Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика «Драконье царство»


Авторcтво: Сабирова Инна Михайловна, воспитатель, Зайцева Елена Васильевна, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга


   

   Культурно-образовательная практика «Драконье царство» проводилась в рамках реализации краеведческой программы «Город на ладошке» (авторы – Шейко Н. Г., Коробкова Е. Н.) по разделу «Городские впечатления». Тематически она была связана с изучением анималистической скульптуры. Но в качестве объектов выбирались только скульптурные изображения «китайских» драконов, которых в парках Царского села можно встретить в большом количестве.
       Ведущая идея практики: дракон – это существо, придуманное человеком; характер и образ жизни этого сказочного существа во многом зависит от фантазии его создателей –от того, каких животных человек объединял в образе дракона.
       Цель (в рамках программы «Город на ладошке»): формирование у детей представления о драконах как символе культуры Китая и визитной карточке парков Царского села.
       Проблемный вопрос: чему нас могут научить драконы?
       Особенности организации практики: подгруппа детей из 8 человек с 1 педагогом.
       Необходимое оборудование: ширма теневого театра, силуэты драконов, мультимедийная презентация, части животных из картона, клей, костюм дракона, аудиозапись китайской музыки, маршрутные листы для родителей.


                                     Ход организации практики

Предварительная работа в группе ДОУ (проводится педагогом):
Организовывалась беседа с детьми. Зачитывалось описание дракона из любой детской книги. Дети определяли, о каком существе идет речь. Обсуждалось, что дети знают о драконах? В каких книгах, мультфильмах, фильмах они встречались? Как выглядели? Что делали? Педагог дополнял ответы детей рассказом о том, из какой культуры пришли к нам драконы. Напоминает, что «китайских» драконов можно встретить и в Царском селе. Предлагает отправиться с родителями в выходной день в путешествие по Драконьему царству, чтобы понять: почему и где драконы поселились в Царском селе? Все ли драконы одинаковы? И могут ли они чему-то нас научить?

Основная часть – семейный досуг в виде путешествия по городу (проводится родителями на основе дидактических материалов, предложенных педагогами)
Маршрутный лист семейной прогулки «Драконье Царство».
             
                     Уважаемые друзья. А знаете ли вы, что драконы живут рядом с нами в городе Пушкин. Они поселились в Александровском и Екатерининском парках много лет назад. Мы предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие и побывать в царстве этих удивительных существ. Зачем спросите вы? А для того, чтобы узнать, чему мы можем научиться у драконов!
   1. Ваш путь следования отмечен на карте. Пройдите по этому пути. Найдите места, где поселились драконы.
   2. Рассмотрите драконов. Кого они вам напоминают? На кого они похожи? Выберите изображения этих существ из предложенных на листе или дорисуйте свои. Соедините линиями с объектами тех животных, части которых вы заметили у драконов во время прогулки.
   3. Поразмышляйте, какими качествами и способностями обладает каждый увиденный дракон? Чем он может заниматься в своем Драконьем царстве, как служить? Могут ли драконы чему-то научить человека?
   4. Придя домой, пофантазируйте и придумайте своего дракона, нарисуйте его и придумайте рассказ о жизни своего дракона.

1.JPG

Информация для родителей (выдавалась вместе с маршрутным листом):

«Вы живете в удивительном месте – Пушкине, городе с удивительными памятниками истории и культуры. Важной педагогической задачей, стоящей как перед ДОУ, так и перед родителями является формирование у ребенка собственного эмоционально-ценностного отношение к нашему городу. А для этого необходимо, чтобы ребенок взглянул на место своей жизни с необычной точки зрения: увидел в хорошо знакомом окружении что-то удивительное, даже волшебное и смог бы оценить свой город с иных ценностно-смысловых позиций. Давайте вместе поможем ребенку найти Драконье царство в нашем городе и понять их «жизнь» в пространстве нашего города, и то чему они могут научить окружающих их людей?

Предлагаем вам вместе с ребенком совершить путешествие, в ходе которого ваш малыш сможет узнать много нового о тех объектах, которые он видит каждый день и порою не обращает на них никакого внимания. Оденьтесь потеплее, возьмите с собой фотоаппарат и термос с чаем и отправляйтесь в путь. Вы часто ходите на прогулки по нашему городу, в Екатерининский и Александровские парки. А знаете ли вы, где находится Драконье царство в нашем городе? Хотите узнать о тайной жизни драконов? Предлагаем вам вместе со своим ребенком отправиться на увлекательную прогулку – на поиски Драконьего царства.

Начните свою прогулку от Золотых ворот Екатерининского дворца. Дойдя до пункта 1, остановитесь и рассмотрите фигуры на Драконьем мосту. Спросите, что Ваш ребенок видит. Рассмотрите драконов, сидящих на мосту, на каких животных они похожи? Откуда они прилетели? А эти драконы добрые или злые? Для чего они сидят на мосту? Какие качества(признаки,силы, свойства)дали этому дракону те животные, на которых он похож? Что эти драконы делают на мосту, какую функцию выполняют?

Поверните налево в соответствии с картой и дойдите до пункта 3 - малых Китайских мостов. Посмотртие, не спрятались ли здесь драконы? Рассмотрите их, что общего у них с теми драконами, которых вы уже видели? Чем они отличаются? Что здесь делают эти драконы? Какие они? Что они делают на мосту?

Перейдите мост и дойдите до пункта 4 - Китайской деревни. Рассмотрите драконов, сидящих на крышах и дымовых трубах. Какие они? Какие признаки других животных вы у них видите? Какие черты характера у этих драконов? Что они делают на крыше, какую «работу» выполняют?

Поверните налево и пройдя по Подкапризовой дороге дойдите до входа в Екатерининский парк, войдя, поверните направо и подойдите к пункту назанчения - Скрипучей китайской беседке. Почему она так называется? (наверху находится флюгер, который скрипит на ветру). Рассмотрите беседку. Кто притаился на крыше? Кто изображен на флюгере? Что делают эти драконы? На кого они похожи своими частями тела? Какой характер у этих драконов? Что общего между всеми этими драконами и чем они отличаются? Какую работу выполняет каждый из драконов?

Спросите: на кого из этих драконов хотел бы быть похож Ваш ребенок. Почему?

Пофантазируйте вместе с ребенком: как вы думаете, что делают драконы, когда люди уходят из парка? Чем они занимаются?

Какой дракон главный в Драконьем царстве?

Спросите у ребенка, какие обязанности выполняет каждый дракон которого он видел? Хотел бы ваш ребенок превраиться на время в дракона? Почему? В какого? Чем бы он тогда занимался?»

Итоговая работа в ДОУ (проводится педагогом).

Работа проводится в музыкальном зале детского сада.

Педагог обращает внимание на экран с лампой. Уточняет что это и для чего предназначены эти предметы. Чтобы понять, как теневой театр работает (заодно, расслабится и успокоиться) – предлагается детям показать руками на экране какие-то простые фигуры – зайчик, собачка и прочее…

Педагог предлагает детям сесть на стульчики перед экраном и показывает фигуры драконов на экране теневого театра. Уточняет у детей кто это и выясняет «где у нас в городе можно увидеть этих драконов?».

Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает поиграть в игру «Какой дракон, где живет». Детям предлагается посмотреть слайды мультимедийной презентации, на которых изображены городские объекты и узнать их. На большом экране демонстрируются слайды с фотографиями городских объектов. Слайд 1-4 (на экране появляется фотография объекта, а дети выбирают силуэт на столе и поднимают его вверх, показывают, какой дракон живет на этом объекте, после правильного ответа силуэт дракона появляется на экране и дети проверяют правильность своего ответа). Дошкольники работают со следующими изображениями: Драконий мост, Скрипучая беседка, Китайская деревня, Малый Китайский мост(см. Приложение № 1). Дети вспоминают названия объектов, где они их встречали. Педагог обсуждает с детьми драконов, которых они видят на фотографиях. Обсуждается внешний вид драконов, части их тела, которые принадлежат другим животным. Воспитатель спрашивает «какие качества приобрели драконы вместе с частями тела других животных» (хитрость, смелость, силу, мудрость и т.д.) (см. Приложение № 2)

Обобщив высказанные ответы, воспитатель предлагает ответить на вопрос «Для чего они сидят на мосту, на крышах мостов и домов?» (Охраняют мост и канал, жилища людей, звонят в колокольчик и т.п.). Педагог рассказывает детям о том, что гуляя по парку, увидела на Большом Китайском мосту загадочные ящики. Показывает следующий слайд – с изображением Большого Китайского моста, (см. Приложение № 3). Дети предполагают, что спрятано в ящиках - скульптуры. Воспитатель предлагает рассмотреть скульптуры и выяснить, что изображено на одежде фигуры и в какой стране придумали драконов.

Затем педагог предлагает придумать своих драконов. Дети подходят к столу, на котором лежат бумажные заготовки для теневого театра – контур тема драконы и отдельные элементы других животных (крылья, хвосты, шеи и пр.), а также клей. Все, что необходимо для изготовления своего дракона для теневого театра. Организуется творческий процесс. Педагог предлагает сделать изображение дракона, используя предложенные материалы. В ходе работы дети объясняют, почему они выбрали те или иные части животных для создания образа дракона. Воспитанники также придумывают им имена, говорят о том, где они живут и чем будут заниматься – охранять объекты, помогать людям и т.д.

Когда фигуры готовы, педагог предлагает поиграть с ними в теневом театре. Но сначала он напоминает детям о китайской легенде, в которой говорится о том, что драконы, порезвившись в дождевых облаках, любят скатываться с крыш. Это похоже на то, как дети съезжают с горки. И чтобы драконы не падали во двор или в огород, а возвращались обратно в небо, углы крыши у домов стали делать изогнутыми. А хотят ли ваши дракончики покататься по крышам? Педагог предлагает детям придумать историю, о том, как дракон, живущий на крыше Скрипучей беседки, пригласил своих друзей в гости и что из этого получилось. Дети придумывают историю и разыгрывают ее. Если возникают затруднение, воспитатель может сам придумать начало истории: «Жил в парке Дракончик Дракоша. Он охранял Скрипучую беседку. Когда посетителей не было, Дракоша любил кататься с крыши. Одному было скучно кататься, и решил он пригласить к себе друзей. (Поставить силуэт беседки). Первым пришел дракончик (воспитатель подзывает ребенка)…»

После того, как дети покажут небольшое представление, воспитатель подводит итог – предлагая поиграть в подвижную игру «Дракон кусает свой хвост». Детям предлагается надеть костюм дракона.

Правила игры: Игроки становятся друг за другом, держась за дракона. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если музыка закончилась, а дракон не поймал свой хвост, то на роль головы дракона назначается другой человек (стоящий за головой). Включается музыка, игра начинается. (Проигрывают 2 раза). В конце игры воспитатель спрашивает: понравилась ли игра. И предлагает поиграть в эту игру уже в группе.



Приложения


Литература:

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

2. Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. «Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб., 2011.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)


Поделиться: