Поиск по сайту

Организация проектной деятельности школьников как метод работы по формированию коммуникативной компетентности


Авторcтво: Леонтьева Ольга Михайловна, учитель химии ГБОУ гимназии № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга


         Как отметил Президент РФ В.В. Путин в послании Федеральному собранию «наши дети мечтают о России, устремлённой в будущее… Смелые мечты всегда работают на большую цель, и мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребёнка, помочь ему реализовать свои устремления». В последние годы произошли изменения в практике отечественного образования. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ с 2010 года в систему школьного обучения активно внедряется Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программы основного общего образования. Требования к результатам, структуре и условиям освоения образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования. Стандарт базируется на системно-деятельном подходе, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Целью образовательной программы является достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
         Личностные результаты подразумевают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметные результаты достигаются связыванием межпредметных понятий с универсальными учебными действиями (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивая их использование в учебной, познавательной и социальной практике, позволяют самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность и организовывать сотрудничество с педагогами и сверстниками. Предметные результаты обеспечивают дальнейшее изучение учебного материала, формируют научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение.
Новые принципы ориентированного личностного образования, индивидуальный подход, субъективность в обучении требуют методов, которые формируют следующие качества у учащихся:
• активную, самостоятельную и инициативную позицию;
• компетенцию, умения, сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
• познавательный интерес.
          Все эти результаты достигаются благодаря формированию коммуникативной компетенции школьников, обеспечивая в дальнейшем успешную социальную активность личности. Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков общения и взаимодействия одного человека с другими: грамотность речи, способность наладить контакт с разными типами людей, владение определенными знаниями и умениями способствуют успешному общению в различных ситуациях. Новая система образования помогает школьникам не просто стать прилежными, но также чувствовать себя частью общества. Она вовлекает детей в процесс обучения, им становится интересно познавать и применять свои навыки на практике, тем самым, формируя коммуникативную компетенцию.
          Известный с начала 20 века метод проектов доказал свою эффективность в процессе обучения. Проектная деятельность - это серьезная, целенаправленная работа и учителя. Цель метода проектов – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует овладению знаниями и умениями формировать творческие способности и компетенции.
          Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ознакомительно-ориентировочная, ролевая прикладная (практико-ориентированная). Форма работы над проектом может быть индивидуальной, парной, групповой или коллективной. Проектную деятельность учитель делит на этапы:
   поисковый
   аналитический
   практический
   презентационный
   контрольный
Эта технология позволяет передавать способ действия, а не конкретные знания, в результате чего учащиеся овладевают творческими умениями, развивается личность, способная к самосовершенствованию и развитию. Метод проектов должен присутствовать при реализации образовательным учреждением стандартов, как на уроках, так и во внеурочное время.
В своей педагогической практике я использую исследовательский проект, практико-ориентированный проект, творческий проект.
         Например, исследовательский проект «Проблемы Финского залива, вызванные деятельностью человека, борьба с ними». Учащимся предлагалась работа, состоящая из теоретической части, основанной на изучении литературных источников, собственного исследования, в ходе которого был проведен эксперимент и формулировки выводов. В реализации проекта участвовали 2 человека. Исследовательский проект выполнялся в течение 3-х месяцев. В результате выполненной работы авторами – учащимися 11 класса был подготовлен устный доклад-презентация, представленный на конкурсе «Ветер перемен».
В процессе работы над проектом ребята совместно с преподавателем спланировали этапы работы, составили список тематической литературы, обсудили условия выполнения эксперимента, сроки проведения каждого этапа. После этого ребята приступили к самостоятельной работе. После изучения учащимися литературы ими был подготовлен обзор, отражающий актуальность темы, данные о географическом расположении Финского залива, влияние его загрязнения на состояние бассейна Балтийского моря, промышленного использования водных ресурсов и т.д. Конечно, учитель помогал ребятам грамотно изложить материал, редактировал написанное, но в целом это была самостоятельная работа учащихся. Перед проведением экспериментальной части работы учитель проинструктировал учеников по соблюдению правил техники безопасности. И авторы проекта осуществили опыт, иллюстрирующий достоинства и недостатки борьбы с гололедицей и снежным покровом в зимнее время. Опыт и условия его проведения были предложены самими авторами. На основании проведенной работы были сформулированы аргументированные выводы.
         Проектные работы идут согласно описанным этапам. Экспериментальная часть работы может быть проведена учащимися с использованием простейшего оборудования (подручных средств), а некоторые проекты требуют наличия сложного лабораторного оборудования. Так при реализации проекта «Влияние автотранспорта на загрязнение окружающей среды» была применена цифровая лаборатория «Архимед» и цифровой микроскоп. Для эксперимента к проекту «Чем уникально закаленное стекло и почему» потребовалось привлечение специалистов кафедры физики РГПУ им. А.И. Герцена, которые предоставили возможность рассмотреть различные виды стекла под электронным микроскопом.
         Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Одним из примеров творческого проекта является разработка и реализация ролевого проекта. Следует учитывать, что ролевой проект требует больших временных затрат и сложен в подготовке, но такие проекты вызывают живой интерес учащихся, так как имеют игровой характер. Положительная сторона этих проектов заключается в привлечении максимального количества участников, которые в игровой форме изучают новый материал учебной программы. Учащиеся получают знания о новых профессиях, что способствует их профориентации.
          Для подготовки урока "Получение целлюлозы, её переработка и применение" между учащимися 10 класса были распределены роли сотрудников предприятия по переработке целлюлозы. Проект - деловая игра имела следующие цели:
  1. Усвоение нового и закрепление старого материала по теме: "Углеводы. Целлюлоза".
Систематизация знаний школьников о технологии получения, переработке и применении целлюлозы.
  2. Формирование общих учебных умений, развитие творческих способностей.
  3. Способствование развитию экологического, политехнического образования, профессиональной ориентации учащихся.
  4. Активизация самостоятельной деятельности учащихся, формирование умений и навыков подготовки сообщений, презентаций на основании самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, публичных выступлений.
  5. Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения.
  6. Воспитание ответственного отношения к делу.
Игра является средством развития и самореализации учащихся; вовлекает в творческую деятельность, побуждает к самосознанию, создает условия для общения, для реализации творческой активности через ролевое экспериментирование.
          Метод проектов занимает важное место в обучении школьников, так как проект, организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися завершается получением осознанного результата. Проектная технология позволяет передавать способ действия, а не конкретные знания, вследствие чего обучающиеся овладевают творческими умениями, формируется личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию.

                                                 Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Послание Президента РФ Федеральному собранию, 2018.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. К.В. Шилов Классификация инноваций // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 52-58.
5. Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ / под ред. И.Б. Мылова С-Пб, 2011.
6. https://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie

Поделиться: