Поиск по сайту

Индивидуальные особенности математического интеллекта обучающихся (к вопросу эффективности педагогической практики)


Авторcтво: Макогонова Диана Андреевна, учитель математики и информатики, к.п.н., ГБОУ №471 Санкт-Петербурга


        В процессе решения сложной педагогической задачи по выбору методов обучения задействовано много взаимосвязанных факторов. Помимо методической подготовленности преподавателя, необходимо учитывать как учебные возможности обучающихся, так и содержание изучаемого учебного материала.
        Важно учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся. К ним относятся качественные особенности восприятия (предметность, осознанность, структурность и т.д.); виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и т.д.), его качества (гибкость, глубина, широта и т.д.). Среди этих показателей особое место занимает коэффициент интеллекта (IQ). Общий интеллект обучающегося складывается из трех отдельных подструктур. Пространственно-образный интеллект обеспечивает работу с пространственными схемами, структурами, чертежами, а также символическое представление реальности в форме образов и многомерных схем. Семантический интеллект связан не только с оперированием суждениями и понятиями, но и определяет успешность «метафорического» мышления. И, наконец, формальный или математический интеллект. Он связан с абстрактным, логически-формализованным мышлением, с умением извлекать связи из абстрактного материала, находить закономерности в таком материале, где они наименее обозначены.
         Преподаватель математики в первую очередь должен учитывать индивидуальные особенности математического интеллекта учеников. Согласно психологическим исследованиям, структура математического интеллекта – это пересечение пяти основных подструктур. Топологическая подструктура отвечает за качественные отношения (непрерывность, замкнутость, связность и т.д.). Порядковая подструктура оперирует с такими характеристиками как больше – меньше, ближе – дальше, часть – целое и т.д. Метрическая подструктура дает возможность при восприятии математического объекта выделять количественные величины и отношения (пропорции, численные значения размеров, углов, расстояний и т.д.). Алгебраическая подструктура обеспечивает прямые и обратные операции над математическими объектами, замену нескольких операций – одной и т.д. Проективная подструктура позволяет построить наглядный образ того или иного математического объекта и начать его изучение только после того, как этот образ (или его изображение) появился.
         Указанные подструктуры в математическом интеллекте человека находятся в определенной зависимости, иерархии по степени значимости в интеллекте. В соответствии с индивидуальными особенностями, та или иная (а иногда и несколько) подструктура доминирует: она наиболее ярко выражена по сравнению с остальными, более устойчива и лучше развита. Это приводит к тому, что человек по-разному воспринимает, оперирует, перерабатывает и воспроизводит математическую информацию.
         Ведущая подструктура математического интеллекта проявляет себя во всех математических действиях обучающихся, поэтому процесс обучения математике необходимо строить с учетом этих особенностей математического интеллекта. В противном случае преподаватель будет навязывать тот способ рассуждения, который свойственен ему в силу наличия у самого преподавателя определенной ведущей подструктуры математического интеллекта. Ученики, ведущая подструктура которых совпадает с ведущей подструктурой преподавателя, легко его понимают, для них он понятно и доступно объясняет. Для остальных же усвоение математики – серьезная проблема. Именно этим объясняется тот факт, что среди неуспевающих есть обучающиеся с высоким коэффициентом интеллекта. Если учитель преподает в одном классе достаточно долго, то за это время ведущая подструктура некоторых обучающихся постепенно переформируется, в результате чего эти ученики начинают думать так, как объяснял преподаватель. Обучающиеся же с наиболее устойчивой ведущей подструктурой математического интеллекта будут испытывать трудности в понимании предмета и психологический дискомфорт.
          Итак, преподаватель математики должен учитывать в своей работе математическую индивидуальность обучающихся и строить процесс обучения в соответствии с ней. В зависимости от ведущей подструктуры математического интеллекта детей, помощь учителя, его подсказки при решении той или иной задачи должны быть различными. Только в этом случае они будут услышаны, восприняты и использованы.

Поделиться: