Поиск по сайту

Духовно-нравственное воспитание личности на исторических и культурных традициях малой Родины в рамках ОРКСЭ


Авторcтво: Земленухина Ольга Викторовна, учитель ОРКСЭ МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 г. Ессентуки


                                                                                                      

Без истории – нет культуры,
                                                                                                                                                                                                                         Без культуры – нет духовности,
                                                                                                                                                                                                                         Без духовности – нет воспитания,
                                                                                                                                                                                                                         Без воспитания – нет Человека,
                                                                                                                                                                                                                         Без человека – нет народа».


     

 «Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра», – заметил С. Михалков. И только через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – сделать так, чтобы проросли семена добра, которые были заложены нашими родителями, близкими, родными, воспитателями, учителями. К сожалению, в нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Значит, знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности?!
Но как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество со школьниками 10-11 лет в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
И я пришла к выводу о том, что мне, учителю ОРКСЭ, как никому другому, нужно отходить от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Ведь ОРКСЭ – это курс, охватывающий огромные пласты как исторического, хронологического, так и морально-этических пластов жизни человека.
         Мы живем в регионе с многовековыми традициями и древней историей. В нашей стране были разные периоды развития. Поэтому возникает необходимость формировать индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями народов, проживающих на территории Северного Кавказа. Это целесообразно делать именно в период, когда бурно идет процесс социализации ребенка, то есть в младшем школьном возрасте.
Я хочу представить свои размышления о духовно-нравственном воспитании личности на исторических и культурных традициях малой Родины в рамках ОРКСЭ, так как в настоящее время часто слышишь разговоры о том, как надо воспитывать: об этом говорят везде и все «со знанием дела». Значит, эта проблема государственная: ведь растет поколение прекрасно информированных людей, но, к сожалению, не отягощенных совестью.
         Целью духовно-нравственного воспитания в школе является развитие нравственных общечеловеческих качеств детей, таких как честность, ответственность, смелость и мужество, любовь, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений. Известно: патриотами не рождаются, ими становятся. Об этом напоминал академик Д.С. Лихачев, подчеркивая, что: «... Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Необходимо всегда помнить, что любовь к родному краю, желание видеть наш родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы сумеем заложить их в сознание детей на наших уроках. Картины родной природы, чудесные местные легенды, пословицы и поговорки, традиции и обычаи оставляют большой след в детской душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут понять сущность и полноту большого патриотизма нашего народа. Моя работа по духовно-нравственному воспитанию реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
           Первый раздел «Россия - наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Школьники узнают не только о единстве многона¬ционального российского народа, но и о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций нашего региона. В начале урока я использую возможности игры «Чем мы похожи». Все обучающиеся сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Вова, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста и т.п.)». Вова выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Таким образом, я подвожу ребят к мысли: если мы все оказались в одном большом круге, значит, мы все чем-то похожи друг на друга.
           Дальше идет знакомство с культурно-историческими особенностями нашей страны  и конкретного региона, где мы живем.
Тема Родины, национальной культуры, традиций, люб¬ви к родной земле определяет направленность большин¬ства тем третьего раздела как в историческом, так и в со¬временном контексте. Их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностя¬ми: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, об¬щество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы.
Так, например, на уроках, изучая фольклорные произведения народов России и мира, дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. Чувство патриотизма и гордости за свою страну позволяет детям увидеть разнообразие и неповторимую ценность литературы, помогают понять и оценить нравственные поступки людей.
Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У народов Северного Кавказа есть колоссальный фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» - русская, «Совесть - пoлoвина веры, а может быть и вся» - азербайджанская.
Формирование позитивных качеств личности одна из ведущих тем фольклора: «Хваленoгo берегись хуже хаянного» - русская, «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» - адыго-абхазская.
Интересными для учащихся являются поговорки и пословицы, например, мусульманских народов Северного Кавказа (кабардинцев, абхазов), посвященные теме этно - конфессиональной толерантности. У них эта тема представлена, прежде всего, в категориях терпимости, сдержанности, в умении прощать, противостоять раздражающим и оскорбительным действиям, не теряя самообладания и самоконтроля. Например, «Терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится», «Сделаешь добро – получишь добро, сделав другому зло - не жди от него добра», «Добром на добро может ответить каждый, добром на зло – только истинный мужчина», «Помоги даже врагу, если ему нужна помощь». Дети с удовольствием рисуют иллюстрации к понравившимся пословицам.
             В нашей школе учатся дети разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому я стараюсь строить уроки в концепции диалогового обучения, в основе которой представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Главное, чтобы дети не сопоставляли свои мнения: мое – это правильно, а его – нет, моя религия – это хорошо, а его – плохо. Они должны прислушиваться друг к другу, учиться друг у друга, искать не противостояния, а общее. Ведь все религии в основе своей имеют одни и те же нравственные принципы: человеколюбие, милосердие, сострадание, верность, честность, порядочность и т.д. Дети сделали вывод, что жить по заповедям божьим – это значит жить по совести, в согласии с собой и людьми.
            Уроки ОРКСЭ дают возможность формировать знания о природе и человеке. Я стараюсь расширить представления учащихся о нашем крае, об особенностях взаимодействия человека и природы, воспитывает бережное отношение к окружающей нас природе. Дети создают много интересных мини - проектов таких как: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Береги природу нашего края» и т.д.
Говоря о духовно-нравственном воспитании личности, нельзя забывать о семье. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. «И хорошее, и плохое человек получает в семье» - эти слова знакомы каждому. Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Много интересного о прошлом дети узнают от старых людей, ведь первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек. Последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное - они, прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
           На уроке «Семья» работали со словарём по точному выяснению смысла слов «семья», «родословная», «фамилия»; беседуем о том, почему в древности семьи были большие; как выглядят современные семьи; какие должны быть взаимоотношения в семье и почему; высказывают предположения о происхождении своих фамилий. Выясняем, почему у народов нашего региона семья считается одной из важнейших ценностей. А дома дети с большим интересом составляют геологическое древо своей семьи, в этом им помогают все родственники.  Ребята любят рассказывать о традициях своей семьи: общие увлечения, изготовление каких-либо поделок, праздники. Дети дискутировали о том, из чего складывается семейное счастье. Приводили примеры семей, в которых родители разной национальности и вероисповедания.
«Собирали» пословицы о семье: «Не будет скуки, коли заняты руки», «Не красна изба углами, а красна пирогами» и др. «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (абхазская).
«Любовь и уважение к Отечеству» - благодатный материал для воспитания патриотизма, стремления к гражданскому миру и согласию. К уроку «Защитники Отечества» дети узнают о жизни родных в годы Великой Отечественной войны, о подвигах родственников, о том, как и где, служили их папы в армии, приносят фотографии, семейные альбомы, награды родственников. История нашего края и города показывает, что в трудные годы борьбы с внешними врагами на защиту Родины поднимались со всем народом и наши земляки, независимо от национальной или религиозной принадлежности.
В ходе самостоятельной работы мои ученики проявляют возможность по-новому рассмотреть процессы культурного и исторического развития КМВ. Так, например, научно-исследовательская работа по ОРКСЭ «Православие на Северном Кавказе: история, традиции, современность», способствовало более глубокому изучению возникновения православия в нашем, таком многонациональном регионе, что привело к формированию собственных оценок, развитию критического мышления ребенка. Границы его исследования простираются от начала зарождения христианства на Кавказе до сего дня. Эта работа получила высокую оценку жюри VI Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению. Мы знакомимся с храмами и монастырями КМВ и Ставропольского края.
Часть тем проекта предлагают авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка - защитник Родины». Учащиеся, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предложили темы близкие и интересные именно им с их точки зрения для своих итоговых творческих работ. Такие как: «Добро и зло в сказках», «Моя малая Родина», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни», «Мой четвероногий друг», «Моё геологическое дерево», «Профессии моих родителей». И каждая тема решает определённые воспитательные задачи.
Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.
         И самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине, родному краю, городу. Но я уверена, что если в результате моей работы четвероклассник будет располагать знаниями о нашем городе, его культурных традициях, узнает о храмах и церквях КМВ, и если ему будут известны имена кого-то из тех, кто защищал и прославлял наш город, и если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что моя задача выполнена.
         Когда-то знаменитый педагог А.С. Макаренко написал: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».


Приложение: презентация «Духовно-нравственное воспитание личности на исторических и культурных традициях Родины в рамках ОРКСЭ»



Литература:

1. Инструктивно-методические рекомендации «Об обучении курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» // www.orkse.ru
Кириллова Р.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М: Просвещение, 1980.
2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. – Просвещение. 2010.
3. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект). Казань,2006., С.10.
4. Ефименкова С.А.Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры». Автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2004., С. 13
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. М., 2003.
6. Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России: комплексное решение проблемы. М., 1998.
7. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. М., 2002.
8. 8. Метлик И. Н. Мировоззренческие основания духовной куль-туры и воспитание школьников //Педагогика. 2009, №3.
9. Тюляева Т. И. Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования – основа духовно-нравственного воспитания школьников. / Методист.2009, №6.

Владимир Абрамович Караковский


Поделиться: