Поиск по сайту

Мастер-класс «Диалог культур в музыкальных проектах для учащихся»


Авторcтво: Морева Нина Александровна, педагог дополнительного образования, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ Лицей №101 Выборгского района


        Идея проведения мастер-класса возникла в связи с изданием методического пособия под названием «Владеющий чарами песен душою владеет любой», которое было опубликовано в 2018 году. Материал для данного пособия был собран в соавторстве с коллегой Т.Е. Незнановой и опирался на опыт совместной работы в вокально-хоровой студии «Парус», существующей на базе лицея № 101. Методическое пособие включает материал о вокально-хоровой музыке четырех композиторов: Г. В. Свиридова, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского и С. В. Рахманинова.
Данный опыт явился результатом работы над долгосрочным проектом под названием: «Русские композиторы-юбиляры». Работа осуществлялась в теснейшем взаимодействии с воспитанниками вокально-хоровой студии: учащиеся помогали в сборе информации, разучивали музыкальный материал, осмысляли свой опыт на открытых мероприятиях, посвященных каждому композитору.
Целью данного мастер-класса является представление созданного нами методического пособия «Владеющий чарами песен душою владеет любой» как одну из форм реализации диалога культур.
        Задачи:
 показать диалог творцов музыки (через сравнение);
 продемонстрировать диалог музыкальных традиций в творчестве композиторов и создания на этой основе новой музыкальной культуры;
 осветить диалог музыканта и учащихся, а также взрослых слушателей для приобщения сегодняшнего поколения к музыкальному наследию.
      Основными методами работы при проведении мастер-класса являются: иллюстративный, наглядный, исследовательский, поисковый, аналитический.

                           Сценарий мастер-класса

Этап №1. Диалог в культуре.    Предлагается визитная карточка ведущей мастер-класса. Далее разворачивается беседа о диалоге в культуре: его значении, приемах. Культура – это диалог. В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиции и вместе с тем обновляется ценностное содержание культуры. Диалог культур - это не только взаимодействие творческой личности с культурным опытом человечества, это взаимодействие творца, исполнителя и внимающего, слушающего, понимающего. В основе названия методического пособия заложены следующие приемы диалога:
 диалогический смысл названия методического пособия, отражающий взаимодействие музыканта-творца и внимающего;
 диалог как форма сотворчества авторов пособия;
 эпиграфы в пособии как способ диалогизации текста, создания ситуации общения разных композиторов, их творческих позиций;
 композиция пособия как прием диалогизации текста.
Демонстрируются слайды презентации, содержащие информацию о приемах диалогизации текста в методическом пособии и яркие цитаты из высказываний композиторов, а также их фотопортреты с воспроизведением фрагментов из музыкальных произведений. При этом достигается цель - создать целостный образ человека и творца. Регламент 8 минут.

Этап №2. Композиция диалога в пособии. В основе композиции пособия лежит диалогический подход. Пособие представлено как продукт коммуникации авторов, композиторов, читателей.
Введение «От авторов» в методическом пособии звучит как приглашение читателей к сотрудничеству. Заключительный раздел «Вместо послесловия» изложен в форме диалога с читателями, отражающего факты сотрудничества, диалогового взаимодействия авторов пособия и детской аудитории в постижении ценности музыкального искусства.
Содержание основной части – своеобразный диалог великих русских композиторов, их творческих голосов, звучащих по-разному, но в созвучии. Поэтому основная часть состоит из четырех тематических глав, посвященных разным композиторам: «Решили – начали»; «Александр Невский и поиск героя сегодняшнего дня»; «Говорить по-русски»; «Божественная музыка». Содержание пособия - это и приглашение к разговору разных композиторов – носителей определенных жанрово-стилевых направлений. Особый интерес представляют материалы, обладающие высокой степенью информативности и использованные для создания целостного представления о вокально-хоровом творчестве композиторов (справочные, цитаты из монографий, воспоминаний современников, почитателей творчества). Регламент 5 минут.

Этап №3. Авторское и народное – единое целое. Содержание рассказа о композиторах представляет собой диалог музыкальных традиций, авторских и народных. На данном этапе слушателям предлагаются фрагменты из методического пособия, доказывающие, что творчество рассматриваемых композиторов неразрывно связано с народной, русской национальной традицией, фольклорными истоками русской песни, русского вокального мелодизма. Вот выдержка из методического пособия: «Творческий рост композитора, главным образом, определялся большим умением проникнуть в самые сокровенные и многообразные чувства и их оттенки. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап, обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки богатством древнерусского знаменного распева. Этот величайший художник синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем». Регламент 8 минут.

Этап №4. Практическое освоение опыта. На данном этапе проводилась работа со слушателями мастер-класса. Присутствующие разделились на 2 группы. Ведущая предложила викторину: по 2 вопроса каждой группе и 3 общих вопроса для обеих групп. Вопросы касались информации о музыкальном искусстве и идеях участников по созданию собственного методического пособия. Регламент 5 минут.

Этап №5. Рефлексия. Слушатели делились своими впечатлениями, эмоциями. Все отметили подъем внутренних сил, укрепление веры в собственные возможности, в уникальность русской вокально-хоровой музыки, с гордостью осознали свою принадлежность к отечественной национальной культуре и истории. Ведущая данного мастер-класса получила новый опыт работы со взрослой аудиторией, что способствовало возникновению разнообразных эмоций и идей для разработки последующих мероприятий. Данный вид деятельности является перспективным, новаторским, обогащающим педагога мастерством. Регламент 4 минуты.

                                      Литература

1. Музыкальная энциклопедия/Гл. ред. Ю. Келдыш).- М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1973.
2. Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/Авт.- сост.: Татарченкова С. С., Телешов С. В./ Под ред. С. С. Татарченковой.- Спб.: КАРО, 2008.
3. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л.: Изд-во «Музыка»: Ленингр. отд-ние, 1977.
4. Скафтымова Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала ХХ века. - СПб.: Канон, 1998.
5. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Г.Свиридов - М.: Молодая гвардия, 2002. – С.97.
6. http://www.belcanto.ru/
7. http://metodisty.ru/m/sites/view/sait_dlya_uchitelei_muzyki
8. http://newmuz.narod.ru/st/Pr_Gl01.html

Поделиться: