников, может быть по силам и дошкольнику. Здесь ребенок приобретает умение презентовать продукты собственных исследований, отрабатывает навык публичного выступления и участия в диалоге, учится отвечать на вопросы по представляемой теме. Кроме этого, в данной ситуации дети приобретают новые умения, в частности, выступления с опорой на условные обозначения, схемы, которые помогают структурировать их высказывания или аргументы, выстраивать доказательства.
Тем самым, уже в дошкольном возрасте у ребенка закладываются такие качества, которые сегодня описаны в нормативных документах как «навыки XXI века», «модель 4к»: «критическое мышление» (умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы); «креативность» (возможность оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах), «коммуникация» (умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника формулировать понятные собеседнику сообщения, использовать вспомогательные коммуникативные средства и др.), «кооперация» (умение определить общую цель и способы ее достижения, обсуждать, распределять роли и оценивать результат) [4]. Эти навыки востребованы уже на данном возрастном этапе и будут актуальны в дальнейшем, в любой сфере профессиональной деятельности, в выстраивании взаимодействия с окружающими.
Таким образом, своевременна работа по организации обучения детей связным высказываниям типа рассуждений, аргументированных сообщений. В нашем регионе уже имеется опыт проведения в дошкольных организациях детских научных конференций в рамках «Умных каникул», где создаются условия для формирования и совершенствования данных навыков. Результаты детских исследований или реализованных проектов представляются публике и становятся темой для обсуждения со сверстниками и взрослыми. Это, конечно, еще единичный опыт, но он приобретает сторонников и последователей.
В условиях же широкой практики данному направлению в речевом развитии детей еще не уделяется должного внимания. В лучшем случае, педагоги дошкольного образования сосредотачиваются на развитии у детей навыков составления описательных рассказов, которые имеют определенную структуру: начинаются с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем перечисляются признаки, свойства, качества, действия; завершаются подобные рассказы итоговой фразой, оценивающей предмет или высказывающей отношение к нему. Или, следуя традиции, обучают детей составлению повествовательных рассказов, где сюжет развертывается во времени и в логической последовательности. Структура повествования более жесткая, чем описание, четко выдержана: начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).
Оба эти направления развития связной речи у детей не теряют своей актуальности и значимости [1, 5]. Но, и необходимость обучения дошкольников навыкам рассуждения очевидна.
      Рассказы-рассуждения [5] строятся на основе совместных со взрослым или самостоятельных детских выводов и умозаключений и имеют тоже определенную структуру: тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.
      Недостаточность информированности об объекте или явлении затрудняет возможность делать выводы и умозаключения. Открытие новых фактов о его связях и взаимозависимостях, делает ребенка более осведомленным, критичным, способным задавать вопросы или давать более-менее аргументированный ответ в споре или дискуссии. Особенно значимо, если эти новые сведения ребенок добыл сам, был заинтересован в поиске информации для разрешения противоречия, в получении ответа на собственные вопросы или сформулированные вместе со взрослым и сверстниками.
Характерной особенностью рассказа-рассуждения является наличие причинно-следственных речевых конструкции («таким образом», «потому, что», «из этого следует» и др.), вопросов («почему?», «как?», «что может это подтвердить?»), оценки [6]. Иногда в рассказ-рассуждение дети могут включать элементы описания, повествования.
Возможность ребенка строить свои объяснения, рассуждения, доказательства связано с умением выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, понимать различного рода зависимости (причинно-следственные связи, пространственно-временные, функциональные), что является элементами формирующегося логического мышления у дошкольника и реализуется в условиях тесного взаимодействия со взрослым – педагогов или родителями.
       Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация, лежат в основе умений человека рассуждать, доказывать, делать умозаключения. В дошкольном возрасте их развитии происходит как в быту, так и в процессе специально организованного педагогом умственного развития дошкольника. В свою очередь, умение рассуждать, логично выстраивать повествование, аргументировать, спорить, задавать вопросы, по существу, могут быть рассмотрены как показатели развитая достаточно высокого уровня мышления ребенка, которое должно быть замечено и поддержано педагогом.
       Практический опыт, в процессе которого изменяется уровень осведомленности о предмете, является условием для развития способность ребенка рассуждать, логично выстраивать аргументированные высказывания – «тезис-доказательство-вывод». К такому практическому опыту можно отнести:
  • наблюдения в природе и за социальными ситуациями, во время которых дети учатся устанавливать логические связи, понимать и объяснять причины, делать выводы;
  • экспериментальная деятельность, в процессе которой уточняются свойства и качества исследуемых объектов, проявляются противоречия, появляются новые вопросы или формируются выводы;
  • решение детьми проблемно-речевых ситуаций и речевых логических задач (словесно-логические игры и упражнения, небылицы и пр.);
  • чтение художественных произведений, обсуждение содержания которых направленно на раскрытие и установление причинно-следственных, временных, пространственных связей и отношений между предметами и явлениями, требует активизации мыслительной деятельности, подводит к формулированию выводов, умозаключений;
  • включение в речь педагога и детей разнообразных средств связи между частями суждения, для завершения рассуждений, начинающимися словами «значит», «следовательно», «поэтому», что способствует появлению в речи дошкольников сложноподчиненных предложений;
  • создание ситуаций для развития у дошкольников элементов критического мышления, как умения «видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки, выносить обоснованные суждения, на основе имеющихся доказательств» [2, с. 7-9].
     Значимым условием для стимулирования и формирования навыка рассуждения может стать созданная в группе детского сада среда принятия ребенка, поддержки его исследовательской активности, инициативности в познании и представлении нового об окружающем мире; специально созданное предметное наполнение, обогащающее его представление об окружающем мире (энциклопедии, исследовательское оборудование, фото-видеоматериалы).
     В образовательной деятельности особое место необходимо уделять качеству вопросов взрослых, которые адресованы детям в повседневной жизни/на занятиях и призваны спровоцировать рассуждения дошкольников. Практика показывает, что педагоги, при сообщении детям каких-либо новых сведений, достаточно часто обращают внимание на правильность изложения материала, содержание, научность, возрастную адекватность его подачи. Мало или практически не оценивается ими речевая активность самих детей, и те условия, которые создает педагог, чтобы ребенок мог высказаться, порассуждать; не учитывается, дается ли ребенку время на обдумывание и обсуждение версий ответов, на поиск доводов для объяснения или доказательства своего мнения или решения.
     Проведённое нами исследование [3] выявило, что в организованной образовательной деятельности речевая активность детей во время специально организованной образовательной деятельности низкая – 1:3, где 1 часть – речевых высказываний детей и 3 части от общего количества – принадлежат педагогу. Показатель «Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам задает вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество, рассуждает» – встречается крайне редко.
     Оценивая качество вопросов педагога, было отмечено, что 29,2% – это вопросы закрытого типа, предполагающие ответы детей «да» или «нет», преобладают вопросы констатирующего типа (38,9%), стимулирующие память, типа «назовите…», «перечистите…» и т. д. Вопросы, стимулирующие мышление детей, встречаются лишь в 25% случаях. Т.е. только каждый четвертый вопрос звучит «почему…», «какие связи между…», и мотивирует детей рассуждать, делать умозаключения, выражать свою точку зрения. Как показывают результаты исследования, педагоги не склонны организовывать и стимулировать обсуждение с участием детей, практически не создают условий, в которых ребенок имеет возможность свободно высказываться, ошибаться, делать элементарные умозаключения и выявлять закономерности, доказывать правильность или неоправданность первичных предположений.
      Это позволяет делать выводы о том, что сама деятельность педагога, следующего традиционному способу организации занятий с детьми не создает условий для формирования навыка рассуждения у детей. Соответственно, педагогу, создавая предметную среду, организуя разные виды детской активности, необходимо приобретать новые компетенции в организации взаимодействия с дошкольниками: быть готовым к речевой активности детей; самому учиться задавать вопросы, стимулирующие их мыслительную деятельность; уметь выдерживать паузу, чтобы каждый ребенок в это время мог внутренне порассуждать, поформулировать мысль, что само по себе еще сложно для его возраста.

                         Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - Издание 2-е. - Санкт-Петербург, издательство «Альянс Дельта» совместно с издательством «Речь», 2003. - 192 c.
3. Захарова Т.Н., Надежина М.А. Создание условий для поддержки инициативности и активности ребенка: проблемы и пути решения //Материалы конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2017). IV Международная научно-практическая конференция: 10-13 мая 2017 года: сборник статей.- Москва МГУ им. М.В. Ломоносова. - 408-417 с.
4. Кондаков А. М. «Образование. Время перемен» Интернет-источник: https://xn--h1aagpbh6b.xn--p1ai/upload/medialibrary/697/kondakov-a.m.-obrazovanie_vremya-peremen.pdf Дата обращения 10.12.2019
5. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
6. Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет.- Москва: ТЦ «Сфера», 2012.-64с.

Поделиться: