Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика «Дорогою звезд» (методическая разработка)


Авторcтво: Акимова Елена Александровна, методист, Машина Ольга Григорьевна педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад № 2 Выборгского района Санкт-Петербурга


     

В соответствии с «Концепцией воспитания в системе образования Санкт-Петербурга “Воспитание петербуржца XXI века”» «воспитание представляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающего мира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребенка». Одной из форм организации такого диалога является образовательное путешествие, причем не только в исторический центр города. Даже на современных петербургских окраинах можно найти «пространства развития». Ими могут стать самые необычные объекты, например, территории торгово-развлекательных комплексов, которые имеют не только утилитарное, но и художественное значение. С этим пространством дети могут вступить в интерактивное общение, возможно, даже установить символическую личностную связь. Арт-объекты, находящиеся там, могут стать элементом самоопределения ребенка, его талисманом, элементом визитной карточки. Данная методическая разработка предназначена для знакомства с интерактивной территорией ТРК «Гранд Каньон», находящегося в Выборгском районе.
      Цель культурно-образовательной практики: создать условия для осознания личностной связи детей и их родителей с городским пространством через образовательное путешествие.
      Задачи:
• Расширить представление детей и взрослых о разнообразии современных арт-объектов (скульптура, напольные барельефы, скульптурно-фонтанные комплексы)
• Знакомить с арт-объектом как продуктом новых технологий (синтеза фонтанного комплекса, скульптуры, свето-музыки).
• Показать, что современные городские арт-объекты имеют тенденцию к диалогу со зрителем, стимулируют интерактивное использование.
• Показать ценность и положительны характеристики каждого ребенка, через знакомство с характеристиками знаков Зодиака.
• Способствовать развитию партнёрских связей между всеми участниками образовательных отношений (дети-родители-педагоги).
       Проблемный вопрос: как дотронуться до звезд рукой? (скульптуры и арт-объекты временам года, знакам зодиака и пр. как способ остановить и представить ход времени)
       Характеристика группы дошкольников: подготовительная группа общеразвивающей направленности 27 детей в возрасте от 6 лет до 7 лет, из них 17 девочек и 10 мальчиков.
Продолжительность культурно-образовательной практики – 2 месяца
       Оборудование:
• Дневник наблюдений за сезонными изменениями. Календарь погоды.
• Пособие, знакомящее детей с астрономическим календарём (стенд-календарь с отрывным календарём).
• Мультимедийная установка для показа презентаций, ноутбук;
• Презентации для предварительного этапа и итогового этапов работы.
• Дидактическая игра « Подбери и собери созвездие».
• Заготовка для изготовления Зодиакального календаря (художественно оформленное «поле», тематические фотографии детей; клей)
• CD диск с музыкой А. Вивальди «Времена года».
        Партнёрские отношения с родителями.
На предварительном этапе предлагаем родителям познакомиться с информацией, облегчающей осуществление образовательного путешествия «Дорогою звёзд». Она размещается в печатном виде в уголке для родителей, в электронном – на сайте детского сада, в группах ВКонтакте и WhatsApp. (Приложение 1).
        На основном этапе.
• Путешествие с ребенком.
• Отыскивание предложенных объектов и фиксация результатов.
• Помощь ребенку в осознании и обобщении того, что он увидел.
        На итоговом этапе.
• Предоставление фото-материалов для Зодиакального календаря и презентации.
• Участие в заключительном вечере досуга.
        Предварительный этап

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников (что делали?)

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики (как, с помощью каких способов, методов и технологий, педагог помогал дошкольникам в их самостоятельной исследовательской коммуникативной и творческой деятельности)

Работа с календарем наблюдений изменений в природе

Ведение календаря наблюдений, обсуждение «классических» признаков времени года. Выявление несоответствия погоды, традиционным приметам времени года (зима)

Предоставление материалов для ведения дневника наблюдений. Вопросы проблемного характера, подводящие к выявлению несоответствия погоды, традиционным приметам времени года (зима)

Рассказ о календаре. Как мы узнаем время года, если приметы не работают? Почему происходит смена времен года.

Ответы на вопросы педагога

Показ презентации

Значение календаря в жизни людей.

Выявление сезонных занятий людей (профессий), характерных для города и деревни для которых календарь необходим?

Организованная дискуссия.

Как люди узнавали о смене времен года, когда не было календаря?

Люди вели наблюдения за Солнцем и звездами, что отражено в легендах и мифах.

Дети высказывают свои предположения.

Просмотр презентации: наблюдения за солнцем и звездами

Показ презентации. Пересказ легенд о нимфах, вращающих небесную сферу и нимфах олицетворяющих времена года.

Знакомство с картой звездного неба.

Рассматривание, ответы на вопросы, обмен впечатлениями, выполнение жестов, имитирующих линии созвездий.

Вопросы, подводящие к пониманию очертаний созвездий.

Знакомство со звездным календарем - кругом Зодиака. Что такое круг Зодиака, созвездия, входящие в круг Зодиака,

Обсуждение, что дети знают о своих знаках Зодиака

Пояснение, последовательное перечисление знаков Зодиака.

Знакомство с символами знаков Зодиака.

Выбор раскраски и раскрашивание.

Подготовка раскрасок.


Основной этап
              Образец маршрутного листа
    Уважаемые родители! Просим Вас ознакомиться с предложенной информацией.

    Санкт-Петербург один из красивейших городов мира. Однако порой нам приходится слышать, что так можно сказать только о центре города, там сосредоточено все самое интересное, красивое, ценное и это далеко от нашей «спальной» окраины, где вместе с детьми и посмотреть не на что. Мы хотим показать Вам, что именно на нашей окраине есть удивительные места для приобретения новых знаний, развития познавательного интереса и творческого воображения Ваших детей, для веселого и приятного провождения времени и общения с ними. С это целью мы предлагаем Вам вместе с ребенком … прогуляться в магазин! После того, как Вы совершите эту прогулку, мы встретимся с Вами для обмена впечатлениями.
     Приведенная ниже информация понадобится Вам во время прогулки.
В старину, когда не было привычного для нас календаря, люди узнавали о смене времен года не только по народным приметам, но в первую очередь, по наблюдениям за движением Солнца и звезд. Они заметили, что пока Земля совершает полный круг обращения вокруг Солнца, на небе 12 созвездий последовательно сменяют друг друга. Эти созвездия назвали Зодиаком, каждому из них придумали свой символ. По количеству созвездий и год разделили на 12 месяцев. Каждому месяцу были присущи свои, очень важные сельскохозяйственные работы, от которых в дальнейшем зависело выживание людей. Когда на небе восходило то или иное созвездие, люди знали, к каким изменениям в природе им надо готовиться.
Раз появление созвездий влияло на изменения в природе, люди решили, что влияют они и на людей. Люди, родившиеся под разными созвездиями, обладают разными свойствами характера. Узнайте, под каким созвездием рожден ваш ребенок, каким символом это созвездие обозначается.
       Ваш маршрут.
Итак, дорогие друзья, ваш путь лежит в торгово-развлекательный комплекс «Гранд Каньон» (проспект Энгельса, дом 154). Туда Вы можете доехать на трамвае №№ 55, 100 (остановка ул. Шостаковича).
Первый объект, с которым мы хотим вас познакомить, находится на углу пр. Энгельса и улицы Шостаковича, справа от пешеходного перехода через улицу Шостаковича. В этом месте фантазия скульптора Константина Гарапача свела вместе все четыре времени года.

Задание 1.

1.JPG

1.     Рассмотрите внимательно этот объект. Скульптор изобразил   времена года в соответствии с древней легендой в образах прекрасных нимф. Что делает каждая нимфа? Какие отличительные признаки она имеет? Закройте глаза и прислушайтесь. Что вы услышали? Найти Нимфу, изображающую время года, в которое был рожден Ваш ребенок, поможет информационная табличка. Найти символ месяца его рождения ребенка поможет ответ на загадку.

В темном небе до зари
Ярко светят Фонари.
Фонари – Фонарики

Меньше, чем комарики.

Ответ на загадку помещен на арт-объекте. Сфотографируйте ребенка рядом с «его» Нимфой и символом звездного месяца, в который он родился. Еще раз внимательно рассмотрите скульптурный объект. Необычность это объекта в том, что это – свето-музыкальный фонтан. В разное время года и суток он выглядит по-разному. Как вы думаете, почему? Прочтите информационную табличку. А вы разделяете чувства скульптора?

Если музыка не звучит, послушайте ее, используя QR-коды.










2.JPG

Задание 2

Далее ваш путь лежит в «Дивный город» (3 этаж ТРК Гран Каньон). Обязательно возьмите карту «Дивного города» на стойке информации или найдите ее на сайте ТРК Гранд Каньон (дивныйгород.рф).

Вам предстоит пройти по пути, который проходит Земля вокруг Солнца за 12 месяцев и встретиться со всеми 12 созвездиями зодиакального круга. Найдите вместе с ребенком знак зодиака, под которым он рожден. Знаки зодиака изображены на медальонах.

Ваш маршрут начинается на Площади Встреч. Вам следует двигаться по часовой стрелке и внимательно смотреть под ноги (первый медальон находится слева от фонтана). Затем двигайтесь по проспекту Дружбы, через площадь Счастья, по аллее Кривых зеркал. (Вы можете здесь задержаться и глядя на отражение в кривых зеркалах, подумать о том, что, бросая беглый поверхностный взгляд на окружающий мир, мы видим этот мир или его искаженное отражение?). Переулок Храбрости выведет вас на площадь Искусств. По улице Талантов вы вернетесь на площадь Встреч. Сфотографируйте ребенка рядом сего знаком зодиака.

Задание 3

Когда, двигаясь по зодиакальному кругу, вы выйдите на площадь Искусств. Здесь вы увидите скульптурную композицию, созданную тем же скульптором. Одним из героев этой композиции является сказочное животное - Пегас, который по легенде,   превратился в созвездие. Хотя Зодиак переводится как круг животных, это созвездие не является созвездием зодиакального круга. Внимательно рассмотрите композицию и прочтите пояснительную табличку. Что делают герои этой композиции? Какие детали скульптуры, по вашему мнению, подтверждают, что действие происходит на небесах? Прежде чем продолжить путь по зодиакальному кругу, вы можете сделать то, что предлагает скульптор, чтобы обрести Удачу, Благополучие и Вдохновение.

Задание 4

           

Если вы хотите найти сам «источник Вдохновения», который может утолить жажду познаний и творчества, вам нужно покинуть Гранд Каньон через выход, ведущий к ледовому катку Гранд Каньон Айс.

            Рассмотрите внимательно этот арт-объект, который также создал Константин Гарапач. Вы видите того, кто согласно древним легендам подарил людям вдохновение. Кто это? В какой позе он изображен? Что он только, что сделал? Почему этот арт-объект имеет такое необычное название? Если вы затрудняетесь ответить на последние вопросы, вам поможет информационная табличка. По вашему мнению, есть ли что-то общее между этим арт-объектом и фонтаном «Времена года»?

Задание 5

           

Завершив эту прогулку, попробуйте ответить на вопросы:

            Есть ли в арт-объектах, с которыми вы познакомились («Времена года», «Небесная кузница», «Источник вдохновения»), характерные детали, которые указывают на то, что у них один создатель?

            Есть ли, по вашему мнению, какая-либо связь этих объектов между собой? Если «да», в чем вы видите эту связь?

            Предложенный вам маршрут для прогулки мы назвали «Дорогою звезд», а какое название ему дали бы вы, почему?

            Пожалуйста, пришлите ваши фото на электронную почту.

            На совместном вечере досуга мы обсудим итоги вашего путешествия с детьми и создадим зодиакальный календарь.

            Спасибо за сотрудничество!

Итоговый этап

Совместный с родителями вечер досуга «Дорогою звезд»

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников (что делали?)

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики (как, с помощью каких способов, методов и технологий, педагог помогал дошкольникам в их самостоятельной исследовательской коммуникативной и творческой деятельности)

Организационная часть

Размещение в зале

Приветственное слово детям и родителям

Викторина

Ответы на вопросы

Викторина с использованием презентации

Представление самостоятельно найденных объектов

Рассказы детей о найденных звездах

Демонстрация презентации с фотоотчетом «Самостоятельно найденные детьми звезды»

Игра «Угадай знак Зодиака», авторы дети (Приложение 2)

Выполнение игровых действий

Выбор одного из вариантов игры, регулирование деятельности детей

Дидактическая игра « Найди соответствие, выложи созвездие»

Выполнение игровых действий

Выбор одного из вариантов игры, регулирование деятельности детей

Создание зодиакального календаря (Приложение 3)

Наклеивание своей фотографии со знаком Зодиака на соответствующее ему поле (время года, месяц)

Организация последовательности действий

Полученная звездочка наклеивается на свободное место рядом с Нимфой.

Вопросы к родителям о достоинствах каждого знака зодиака. За полученный ответ выдается серебряная звездочка.

Обобщение, подведение итогов

Ответы на вопросы

Вопросы:

что вы чувствовали, когда выполняли задания; как бы вы назвали это путешествие?

Доказывают эффективность предложенной практики следующие факты: совершить предложенное путешествие откликнулось большинство родителей группы; родители познакомили детей с легендами о знаках Зодиака и выделили положительные характеристики каждого знака; в ходе путешествия каждый ребенок нашел свой знак Зодиака. Сообщая о результатах прогулки, почти все дети рассказывали о том, что они нашли знаки Зодиака и своих близких, что говорит об укреплении внутрисемейных связей. Помимо фотоотчета о выполнении заданий несколько семей прислали фотографии объектов со звездами, которые не входили в маршрут путешествия и, которые они нашли по собственной инициативе. Это говорит о действительном интересе семей к предложенному путешествию.

Образовательное путешествие стимулировало творческую и игровую деятельность детей. Они придумали варианты имитационной игры «Изобрази созвездие», создали рисунки по мотивам легенд.

Родители удовлетворены тем, что им было несложно отправиться в это образовательное путешествие, так как они регулярно посещают ТРК Гранд Каньон для своих повседневных нужд. При этом большинство отметило, что никогда близко и внимательно не рассматривали эти арт-объекты, не обращали внимания на знаки Зодиака, не интересовались кто автор, и не искали между объектами никакой связи. У участников культурно-образовательной практики появился интерес к дальнейшему знакомству с художественно-архитектурным убранством города.

Таким образом, предложенное образовательное путешествие явилось своеобразным триггером для вступления в смысловой диалог с городским пространством.


Приложение 1: Информация для родителей (предварительный этап)
Приложение 2: Дидактические игры
Приложение 3: Макет Зодиакального календаря


Список литературы:

  1. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. «Воспитание петербуржца XXI века» (утв. Приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 26 июня 2003 года N 1014)
  2. Гарапач Константин Иванович/ rah.ru
  3. Дубкова С.И. «Сказки звездного неба». Издательство «Белый город». М. 2004
  4. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Сказки звездной страны Зодиакалии/ pedlib.ru.




Поделиться: