Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика (творческий марафон) «Исследуй. Познавай. Твори»


Авторcтво: Дмитриева Елена Викторовна, старший воспитатель, Казначеева Наталья Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №25 Петродворцового района Санкт-Петербурга


   

 С каждым годом количество детей с ОВЗ становится все больше и одной из основных задач образовательного учреждения становится помочь детям и родителям адаптироваться в социальном окружении. Особенностью родителей детей с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития является зачастую с одной стороны их «непринятие» особенностей своего ребенка и с другой стороны их недоверие и боязнь общения с окружающим социумом. Отсюда изолированность ребенка с ОВЗ от общения со сверстниками и трудности в социализации таких детей и в частности родителей тоже, их беспомощности и незнания как взаимодействовать со своим ребенком. Творчество влияет на ребенка, его развитие, умения, характер. Оно учит малыша самовыражению, помогает познать мир, увидеть его своими глазами. Ребенок, который занимается творчеством, преодолевает возникшие проблемы легче, ведь у него есть много вариантов их решения. К тому же, творчество сближает людей и стирает границы общения, способствует взаимодействию детей со сверстниками и со взрослыми помогает лучше понимать друг друга. В процессе совместного творчества родители и дети свободнее и легче взаимодействуют не только друг с другом, но и с окружающими людьми. Именно поэтому мы решили организовать творческий марафон для таких семей, целью которого стала социализация детей с ОВЗ посредством совместной творческой деятельности родителей и детей в городском культурном пространстве [2].
     На предварительном этапе начали с того, что сначала провели семейные творческие мастер-классы в стенах детского сада, чтобы показать родителям и детям возможности такого совместного времяпрепровождения, научить их общаться и творить вместе.
     Изучив творческие предпочтения и интересы родителей и детей, а также возможности нашего городского культурного пространства, мы составили интерактивный плакат-афишу с творческими мероприятиями и мастер-классами, проводимыми в Ломоносове и Петергофе. Интерактивный плакат позволяет заинтересовать не только детей, но и родителей, т.к. удобен в использовании, имеет яркий и красочный интерфейс и доступен в любом месте при наличии любого портативного устройства [1]. Для создания интерактивного плаката был использован онлайн-сервис Genial.ly [3], который прост в использовании и не требует профессиональных навыков. При определении маршрута выходного дня родителям необходимо любое портативное устройство с выходом в интернет. О запуске такого творческого марафона родители узнали из приглашения афиши, которую сделали дети совместно с воспитателем, из объявлений в группе Вконтакте и в раздевалке на информационном стенде, где была ссылка на плакат и QR-код.
      Основными проблемными вопросами, на который искали ответ дошкольники стали: Зачем человеку нужны руки? Что значит поговорка «золотые руки»?
Продолжительность культурно-образовательной практики может длиться от 1 месяца до года, в зависимости от целей и интересов родителей и детей. Постепенно городское пространство может расширяться и предлагать новые возможности для организации семейного выходного дня.
      Родители были ознакомлены с правилами участия в творческом марафоне, а более подробная инструкция представлена в интерактивном плакате1.JPG https://view.genial.ly/5e2b45fb6bbd27220c2c6d57/interactive-content-gorod-dlya-tvorcheskih-lyudej-co...
      Интерактивный плакат - афиша создавался с учетом местожительства семей воспитанников, интересов детей, родителей и охватывает культурное городское пространство Ломоносова и Петергофа, т.к. детский сад – компенсирующий и дети посещают со всего Петродворцового района.
Поэтому родители и дети имеют возможность выбора посещения творческого мероприятия в том или другом городе, что и представлено на центральной странице плаката. Нажимая на изображение того или иного города они попадут на страницу Ломоносова или Петергофа соответственно.
      Более подробную инструкцию по использованию интерактивного плаката можно прочитать, нажав на замок с флажком в правом нижнем углу.
Нажав на компьютер в левом нижнем углу можно прочитать полезную и интересную информацию о влиянии творчества на развитие ребенка с ОВЗ.
В правом верхнем углу нажав на фотоальбом можно загрузить фотоматериалы с посещения мастер-класса или творческого мероприятия.
      На второй и третьей странице плаката представлена афиша интересных творческих мероприятий и мастер-классов в городском культурном пространстве Ломоносова и Петергофа, узнать о дате и месте проведения которых можно, нажав на соответствующий значок: «Библиотека», «Музей», «Учреждения культуры», «Детские центры», «Организации».
Нажав на значок «Другое», можно посмотреть интересные творческие задания, выполнить которые можно, гуляя по улицам города. Так же есть возможность добавить свое творческое мероприятие, которое родители с детьми посетили самостоятельно, за рамками афиши или добавить свой вариант творческого задания.
Так же как и на центральной странице здесь есть значок «Компьютер» в левом нижнем углу, нажав на который можно узнать интересные факты о творческих людях, которые жили или творили в том или ином городе. А нажав на «Герб города» в правом верхнем углу можно узнать краткую историческую информацию о городе и символике.
Вернуться на центральную страницу поможет значок «HOME» в правом нижнем углу. Итогом марафона стало создание фотоальбома с творческими работами детей и родителей с мастер-классов, который можно использовать при знакомстве детей с разными нетрадиционными техниками.
      При организации досуга выходного дня самым сложным было замотивировать родителей и привлечь их к участию в творческом Марафоне. Но после появления первых фотографий с мастер-классов в альбоме и комментариев к ним, родители стали активнее включаться и посещать творческие мероприятия района и добавлять свои предложения.
Интерактивный плакат – афиша позволяет постоянно обновлять информацию о мероприятиях и мастер-классах, которые проходят в разных учреждениях: библиотеке, детских образовательных центрах, учреждениях культуры, домах детского творчества, музеях и других организациях и предприятиях Петродворцового района. Многие родители даже не догадывались о том, что в городе можно так увлекательно и с пользой для развития ребенка провести время. Преимущества такого творческого марафона представлены на рис.1.
      Искусство выступает как средство для социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным. Дети с ОВЗ, обладающие постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируются к изменяющимся условиям и требованиям жизни.

2.JPG

Рисунок 1. Преимущества творческого марафона

Творческий Марафон привлекает все большее количество семей, участвующих в нем, не только в определенных группах, но и остальных группах детского сада и может быть использован в любом учреждении не только Петродворцового района, но и других районов, не зависимо от особенностей контингента детей, т.к. интерактивный плакат-афишу легко изменить под возможности района и интересы детей и родителей.


Список литературы

1. Лузан Е. Ю., Зуева Т. М., Перелыгин В. А. Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС // Школьная педагогика. — 2015. — №2.

2. Петракова Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №2.

3. Программа для создания интерактивных плакатов https://panel.genial.ly/


Поделиться: