Поиск по сайту

Личные фотографии детей как основа организации культурно-образовательных практик


Авторcтво: Лента Светлана Николаевна, воспитатель, Осипова Татьяна Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №35 Пушкинского района Санкт-Петербурга


     

Отправной точкой при проектировании этой исследовательской практики является опыт воспитанников, отображённый в личных фотографиях при посещении культурных парков нашего города. Во время проведения культурно-образовательной практики дети рассматривают свои личные фотографии и исследуют объекты парков, в которых они побывали. Во время свободной дискуссии, они исследуют способы и формы отдыха горожан в различных парках города, опираясь на свой личный опыт, а также определяют функциональное назначение того или иного вида парка. В ходе исследования возникает проблема отсутствия парка культуры и отдыха в микрорайоне Славянка, которая решается путем проектирования необходимого парка с точки зрения воспитанников. Основной идеей, которую дети выносят из культурно-образовательной исследовательской практики, является понимание того, что формы отдыха в городских парках зависят от объектов, которые расположены на территории этих парков.

      Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться педагогам дошкольных образовательных учреждений, это проблема «клиповости» восприятия дошкольниками окружающего мира. Дети видят отдельные фрагменты действительности – предметы и их детали, но связать их всех в единую картину не умеют. Так, объекты, находящиеся на одной локальной территории, такие как скамейки, скульптура, аллеи, клумбы, фонари, воспринимаются дошкольниками фрагментарно и не объединяются в общую картину городского парка. Они не видят различия между развлекательным и мемориальным парками, с трудом осознают, как предметное наполнение «зеленых территорий» определяет образ нашего отдыха и времяпрепровождения.
     Решение данной проблемы очень важно для формирования кругозора детей дошкольного возраста. «Увидеть» объект целиком помогают фотографии, особенно те, на которых главным героем является сам ребенок. Поэтому, опираясь на слова великого мыслителя Эмерсона Ральфа Уолдо, который сказал, что «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам», мы при реализации культурно-образовательной практики взяли за основу использование личных фотографий детей. Так как фотография – это один из доступных и близких каждому ребёнку способов открыть окружающий мир, определить своё место в этом мире и лучше понять поставленную на данный момент проблему. Это тот бесценный личный опыт, который пропущен через эмоции, чувства и переживания каждого ребёнка, и который должен заставить мыслить и исследовать всех детей.
Тема культурно-образовательной исследовательской практики: «Какие бывают парки?»
Место культурно-образовательной практики в образовательном процессе ОУ: данная культурно-образовательная практика применяется в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения ГБДОУ детский сад № 35 Пушкинского района Санкт-Петербурга и культурно-образовательной программы «Город на ладошке» (авторы – Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г.). Она реализуется в образовательном процессе в области социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Ведущая идея: наше поведение и отдых в парке напрямую зависит от того, какие объекты находятся на его территории. Для того чтобы понять, к какому из видов парков по назначению относится тот парк, в котором ты находишься или куда собираешься отправиться на отдых, - нужно внимательно рассмотреть объекты этого парка (насаждения, объекты культурного архитектурного и скульптурного наследия, аттракционы и так далее). Исходя из этого, можно составить план своего времяпрепровождения в этом парке: любоваться природой, посетить музей, покататься на аттракционах и так далее. У каждого ребёнка к концу практики формируется чёткое понимание того, чем он может заняться в парке в зависимости от тех объектов, которые этот парк наполняют.
Цель: создать условия для формирования у детей умения объяснять отличительные особенности культурно-исторических парков и парков развлечений.
Особенности организации практики: культурно-образовательная практика «Какие бывают парки?» была организована для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет и вошла в познавательно-исследовательский педагогический проект «Наш дом, наш район, наш город». Ее предваряла работа с семьями воспитанников – экскурсии выходного дня по паркам нашего города. В результате этой работы были собраны личные фотографии детей, на которых они запечатлены на фоне различных видов парков нашего города.
Культурно-образовательная практика была проведена в музыкальном зале ДОУ, зонированном на две части, с целью организации различных форм работы по данной исследовательской практике – фотовыставку и зону для проектирования парка.
Необходимое оборудование: ширмы с фотовыставкой, фотографии детей; стол, стульчики по количеству детей; интерактивная доска, мимио-слайды «Микрорайон Славянка»; магнитная доска с картинками объектов парка на магнитах; атрибуты для игры - имитации «Изобрази объекты в парке» (искусственные ветки и цветы, верёвка, мягкие модули); аудиозаписи, магнитофон.

                                 Ход организации практики
     

Культурно-образовательная практика начинается с того, что детям предлагается вспомнить, как они провели выходные с семьёй: где и как отдыхали. Педагог обобщает ответы детей и приглашает посетить фотовыставку выходного дня, на которой предоставлены личные фотографии воспитанников с целью, вспомнить другие места, где ребята проводили выходные дни совместно со своими семьями. Дети вместе с педагогом проходят на первую часть фотовыставки, где демонстрируются фотографии детей, снятые во время их отдыха в городских парках развлечений. Детям задаётся вопрос о том, кто из них, где побывал, чем занимался в этом месте. Выслушиваются различные ответы детей о том, как они проводили время в парках отдыха (катались на аттракционах, смотрели кинофильм, играли на площадках, и другие варианты ответов). Педагог подводит детей к выводу, что все фотографии, представленные на этой выставке, сделаны в момент пребывания детей в городских парках развлечений. (Приложение №1).
      Далее детям предлагается продолжить экскурсию и пройти ко второй части фотовыставки, на которой выставлены личные фотографии ребят, выполненные во время пребывания их парках познавательного характера.
Педагог просит детей рассмотреть верхний ряд фотографий и ответить тем ребятам, кто узнал себя на этих фотографиях. (Приложение № 2). Детям предлагается рассказать о том, чем они заняты в момент съёмки, о том, что ещё, кроме них запечатлел фотограф. Педагог подводит детей к выводу, что все, кто есть на этих снимках, - гуляют, любуются природой, рассматривают кустарники, цветы и так далее.
Педагог обращает внимание детей на второй ряд фотографий и просит ответить тех детей, которые узнали себя на этих снимках, на фоне чего они сфотографировались, чем были заняты в момент фотографирования. (Приложение № 3). Педагог выслушивает и помогает обобщить ответы детей о том, что фоном для фотографий послужили какие-либо водные объекты: пруд, озеро, фонтан и так далее.
      Далее рассматривается третий ряд фотографий. (Приложение № 4). Детям, которые запечатлены на этих снимках, предлагается ответить на вопрос, почему они выбрали именно это место для фотографирования? Педагог помогает сформулировать мысль о том, что на фотографиях третьего ряда рядом с детьми сфотографирован красивый объект культуры и архитектуры.
      Педагог задаёт вопрос, кто из детей может назвать место, где он гулял со своей семьёй, и где сделаны эти снимки. Принимаются ответы детей, которые точно аргументированы, педагог подводит детей к общему выводу, что дети гуляли в парках (Екатерининском, Александровском, Летнем саду и других парках Санкт-Петербурга), в которых обязательно есть зелёные насаждения, присутствуют водные объекты, могут быть какие-либо объекты культурного наследия: павильоны, дворцы, скульптура.
      Педагог обобщает ответы, что такое парк и подводит детей к выводу, что парки могут носить развлекательный или познавательный характер.


                            Информационная справка для педагога:
     

Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Кроме растительности, в парках могут быть такие объекты, как аллеи, фонтаны, пруды, поляны, скульптуры, беседки, другие объекты, это так называемые ландшафтные парки, которые носят познавательный характер. Функции у такого вида парков могут быть природоохранные, эстетические, воспитательные, культурные, оздоровительные. Есть парки развлечений, которые оснащены аттракционами, каруселями, кафе, кинотеатрами и другими увеселительными объектами.

      Педагог сообщает детям, что в ходе оформления фотовыставки у него остались фотографии, которые он не смог поместить на выставку и приглашает ребят рассмотреть эти снимки. Педагог раскладывает на столе фотографии и предлагает детям каждому рассказать о том месте, где ребёнок сфотографировался. Выслушиваются все ответы детей, из которых следует, что все фотографии сделаны на территории микрорайона Славянка - на площадках, на тротуаре, на придомовой территории и так далее. (Приложение № 5)

      Педагог предлагает детям ответить на вопрос, почему никто из них не сфотографировался в парке Славянки – микрорайона, в котором дошкольники живут? Принимаются все ответы детей, которые доказаны и предлагается, проверить, какие объекты на самом деле расположены на территории района Славянка. Для этого детям предлагается пройти к интерактивной доске фотовыставки.

      Педагог с помощью мультимедийной техники, демонстрирует на интерактивной доске карту района. Детям предлагается задание назвать объекты, которые расположены на территории района, отгадав загадки. Принимаются ответы, правильность которых проверяется детьми на доске с помощью нажатия на область загадки. (Приложение № 6)


                            Информационная справка для педагога: загадки.

1. Вот большой и светлый дом
Почемучек много в нем.
Читают они и считают,
Рисуют, творят и мечтают. (Школа)

2.Всем она давно знакома –
Ждёт послушно возле дома.
А как выйдешь за порог –
Куда хочешь, поведёт. (Дорога)

3. Надо хлеба нам купить, иль подарок подарить, -
Сумку мы с собой берём и на улицу идём.
Там проходим вдоль витрин, и заходим в… (Магазин)

4. Этот дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола, звонкие колокола. (Храм)

5. Что это за диво-дом, а игрушек, сколько в нём?
Там играют и поют, дети весело живут.
Сколько в доме дошколят!
Этот дом – наш… (Детский сад)

6. Вот огромный, шумный мир.
В нём четыреста квартир!
Пять подъездов, домофоны,
Застеклённые балконы. (Дом)

Педагог помогает детям сделать вывод о том, что на территории микрорайона Славянка парка нет, но все жители хотят, чтобы такой парк был построен.

     Ребятам предлагается выполнить задание на интерактивной доске – найти место для строительства парка отдыха в Славянке. Дети обсуждают, затем путём поиска и нажатия на определённые области карты ищут и находят по звуковому сигналу место для расположения парка – это территория пустыря, которая имеет форму большого круга в центре микрорайона.

     Далее педагог предлагает детям назвать те объекты, которые они хотели бы видеть в парке района Славянка. Принимаются все ответы детей, если они доказывают, с какой целью нужен тот или иной объект на территории парка. Педагог приглашает ребят отправиться в путешествие на место строительства данного парка. Осуществляется динамичный переход из одной зоны зала в другую под ритмическое музыкальное сопровождение.

     Проводится подвижная игра-имитация «Изобрази объекты парка», которая заключается в следующем: дети называют объекты парка, обсуждают способы и формы изображения этих объектов; звучит звуковой сигнал-хлопок и все изображают названный объект. Игра сопровождается музыкальным сопровождением и заканчивается по звуковому сигналу-хлопку, осуществляемому педагогом. Далее называется следующий объект и игра возобновляется. Игра длится до тех пор, пока не будут названы все объекты, которые дети хотят расположить на территории парка. Для изображения объектов в игре предлагается использовать следующие материалы: искусственные цветы и ветки, мягкие модули и другие дополнительные атрибуты. (Приложение № 7).

     По окончании игры педагог задаёт детям вопрос о том, как бы они хотели разместить все эти объекты в парке? Выслушиваются мнения детей, и педагог подводит их к выводу о том, что парк перед строительством необходимо тщательно спроектировать.
     Детям предлагается пройти в «Проектное бюро» и заняться непосредственно проектированием парка на магнитной доске. Педагог предлагает детям разделиться на группы с целью проектирования одного объекта (установки заграждения парка, высадки зелёных насаждений, строительства аттракционов, установки фонтанов и статуй и другого). Дети выбирают раздаточный материал на магнитной основе и приступают к проектированию парка в районе Славянка. Педагог осуществляет индивидуальную помощь и руководство при проектировании на магнитной доске. (Приложение № 8).
      По окончании проектирования детям предлагается перечислить те объекты, которые они спроектировали для строительства парка своего района и назвать их предназначение. Педагог подводит детей к выводу, что есть парки    различных назначений, а тот парк, который они спроектировали, будет парком культуры и отдыха для всех семей жителей микрорайона Славянка. (Приложение № 9).

Итоги апробации практики: анализ проведённой культурно-образовательной практики показал, что через рассматривание своих личных фотографий, сделанных в тех или иных парках, дети смогли провести анализ форм времяпрепровождения в этих парках и установить их зависимость от объектов, наполняющих данный парк. Воспитанники спроектировали свой собственный парк будущего на территории микрорайона Славянка. Данная практика помогла решить вышеуказанную педагогическую проблему.


                              Возможные риски и пути их преодоления:

Во время проведения культурно-образовательной практики, при использовании интерактивной доски и мультимедийного оборудования, возможен сбой в работе техники. На этот случай у педагога должен быть конспект практики с прописанными точными заданиями, а также педагогом должен быть подготовлен демонстрационный материал: карта микрорайона Славянки и фотографии объектов, которые демонстрируют отгадки (дома, дорога, магазины, школа, детский сад, храм).


Приложения


                        Литература:

1. Ванюшкина Л. М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.
2. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб.: СПбАППО, 2011.
3. Подгорнова С.В. Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор»: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений / научная редакция Ванюшкиной Л.В.. – СПб.: СПБ, АППО 2013.
4. Шейко Н. Г. «Город на ладошке, или как помочь дошкольнику освоить культурное наследие?» // «Детский сад: теория и практика» - 2012 - № 7 – с. 6-17.

                        Электронные ресурсы:

1. «Что такое парк?» [Электронный ресурс] https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/p/chto-takoe-park
2. Загадки про город [Электронный ресурс] http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-gorod

Поделиться: