Поиск по сайту

Образовательное путешествие как средство создания условий для формирования межпредметного знания у учащихся старших классов


Авторcтво: Вильцина Марина Андреевна, заместитель директора по УВР, методист ГБОУ гимназия № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга


Об эффективности образовательных поездок-путешествий для учащихся исследователи и педагоги писали очень давно, в частности значимым явлением в истории педагогики являются труды ученых, которые принято относить к “краеведческой” традиции (И. М. Гревс, Н. П .Анциферов). Об образовательном и культурном потенциале Санкт-Петербурга также говорится и в современных исследованиях по “семиотике” города (Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров). Центральной идеей, выраженной в этих разноплановых работах, является представление о городе как целостном образовательном пространстве – как об универсуме, объединяющем разные сферы бытия.

И. М. Гревсом были заложены основы городского краеведения, он является автором целого ряда работ, посвященных созданному им «экскурсионному методу». По Гревсу, город – важнейшая культурологическая категория: «В городе, особенно в большом, наблюдается вся полнота культурного добра и зла. Город же становится насыщенным очагом духовной работы в науке и технике, в праве и нравах, в просвещении и искусстве, в религиозных исканиях и культовых вдохновениях» [1]. По мысли Гревса, город – это “крупнейшая форма сочетания элементов цивилизации, слияний и равнодействования различных ее стихий и течений. Город – центр, в одно время, культурного притяжения и лучеиспускания, самое яркое и наглядное мерило уровня культуры, а история города – прекраснейший путеводитель при определении ее хода и судеб»[2].

Продолжатель идей Гревса, Н. П. Анциферов называл города “узлами, которыми связаны экономические и социальные процессы”: города – это “центры тяготения разнообразных сил, которыми живет человеческое общество”. Именно в городах, по мнению Анциферова, зародилась “динамика исторического развития”, и именно через города “свершается раскрытие культурных форм»[3].

Алгоритм проведения образовательного путешествия разработан с опорой на труды И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, исследования ученых «семиотической» школы, а также с учетом герменевтического подхода, рассматривающего город как многослойный текст.

Задачами системы образовательных путешествий, разработанных в гимназии № 85 Санкт-Петербурга, являются: формирование умения “читать” тексты культуры, формирование навыков длительного восприятия информации, “медленного чтения”, формирование целостной картины мира учащихся, повышение общекультурной компетентности, формирование коммуникативных и социальных навыков, личностное развитие

Под образовательным путешествием мы понимаем краткосрочную (на 1-3 дня) поездку в города, обладающие значительным образовательным и культурным потенциалом. Образовательное путешествие представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий разных типов (квесты в пространстве города, экскурсии с активным вовлечением учащихся в процесс освоения знания, интерактивные задания и занятия, вопросы, стимулирующие активное наблюдение и т.д.), предполагающих творческое освоение пространства города и создающих условия для формирования у учащихся межпредметного знания.

Каждое образовательное путешествие посвящено одной широкой общекультурной теме и состоит из нескольких взаимосвязанных частей.

Первая часть - предварительное занятие-урок. Он проводится за день-два до образовательного путешествия, это может быть урок в рамках какого-либо определенного предмета, интегрированый урок или занятие (в зависимости от темы путешествия), его задача – ввести детей в материал, очертить круг проблем, поставить вопросы, которые будут решаться во время образовательного путешествия, решить организационные вопросы.

Вторая часть – образовательная поездка. Для проведения образовательного путешествия собирается группа учащихся 8-12 человек, желательно присутствие учащихся из разных параллелей, например, из 8-10 классов, это позволяет сделать путешествие более интересным. Большее количество участников поездки, на наш взгляд, является нецелесообразным, так как не позволяет достичь поставленных задач.

В рамках путешествия проходят интерактивные занятия, образовательные квесты и маршруты, например, разработаны и апробированы квесты по Новогородскому Кремлю и музею деревянного зодчества «Витославлицы», образовательный маршрут по Восточно-Выборгским укреплениям на Батарейной горе г. Выборга и образовательные маршруты по Пушкину, Гатчине и Пскову и т.д.

Третья часть – «занятие-отчет». Отчетные задания по итогам образовательных путешествий могут быть разными в зависимости от темы, но все они носят творческий характер и предполагают работу по группам, в которой обязательно задействован каждый человек в группе.

Разработанная в гимназии № 85 Санкт-Петербурга система состоит из различных по длительности (1-3 дня) образовательных путешествий в пригороды Санкт-Петербурга (Пушкин, Павловск, Кронштадт, Гатчина) и города, находящиеся в близкой транспортной доступности (Выборг, Новгород, Псков, Петрозаводск, Тверь).

Тема двухдневного образовательного путешествия в Новгород Великий - «Новгородский край былинный». Программа образовательного путешествия включает в себя следующие мероприятия: обзорное экскурсионное занятие «История Новгородской земли», образовательный квест по Новгородскому Кремлю, интерактивные задания по музеям на территории Новгородского Кремля, экскурсия по Торговой стороне (Ярославово дворище), занятие по названиям новгородских улиц «Почему так названы…», межпредметное занятие «Музей деревянного зодчества. История Юрьева монастыря», образовательный квест по Музею деревянного зодчества «Витославлицы», занятие по литературе «Поэтика новгородских былин».

В рамках однодневного образовательного путешествия в Пушкин «Отечество нам – Царское Село…» учащиеся 8-11 классов посещают "литературные" места города, связанные с жизнью и творчеством русских поэтов и писателей: дом Карамзина, район "София", "китайскую деревню", Лицейский сад, музей Пушкина, располагающийся в доме Китаевой и др. Центром образовательного путешествия является образовательный маршрут по Александровскому парку, в рамках которого учащиеся выполняют задания по нескольким культурным объектам: Федоровский городок, Белая башня, Арсенал, Шапель, гора Парнас и др. В рамках этого путешествия проводится образовательная игра «фоторегистратор открытий»: учащимся предлагается «собрать» как можно больше вопросов, относящихся к разным областям знаний, по объектам городского и паркового пространства Царского Села. Эти вопросы размещаются в сети Интернет, и на следующий день после поездки учащиеся совместно с педагогами ищут ответы на поставленные во время поездки вопросы.

Проведение подобных образовательных путешествий позволяет достичь множественных результатов, а именно: повышение качества образовательного процесса; преодоление предметоцентризма современного образования, основывающегося на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям, структурируемым по учебным предметам; постижение основополагающих духовных ценностей русской культуры, формирование ценностных ориентиров в духовной и нравственной сфере; создание общешкольной программы для 5-11 классов, которая позволит объединить и задействовать образовательный и воспитательный потенциал всех участников образовательного процесса; повышение комфортности обучения в школе; повышение привлекательности школы для учащихся и родителей; повышение мотивации учащихся к обучению; формирование у учащихся предпосылок для освоения знакового языка культуры; развитие способности учащихся использовать различные формы и методы познания и интегрировать их в исследовательской деятельности. Первые итоги проведения подобных образовательных путешествий показали хорошие результаты и получили высокую оценку со стороны всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей.





[1] Гревс И.М. Путешествия в жизни учителя-краеведа // На путях краеведения / под общ. ред. М.М. Рубинштейна. – М., 1926. – С. 141.


[2] Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры) // Оттиск из журнала «Экскурсионное дело». – 1921. – № 1.


[3] Анциферов Н., Анциферова Т. Книга о городе. Книга 1. Город, как выразитель сменяющихся культур. Картины и характеристики. Л., 1926. С. 3.




Поделиться: