Поиск по сайту

Инновационная деятельность педагога в контексте требований образовательного и профессионального стандартов


Авторcтво: Панфилова Людмила Генриховна, ведущий научный сотрудник, к.п.н., ФГБНУ «ИУО РАО», Санкт-Петербург


      В современных условиях приоритетом социально-экономического прогресса России является инновационное развитие, для реализации которого необходим «инновационный человек», способный не только эффективно использовать достижения современной науки и техники, но и создавать инновации, внедрять их во все сферы общественной жизни. Одной из основных задач инновационного развития является формирование у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, стремления к новому, к разумному риску, креативности и предприимчивости, умения работать самостоятельно и в команде, широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [1].
Формирование компетенций «инновационного человека» должно начинаться в период получения общего образования, так как на этой ступени обучения закладываются основы формирования навыков критического восприятия информации, креативности, изобретательности, проявляются способности к принятию нестандартных решений, умению работать в команде. Для становления такого человека образование должно быть инновационным, работать с опережением, идти на шаг впереди развития общества. В основе инновационного образования, как отмечает В. В. Петров, должны лежать основы фундаментальной науки, которая, развиваясь, предъявляет качественно новые требования к системе образования, что способствует созданию новых концепций и образовательных средств обучения. В свою очередь, реализация инновационного образования способствует дальнейшему развитию науки. Согласно исследованиям ученого, инновационное образование ориентировано на приобретение знаний, которые постоянно обновляются, на овладение специальными компетенциями, на обучение в процессе создания новых знаний и интеллектуальных продуктов за счет интеграции фундаментальной науки, учебного процесса и производства [2].
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов, под которыми понимается комплексная деятельность по созданию и распространению в образовательной практике новшеств, успех реализации которых определяет инновационная деятельность педагога.
        С точки зрения И. В. Сниховской, инновационная деятельность педагога направлена на изменение смысла, содержания, системы управления образовательным процессом и предусматривает внедрение нового в практику [3].
По мнению Л. А. Дьяковой, инновационная деятельность педагога образует особую форму его активности, развивает неординарный профессиональный тип личности с определенными ценностями, нормами деятельности и общения, характером и способами самоутверждения и является способом выполнения педагогической деятельности, имеющим творческий характер, направленным на создание, внедрение и распространение педагогических новшеств [4]. В. C. Лазарев рассматривает инновационную деятельность педагога как систему взаимосвязанных видов работ, направленных на решение задач инновационного развития образовательной системы за счет введения нового в технологии обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности субъектов образовательного процесса [5]. Инновационная деятельность педагога – это особый вид профессионального творчества, предусматривающий обновление и преобразование существующих знаний и умений с последующим их внедрением в содержание образования и процесс обучения. Готовность педагога к инновационной деятельности – это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества и свойства личности, благодаря которым формируется инновационное сознание учителя, его мотивационно-ценностное отношение к новшествам и их освоению, обеспечиваются условия для успешности инновационной деятельности и раскрытия творческого потенциала специалиста. Условиями успешности инновационной деятельности педагога являются:
– инновационная активность (проявление своевременной инициативы и мобилизация своего потенциала для интенсивного освоения или внедрения нововведений);
– инновационное мышление (процесс поиска и генерации новых идей для преобразования или создания нового);
– инновационная позиция (система убеждений, принципов и отношения к инновационным действиям).
Благодаря проявлению инновационной активности, инновационного мышления, инновационной позиции педагога у него возникают позитивные личностные и профессиональные изменения, обеспечивающие условия инновационного образования для обучающихся.
       Для успешной инновационной деятельности педагогу необходимо обладать инновационной компетентностью, которую Н. Ф. Ильина определяет как интегральную профессионально-личностную теоретическую и практическую готовность к введению новшеств в постоянно обновляющейся профессиональной среде [6].
Сегодня к новшествам относится деятельность педагога по изучению и реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), выполнение трудовых функций профессионального стандарта педагога, реализация мероприятий программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».
Чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога, учителю необходимо уметь: проектировать основную общеобразовательную программу, строить образовательный процесс, ориентированный на формирование универсальных учебных действий обучающихся с разными образовательными потребностями (одаренные, социально уязвимые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и т.д.); разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические и образовательные технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; организовывать различные виды внеурочной деятельности (игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой, спортивной); выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС; владеть ИКТ-компетентностями (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической и т.д.) [7].
С введением новых требований образовательного и профессионального стандартов у педагога возникает необходимость осуществлять такую образовательную деятельность, итогом которой являются не только предметные, но личностные и метапредметные результаты обучающихся. Под личностными результатами образовательной деятельности в образовательном стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, – сформированных в образовательном процессе. Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные) рассматриваются как способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применяемые в рамках образовательного процесса при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Сформированность умений – познавательных (умение работать с информацией); регулятивных (организовывать учебную деятельность: планировать, выполнять и оценивать результат); коммуникативных (понимать других и умение договариваться, вести конструктивный диалог в рамках совместной деятельности и т.д.) – позволит обучающимся приобрести «умение учиться», самостоятельно социализироваться в обществе и т.д. [8].
      Особое внимание в ФГОС уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Для формирования обозначенных выше умений школьников педагогу необходимо самому уметь эффективно работать с информацией, прогнозировать ожидаемые результаты обучающихся, проектировать, моделировать и реализовывать учебный процесс, используя современные технологии обучения, проводить мониторинг, контроль и оценку образовательных результатов школьников. Выполнение обозначенной профессиональной деятельности возможно, если овладеть такими специальными компетентностями, как информационно-интеллектуальная и инновационно-методическая. Информационно-интеллектуальная компетентность определяется нами как совокупность информационно-интеллектуальных, организационно-коммуникационных и инновационных умений, обеспечивающих готовность педагога успешно работать с информацией в процессе самостоятельной деятельности при решении различных профессиональных задач.
Информационно-интеллектуальные умения включают владение методами работы с информацией, в основе которых лежат требования логико-информационной корректности (ясность, точность, последовательность, доказательность) к их использованию в учебно-познавательной, интеллектуально-преобразовательной и рефлексивной деятельности. Обозначенные умения и процедуры определенных методов работы с информацией позволяют ее перерабатывать с определенной дидактической целью [9]. Сформированность информационно-интеллектуальных умений включает способность педагога самостоятельно и успешно выполнять практические действия при работе с информацией: поиск, извлечение, анализ, обобщение, систематизация, интерпретация, адаптация информации к дидактическим целям и задачам обучения; выбор и определение контекста учебного содержания в соответствии с целью деятельности; выбор и определение значения, смысла терминов и понятий в соответствии с контекстом; формирование глоссария к учебной теме; оптимизация учебной информации в соответствии с контекстом; структурирование и оформление информации в соответствии с целью ее использования, создание информационной конструкции и т.д. [10].
      Организационно-коммуникационные умения – это способность к самоорганизации собственной деятельности, включающая практические действия по выявлению и постановке целей и задач, определение последовательности необходимых действий для достижения определенного результата, их выполнение и представление полученного результата. «Инновационно-методическая компетентность» понимается нами как совокупность инновационных и методических умений, обеспечивающих способность педагога прогнозировать, проектировать, моделировать и реализовывать учебный процесс с использованием современных образовательных технологий.
Инновационные умения включают владение методами прогнозирования, моделирования и их использования в организации учебного процесса с применением современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Сформированность инновационных умений предполагает способность педагога сознательно и успешно выполнять трудовые функции в области прогнозирования, моделирования и организации образовательного процесса с использованием образовательных технологий.
      Методические умения – это способность проектировать, конструировать учебный процесс, оформлять методический инструментарий (технологическая карта и дидактическое электронное сопровождение к ней) на основе выбранной образовательной технологии, использовать разработки в практике, осуществляя мониторинг результатов. Сформированность методических умений демонстрирует способность педагога успешно проектировать, конструировать учебный процесс и осуществлять мониторинг его результатов [11].
Предлагаемые педагогам для организации учебного процесса образовательные технологии в большинстве случаев не обеспечены методическим инструментарием, поэтому для постоянного их использования необходима его разработка на основе выбранной технологии. Данная деятельность также является инновационной и предусматривает моделирование учебного процесса, под которым понимаются осмысление и воспроизведение желаемого образа деятельности обучающихся, поэтапные шаги которой представлены в методическом инструментарии образовательной технологии. Педагог при моделировании учебного процесса критически воспринимает и анализирует выбранную технологию, перекладывает ее алгоритм на язык практикоориентированной деятельности, учитывая свои личностные особенности и индивидуальные возможности обучающихся, и оформляет методический инструментарий для реализации данной технологии в образовательном процессе.
Многие исследователи, в том числе и М. В. Кларин, видят будущее «в моделируемой практике», позволяющей «прорабатывать смысловые ориентиры», тем самым задействовать в обучении то, что обычно ускользает от внимания и что при выявлении становится «почвой» для обновления или разработки нового конкретного образовательного инструментария [12].
Степень наличия у педагога инновационно-методической компетентности демонстрируют определенные нами уровни, которые характеризуются следующими показателями сформированных умений:
– продуктивный – моделирование учебного процесса на основе выбранной технологии другого автора с оформлением методического инструментария, обеспечивающее условия для достижения образовательных результатов обучающихся;
– преобразующий – моделирование учебного процесса с модификацией (внесением незначительных изменений в элементы, в содержание, в действия) выбранной технологии другого автора и оформлением методического инструментария, обеспечивающее условия для достижения образовательных результатов обучающихся с разными образовательными потребностями;
– эвристический – моделирование учебного процесса на основе своей авторской технологии с оформлением методического инструментария, обеспечивающее условия для достижения образовательных результатов обучающихся.
      Достигнутый уровень владения инновационно-методической компетентностью определяет степень готовности педагога моделировать учебный процесс как на основе выбранной, так и на основе авторской технологии, оформлять его в методическом инструментарии и использовать в профессиональной практике для успешного достижения образовательных результатов обучающихся, включая учащихся с разными образовательными потребностями.
      Владение информационно-интеллектуальной и инновационно-методической компетентностями позволяет педагогу успешно приобретать и обновлять необходимые умения, конвертировать их в инновационную образовательную деятельность в условиях реализации новых требований, обеспечивая в перспективе условия для формирования «инновационного человека».

              Литература
  
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. Москва, 2010. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.
2. Петров В. В. Сущность и тенденции развития инновационного образования: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук: социальная философия. 09.00.11. – Новосибирск, 2011. – 26 с.
3. Сниховская И. В. Педагогическая модель управления инновационной деятельностью учреждения среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 27 с.
4. Дьякова Л. А. Стратегии самоутверждения педагогов в инновационной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2012. – 24 с.
5. Лазарев В. С. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
6. Ильина Н. Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: моногр. – Красноярск, 2014. – 220 с.
7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 октября 2013 г. № 544н. [Электронный ресурс] / режим доступа: https:// rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с. - (Стандарты второго поколения).
9. Федоров Б. И. Алгоритмы обучения. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 182 с. 10. Панфилова Л. Г. Развитие информационно-интеллектуальной компетентности учителя в процессе повышения его квалификации // Научное мнение. – СПб., 2011. – С. 82-85.

Поделиться: