Поиск по сайту

ПЕРВЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Авторcтво: Темняк Н.В., Павлюк Н.Ф., ГКОУ ЛО «Юкковская специальная школа-интернат, Ленинградская область


      Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Поэтому так много внимания обращается в школах на создание благоприятной среды. Одним из эколого-биологических направлений работы в начальной школе является выращивание комнатных декоративных растений силами учащихся.
Классическим примером выращивания растений в условиях класса является зеленый лук. Рассмотрим специфику его выращивания.
Когда ребятам предлагается этот объект, они сразу говорят, что выращивали зеленый лук в детском саду или дома на окне.
       И тогда им предлагается стать маленькими исследователями, и как ученым проводить настоящий эксперимент.
Вначале ученые изучают саму луковицу. У учащихся выясняется, что именно они уже знают про это растение. Все высказывания учащихся записываются на доске (какой бывает лук, как используется и т.д.)
Если есть знания детей о том, почему лук можно вырастить зимой, то этот вопрос также обсуждается.
       Итак, новые вопросы:
  1. Почему лук можно выращивать даже зимой?
  2. Какие части лука используются в пищу? (перо – видоизмененные листья и лук-репку)
  3. А есть ли у лука семена? (показать).
Можно организовать «мозговой штурм».
Заранее написанные вопросы на бумаге выставляются на обозрение. На все поставленные вопросы учащиеся отвечают самостоятельно. Все их ответы фиксируются на доске (и верные, и неверные). Педагог не исправляет ответы учащихся, но обязательно возвращается к ним в конце изучения теории. На этом этапе ребята выбирают правильные утверждения, а неправильные – стираются.

Важно показать разнообразие сортов репчатого лука (рис. 1) [1,стр.131].

Рис 1. Сорта репчатого лука: а. Строгановский  б. Маргеланский

Итак, вначале рассматриваем луковицу-репку, устанавливаем её форуму, окраску, находим у нее вершину и основание, рассматриваем высохшие корешки. Вспоминаем, от какой части у всех растений растут корни (от стебля). Важно установить, что луковица – это часть целостного растения (рис. 2) [2, с.131].


  Рис. 2. Растение 2-ого года лука репчатого.

Работая с рисунком, устанавливаем части растения и самое главное, характеризуем луковицу, как видоизмененный стебель (побег). Уточняем, что этот видоизмененный стебель находится под землей. Сопоставляем рисунок цветка с соцветием. Выясняем, почему он не виден в соцветии. Рассматриваем семя на рисунке и натуральные семена.

Далее учитель организует практическую работу по наблюдению за строением луковицы-репки (рис. 3 [2, с.148]).

Рис. 3. Внутреннее строение лука-репки

       С этой целью луковица репчатого лука разрезается на половинки, раскладывается в контейнеры. По мере рассмотрения лука-репки правильные высказывания учащихся, записанные ранее на доске, остаются, а неправильные стираются. Находим в нижней части луковицы очень короткий стебель. Далее изучается внутреннее строение луковицы. Еще раз демонстрируем целостное растение и показываем, что у этого растения есть все части: корни, луковица, листья, цветонос – стрелка, цветки, собранные в соцветие, рассматриваем маленький цветок лука и наконец, очень маленькое семя.

       На разрезанной луковице демонстрируем ее внутреннее строение. Этот очень коротенький стебель называется донце. Задаётся вопрос: «А как вы думаете, почему этот укороченный стебель назвали донце?». Учащиеся высказывают свои предположения. Луковицу можно зарисовать и подписать ее части.
       Далее ребятам можно предложить загадку «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает – тот слезы проливает». Дети сразу отгадывают загадку, но важно объяснить, почему лук в сто шуб одет и почему проливают слезы, когда чистят луковицу. (Защитные жесткие чешуйки – листья, наличие летучих сильно пахнущих веществ – фитонцидов, раскрываем значение понятия «фитонциды»).
       Далее детям раздаются сухие чешуйки лука. Исследуются на качество листьев (сухие, жесткие, окрашенные, тоненькие и т.д.). Выясняем их месторасположения на луковице, выявляем функцию этих листьев (защита).
       С учащимися выясняется: от чего защищают сухие листья луковицу? (от высыхания, воздействия температур, микроорганизмов).
Далее рассматривается на срезах внутреннее строение (структура) нескольких луковиц. Обнаруживаются мясистые листья, и даже листья, окрашенные в бледно-зеленый цвет. Чем отличаются листья, расположенные внутри, от всех других? (длинненькие, узенькие). Ребята высказывают мнение о том, что при выращивании будет развиваться из этих, в середине расположенных, листьев. На этом заканчивается теоретическое исследование.
       Для углубления знаний о репчатом луке, можно предложить поиск информации в книгах, словарях, учебниках и Интернете.
Познакомимся с особенностями практического исследования. Вначале выясняется, что луковицы могут быть разные по величине (большие, средние, маленькие), эти особенности и составят три варианта.
Все луковицы, а их должно быть не менее 30 (три варианта по 10 луковиц разного размера). Такое количество необходимо для выполнения экспериментальной части (статистика и достоверность).
Кроме того, учащиеся должны будут высчитывать процентное соотношение выбранных для исследования показателей. Такими показателями будут являться число перьев и их длина.
       Далее учащиеся сортируют луковицы по размерам. С этой целью они с помощью нитки (тесемки) определяют окружность луковицы. И ограничивают размеры для каждого варианта луковицы. Например, большие луковицы имеют диаметр – от 15 до 20 см, средние луковицы от 10 до 14 см, а маленькие – меньше 10 см.
Каждый ребенок должен сам измерить луковицу тесемочкой. С этой целью в самом широком месте меряют и, держа концы плотно прижатыми друг к другу, продвигают луковицу в кольцо из тесемки.
Далее тесемку измеряют по линейке и определяют, к какому варианту его луковица относится.
Очень интересно взвесить луковицы и найти общую массу (вес луковиц каждого варианта).
Чтобы каждый участник эксперимента был задействован во взвешивании, необходимо составить таблицу, которую заполняют все вместе (табл. 1).

Таблица 1


Далее переходим к анализу. Указываем сроки и результаты: в каком варианте, какие показатели получили (табл. 2).
Самое главное – приступить к наблюдениям за ростом и развитием перьев.

Таблица 2


Далее опыт завершается. Это означает, что прекращаются измерения отдельных луковиц. Анализируется таблица.
Обрезается перо отдельно по каждому варианту. Урожай пера каждого варианта взвешивается.
Оставшиеся луковицы вынимаются из почвы и тоже взвешиваются.
Сравнивается вес луковиц до эксперимента и после эксперимента. Ставится вопрос: Куда исчезла масса луковиц?
Учащиеся устно отвечают на вопрос и формулируют выводы, исходя из анализа таблиц №№ 1 и 2.
      Итак, можно построить алгоритм действия учащихся-экспериментаторов:
         1. Выбор объекта.
         2. Теоретическое изучение объекта.
         3. Постановка вопроса для исследования.
         4. Планирование вариантов исследования.
         5. Проведение практического исследования.
         6. Анализ полученных результатов.
         7. Формулирование выводов по эксперименту
         8. Творческое оформление результатов.
         9. Защита результатов (в классе перед учащимися, на родительском собрании класса).
Длительные эколого-биологические исследования учащихся по выращиванию лука в зимних условиях способствует формированию естественно-научного, экологического мышления младших школьников, а также развитию исследовательских умений.

                                                           Литература

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.wikipedia.org
  2. Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы / Е.А. Ковалева. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.


Поделиться: