Поиск по сайту

Экспериментирование и опыты как средство развития у детей дошкольного возраста интереса к исследовательской деятельности


Авторcтво: Трушкина Алена Олеговна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 69 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Ребенок по своей натуре очень любопытен и любознателен. Основной задачей взрослых, и особенно педагогов, является развитие и расширение кругозора ребенка, формирование познавательных интересов, стремления самостоятельно разбираться в интересующих его вопросах, учить без помощи взрослых делать выводы, но самое главное мы должны помочь детям систематизировать полученные в ходе экспериментальной деятельности знания. Взрослые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства для ее решения, и начинается детский самостоятельный творческий поиск.
Использование экспериментальной деятельности в образовательном процессе напрямую влияет на обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. Опыты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
      Можно многое рассказать, но информация забудется, можно показать то, о чём-то рассказывают – она запомнится лучше и быстрее, а если ребенку предложат самому попробовать, то информация точно будет усвоена. Нами были разработаны уголки познавательно-экспериментальной деятельности, позволяющие каждый день знакомить детей с чем-то новым и незнакомым им. Мы разработали перспективное планирование работы с детьми в течение года, организовали неделю экспериментирования, на которой педагоги знакомили детей с разными явлениями, организовывали мастер-классы по экспериментальной деятельности, а также родителям было предложено участие в марафоне экспериментов, в рамках которого они с детьми проводили опыты в домашних условиях и делились своими находкам с нами.
Дети - исследователи, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что много нового и неизвестного. Мир открывается ребёнку через собственные ощущения, через его действия и эксперименты, которые он делает и проводит. Ребёнок изучает мир, доступными для его возраста инструментами своего тела: взглядом, прикосновением, осязанием, обонянием.
Взрослые, которые окружают юного исследователя, часто совершают ошибки, которые приводят к исчезновению интереса и желания ребенка узнавать, действовать и экспериментировать.
Например: «Не бери в руки снег!», «Не ходи по лужам!», «Не бери в руки песок!» и т.п. после множества запретов у ребенка пропадает интерес к поисковой познавательной деятельности. Зачастую это связано с педагогической неграмотностью родителей, которые не всегда понимают важность процессов развития ребенка. В рамках изучения данной темы, нами была проведена консультация-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста. На ней мы затронули актуальные проблемы деткой познавательно-экспериментальной деятельности, ее важность в развитии личности и дали родителям возможность попробовать самим решить ряд задач, с которыми приходится сталкиваться дошкольникам.
      Чтобы интерес не пропал, нужно поддерживать стремление узнавать новое, исследовать и экспериментировать всегда и везде. Ключевая задача взрослых - не пресекать интерес ребенка к чему-то новому, а активно развивать данный исследовательский интерес с помощью взаимодействия с ребенком, путем постановки задач, которые ребенок может решить самостоятельно.
       Развитие познавательного интереса у дошкольников способствует развитию детской любознательности и пытливости ума. Практико–познавательная деятельность реализуется в разных формах:
• Самостоятельная деятельность – инициатива самого ребенка;
• Непосредственно – образовательная деятельность – организованная воспитателем;
• Совместная деятельность – условия партнерства ребенка и взрослого.
       В процессе данной деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения, исследования и т.п.) дети изучают окружающую среду. Главный результат данной деятельности – знания, которые они добыли в ней.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, по средствам которой дети развивают мелкую моторику, навыки коммуникации и сотрудничества, воображение и многое другое. Экспериментирование так же оказывает влияние на ключевые аспекты формирования личности дошкольников.
Любой эксперимент мы можем организовать в разных форматах: сказки, путешествия, квеста и т.д., что является интересным и актуальным для современных дошкольников, а для педагогов инструментом решения большого спектра образовательных задач.
      Одним из направлений экспериментальной деятельности, которое педагоги дошкольных учреждений используют в своей работе – опыты. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах данного явления, ищут или выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря экспериментальной деятельности дошкольники сравнивают, сопоставляют, делают выводы и высказывают свои суждения.
Дети очень радуются своим новым открытиям, которые у них вызывают чувство удовлетворения и доставляют удовольствие от проделанной работы.
      Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию познавательной и творческой деятельности, а также учит самостоятельному поиску, открытию и изучению нового в нашем разнообразном и удивительном мире.

Поделиться: