Поиск по сайту

Проект «День Доброты с Муми-троллями»


Авторcтво: Луцкая Виктория Владимировна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 35 Фрунзенского района Санкт-Петербурга; Куракина Александра Андреевна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 35 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Рождению проекта предшествовало знакомство с праздником под названием «Международный День спонтанного проявления доброты». Само существование такого праздника стимулирует возникновение большого количества идей. Знакомство с историей этого международного праздника способствовало тому, что обычный день в нашем детском саду превратился в культурно-образовательную практику «День Доброты с Муми-троллями».

Дети знают понятие «доброта», но не часто задумываются над смысловой составляющей этого понятия и о том, что доброта – это ещё и готовность помочь. В рамках проекта у детей была возможность проявить это качество.  «День доброты» стал отличным поводом для привлечения внимания родителей к мероприятиям детского сада.

Цель: расширить представления детей дошкольного возраста и родителей о понятии «доброта» через знакомство с миром героев произведений Туве Янсон.

Задачи:

1. Познакомить детей с книгами Туве Янсон о муми-троллях.

2. Привлечь внимание детей и родителей к проблеме доброго отношения друг к другу.

3. На основе книг о муми-троллях провести коммуникативные практики, направленные на принятие другого и развитие толерантности и эмпатии у дошкольников.

4. Организовать познавательную деятельность детей различных возрастных групп по теме «Сказочная страна муми-троллей» в интерактивном музейно-педагогическом пространстве детского сада.

5. Получить обратную связь от воспитанников и их родителей по теме проекта

6.Создать условия для перенесения детьми и взрослыми освоенного коммуникативного и эмоционального опыта за пределы детского сада.

Дети дошкольного возраста хорошо воспринимают информацию, полученную через сказки, совместную игровую и проектную деятельность. Познакомить детей с понятием доброта было решено с помощью путешествия в маленький мир под названием Муми-дол. Обитатели этого мира, муми-тролли, имеют добрый нрав, положительную установку в восприятии мира, отзывчивы, почитают семейные ценности, гостеприимны и живут в мире и согласии. Наши герои добрые и дружелюбные, они умеют терпимо относиться к недостаткам других и радоваться их удачам. А еще у муми-троллей есть жизненные правила, следуя которым можно достичь гармонии в любом сообществе (семейном, коллективном или другом). Именно поэтому жизнь героев произведений Туве Янсон легла в основу реализации проекта “День доброты”.

Проведя день в обществе муми-троллей, погрузившись в их жизнь, посмотрев мультфильмы, побывав на экскурсии в их жилище, поучаствовав вместе с героями в квесте, найдя все ответы на вопросы викторины и нарисовав свои впечатления о прожитом дне, ребёнок получает разнообразные впечатления и учится проявлять доброту по отношению к другим людям.

Подготовительный этап включал в себя знакомство с персонажами, с помощью общения и совместной деятельности с родителями дома и воспитателями в детском саду. Для расширения возможностей общения родителям и педагогам были рекомендованы печатные издания, интернет-ресурсы и мультимедийные файлы. Дома и в детском саду дети смотрели мультфильмы о муми-троллях, знакомились с рассказами об их жизни и могли даже дистанционно посетить музей «Муми-дол» в Финляндии.

1.JPGПодготовка ко «Дню доброты» позволила педагогам и детям активизировать свой читательский опыт и пополнить нашу музейную коллекцию экспонатами, связанными с муми-троллями. Это были книги и комиксы, созданные Туве Янсон, игрушки, сувениры. На основе собранных экспонатов в музейно-педагогическом пространстве была организована экспозиция «Страна муми-троллей», которая состояла из нескольких зон.

Первая зона представляла собой миниатюрный макет дома муми-троллей. Внутри дома сидели фигурки героев и дети имели возможность поиграть с ними или найти определённого персонажа. Вторая зона - интерьер дома обитателей муми-дола. Решено было воссоздать интерьер детской комнаты, кухни и гостиной. Для этого понадобились мебель, игрушки и другие предметы интерьера. Третья зона – выставка сувениров, книг и предметов, связанных с муми-троллями. В создании выставки принимали участие педагоги, дети и родители.

2.JPGМотивационный этап

Как обычно утром входят в детский сад родители и дети? Они действуют по единожды созданному шаблону: входят, здороваются  с охранником и быстро направляются в группу. Они сосредоточены, торопливы и целеустремленны. Утро праздника запомнилось всем шумным приветствием и пожеланиями доброго утра. Детей ждала памятная медаль доброты муми-троллей, а родителей пожелание из волшебной шляпы и визитка-напоминание, что доброго они могут сделать сегодня.

Такой формат утренней встречи позволил отвлечь их от привычных действий и обратить внимание на происходящее. Это был первый шаг к погружению в проект дня доброты. Кроме утренней встречи были и другие интересные этапы проекта: праздник для детей «День Доброты с Муми-троллями» и обратная связь от участников проекта в конце дня.

При создании проекта реализовывался субъектный подход, учитывались запросы современных детей, их интересы, чтобы юные участники смогли в ходе проекта использовать свой жизненный опыт. Воспитанник любого возраста мог принять участие в проекте. Сценарии были разработаны с учётом возрастных особенностей  участников.

3.JPGИспользовать интерактивное музейное пространство детского сада было решено в разных видах деятельности. Дети раннего и младшего дошкольного возраста ещё не были готовы к полноценной экскурсии, но у них тоже была возможность посетить экспозицию «Страна муми-троллей». Для них были разработаны интерактивные игры и подготовлены картинки для раскрашивания. В итоге в группах была организована выставка детских работ по теме «Наши друзья муми-тролли».

Исследовательский этап

4.JPGВ интерактивном музейном пространстве дети средних, старших и подготовительных групп имели возможность не просто рассмотреть экспонаты выставки и послушать рассказ о добрых и гостеприимных муми-троллях. Знакомство с выставкой проходило в формате анти-экскурсии. Дети задавали интересующие их вопросы, и беседа шла от интересов и познавательных запросов ребенка. В каждой группе экскурсия получилась особенной и по-своему интересной. Некоторые экспонаты можно было потрогать руками и понюхать или даже использовать их для игры. Экскурсия была насыщена событиями: для начала надо было найти всех обитателей долины муми-троллей, спрятавшихся где-то в макете дома, горячо приветствовать друзей и сделать друг другу комплименты, как это принято у муми-троллей, а ещё пофантазировать, чем можно накормить обитателей Муми-дола, если они придут к нам в гости.

В старших группах  экскурсия заканчивалась просмотром мультфильма «Шляпа волшебника» и викториной, в которой наши участники могли продемонстрировать свои знания о муми-троллях. Викторина содержала вопросы по действию мультфильма, а также по особенностям жизни обитателей Муми-дола.

Ребят подготовительной группы ждала неожиданность: дверь оказалась заперта и вернуться в группу они не смогли. Им нужно было пройти квест “Шляпа волшебника”, доказать, что они настоящие друзья, выполнить предложенные задания и открыть волшебную дверь. Квест – популярная форма организации мероприятия, которая способна привлечь внимание и детей, и взрослых. Квест имеет общую задумку по поиску выхода из ситуации, участники решают задачи и находят подсказки.

Задания квеста включали в себя следующие виды деятельности: собрать пазл всей командой, пройти цифровой лабиринт и очистить аквариум от ненужных вещей. В ходе квеста ребята, выполняя задания, находили записки с подсказками, помогающие дойти до конечной цели. Подсказки содержали в себе правила жизни муми-троллей и прятались в самых неожиданных местах. Последняя записка спряталась в цилиндре волшебника. В итоге, квест был пройден, а дверь открыта.

5.JPGДети не просто знакомились с героями книги. Педагоги, используя принцип культуросообразности, старались в процессе погружения с детьми в мир муми-троллей, протянуть смысловые ниточки к темам путешествий и  любви к своему дому, теме домашнего уюта и семейного благополучия, теме толерантности и дружбы. Важно, что в ходе экскурсии дети говорили: ”Я тоже хочу дружить с добрыми муми-троллями”, “Они такие хорошие”. Содержание проекта  стало для детей личным, пережитым, они смогли погрузиться в мир доброты, который был создан для них.

Завершение практики

В конце дня взрослые участники проекта могли оставить свои пожелания на разноцветных бумажных цветах и украсить ими дерево. На следующее утро все любовались деревом, которое расцвело от количества добрых “цветочных” пожеланий.  Родителям были вручены визитки с напоминанием о том, как проявить доброту, они и стали темой вечерней беседы дома, что позволило закрепить опыт и стать напоминанием для родителей о том, как важно проявлять доброту и учить этому своих детей.


Поделиться: