Поиск по сайту

Создание детского кино – модель продуктивного взаимодействия взрослых и детей в процессе воспитательной работы


Авторcтво: Чайка Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы-интерната №1 Выборгского района Санкт-Петербурга


    

Школу, в которой я работаю, называют «колыбелью российской сурдопедагогики». Это первое в России образовательное учреждение для глухих детей, которое было открыто по велению императрицы Марии Федоровны еще в 1806 году. Продолжая славные традиции своих предшественников, нынешние сурдопедагоги широко используют те возможности, которые предоставляет современное общество для обучения и воспитания детей.

Неслышащие учащиеся нашей школы в спорте и творчестве показывают очень хорошие результаты не только на районных и городских соревнованиях и конкурсах, но и побеждают на конкурсах всероссийского уровня, в которых участвуют на равных со слышащими школьниками.

Могу с уверенностью сказать, что формы и методы воспитательной работы классного руководителя нуждаются в непрерывном совершенствовании. Хочу рассказать об одном из своих направлений своей воспитательной работы как классного руководителя.

Как известно, из всех видов искусства, кино обладает наибольшим эмоциональным воздействием на школьников, оно легко понимается и воспринимается, а, следовательно, может служить хорошим и эффективным воспитательным средством.

Обоснование выбора проблемы

     В 2011 году я со своими учениками приняла участие в работе Международного кинофестиваля экологических фильмов «Зеленый взгляд». Нам очень понравились фильмы, созданные самими детьми, и мы решили поучаствовать в конкурсе на следующий год, предполагая, что высказать свое отношение к экологии можно не только словом, но и другими средствами.

Цель предстоящей работы:

·  научить школьников использовать возможности кинематографа для постановки и решения социальных проблем.

Так как процесс создания кино длительный и трудоемкий, то мною были поставлены определенные задачи.

Воспитательные задачи:

·  включение школьника в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий для развития личности;

· помощь учащимся в принятии общечеловеческих ценностей (правовых, эстетических, духовных, экологических и др.)

·  создание условий для всестороннего гармоничного развития и, прежде всего, формирование духовного облика участников;

·  создание для подростков детей и подростков ситуаций нравственного выбора и конкрети­зация нравственных норм в реальной жизни;

·   воспитание умения работать в команде.

Образовательные задачи:

·   изучить специальное программное обеспечение (монтаж, графика);

·  познакомиться с этапами создания фильма и уметь использовать их при работе;

·   научиться применять на практике метапредметные навыки;

·   расширять словарный запас.

Развивающие задачи:

·   развивать интерес к съемочному процессу;

· формировать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, обобщать;

·    ставить и разрешать проблемы;

·  развивать коммуникативные навыки.

Гипотеза:

Если современные неслышащие школьники будут работать над созданием экологических фильмов, то они проникнутся тем, что экологическая катастрофа – это крах человечества, и задумаются над тем, что же нужно сделать, чтобы этого не произошло.

Таким образом, кинематограф стал моим надежным помощником, способным своими совершенными способами воздействовать на личности неслышащих школьников.

Кино (широко осведомительная хроника) выполняет следующие функции:

Познавательная – кино для школьников является средством просвещения и образования, увеличивает объем информации, тем самым расширяет кругозор и словарный запас неслышащих учеников.

Воспитательная – кино воздействует на учеников через эстетический идеал, наделяет их художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом.

Эстетическая – киноматограф формирует у школьников эстетический вкус и потребности, пробуждающие у них творческий дух и творческий потенциал.

Коммуникативная - кино передает информацию от человека к человеку и от поколения к поколению.

Социально-психологическая – кино формирует позитивную социализацию индивидума, его просвещение, формирует стереотип поведения, образ жизни, мировоззрение.

      Кино любят все. Многие мечтают сниматься снимать кино. А уж кто хоть однажды участвовал в съемочном процессе и увидел свое творение на большом экране, то никогда не забудет этого светлого момента своей жизни. Киностудия «Жираф» дает школьникам возможность окунуться в этот волшебный мир с одним условием – в основу будущего фильма будет заложена идея о том, как сделать наш мир лучше. Мы стали студийцами этой киностудии, и все дружно принялись за работу. Будем снимать кино!

Первый этап – конкурс сценарных заявок, который проводится среди учащихся школ, домов детского творчества, центров дополнительного образования. Ребята вместе с родителями пишут сценарии и отправляют их на киностудию. Там выбирают лучший сценарий, по которому потом снимается фильм. Наш сценарий был признан лучшим!

Второй этап – мастер-классы. На них дети получают базовые знания, изучают терминологию, основы кинопроизводства. Сложные киноматографические понятия школьники изучают в форме интерактивных игр. Было очень интересно и познавательно!

Кино – это отличная возможность реализовать творческие способности учащихся в разных областях: кто-то хорошо рисует, кто-то монтирует, у кого-то сценарий написан интереснее, а кто-то талантливо выступает в роли актера. В процессе совместной работы складывается коллектив ребят, сплоченных одной общей целью.

Третий этап – режиссеры учат школьников делать раскадровку фильма. Учащиеся вместе с родителями изготавливают реквизит и костюмы, а когда выходят на съемочную площадку, то реализовать идеи в жизнь им помогают профессиональные режиссеры и операторы.

Четвертый этап – съемка и монтаж. Ребята не умеют сниматься, их этому надо учить, поэтому это очень длительный и трудоемкий этап. Пятиминутный фильм приходилось снимать несколько дней.

Пятый этап – участие фильмов в социальных проектах, конкурсах, фестивалях.

    В настоящее время на территории России активно развивается детское экранное творчество. Ежемесячно в разных городах проходят городские, областные, межрегиональные и всероссийские кинофестивали, на которых подростки демонстрируют свои работы и получают возможность учиться на фильмах своих сверстников.

    Некоторые работы наших ребят были удачно представлены на многих фестивалях и конкурсах.

2012 год - фильм «Однажды во дворе» получил приз «За оригинальное решение и эстетику» на XVII Международном кинофестивале экологических фильмов «Зеленый взгляд».

2012 год - фильм «Однажды во дворе» победил на Международном кинофестивале в Москве «Кино без барьеров» в номинации «Лучший фильм, созданный детьми».

2014 год - фильм «Погуляли» получил приз «За лучшую актерскую работу» на XIX Международном кинофестивале экологических фильмов «Зеленый взгляд».

2015 год - фильм «Погуляли» был отмечен дипломом II степени на Международном фестивале искусств «Московские звезды».

2017 год - социальный ролик «Жвачка» получил Гран-при на XXII Международном кинофестивале экологических фильмов «Зеленый взгляд».

     Фильмы, созданные нашими ребятами, воспитывают в человеке доброту, в простом житейском смысле. Мысль, которую несут эти видеоролики полезна обществу, поэтому воспитательный эффект усиливается в несколько раз.



Приложение: презентация «Создание детского кино – духовно-нравственный аспект воспитания неслышащих школьников»


Поделиться: