Поиск по сайту

Эффективный руководитель современной школы


Авторcтво: Цвилих Ирина Викторовна, директор ГБОУ прогимназии №130 Выборгского района Санкт-Петербурга


         Так каким же должен быть директор современной школы: опытным педагогом или эффективным управленцем?                                                                          
         Директор современной школы - стратег, менеджер, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения, осуществляет организацию и координацию усилий для решения задач, поставленных перед возглавляемым коллективом, ведет его к успеху; это идейная личность с технологическим мышлением «победителя», для которой в деятельности равнозначно ценны как процесс, так и результат.  В настоящее время особенно актуальной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать его экономически эффективным. Возникает вопрос - кто он, эффективный руководитель современной школы?
По материалам пресс-конференции «На пути к новой школе»:
•     И.И.Калина: «ключевая фигура в школе — это директор школы, который собирает учителей и создает условия для эффективной работы».
•     Я.И. Кузьминов подчеркнул, что «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер не являвшийся учителем, не может руководить школой».
•     Н.Н.Прянишников: «быть директором школы существенно сложнее, чем руководителем современного бизнеса: меньше ресурсов, а задач больше
         Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансамии школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс. Сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является главной задача современной школы.
Для развития инновационной деятельности в школе необходимо  грамотное, умелое владение директора  новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий  коллективом.
Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.
Директор должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками.
    Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя.
Профессиональная компетентность руководителя школы сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества.
    Обязательным для руководителя является его моциональная
уравновешенность. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения.  
    Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми руководителями, мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное - терпимость к окружающим. Руководитель понимает, что главное, чем он располагает - это его подчиненные. Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач эффективности работы руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера.
    Итак, трудно ли мне, директору школы? Конечно, не просто, ведь директор - это организатор образовательной среды, учитель, воспитатель, это стратегический менеджер, тактический менеджер, администратор, коллега, менеджер по качеству, нижестоящее должностное лицо, менеджер по персоналу, инновационный менеджер, дипломат, психолог, правовед, работодатель, ответчик, истец; он же экономист, бухгалтер, налогоплательщик, ревизор, предприниматель, а еще хозяйственник, инспектор по технике безопасности, санитарный врач, строитель, дизайнер, прораб, кормилец... Все перечислила? Наверное, не все, потому что директор - это, как говорят в народе, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Многому нужно научиться.
С другой стороны, быть директором очень интересно и легко, потому что мы работаем с людьми, с детьми - это самая благородная и благодарная миссия.
Но нельзя забывать, что прежде всего директор - это человек со своими плюсами и минусами. Очень мне понравились высказывания одного мудрого руководителя школы, которые часто помогают мне на работе и в жизни:
«Что позволило мне самой стать успешной в этой жизни?
Несомненно,это нравственные человеческие ценности. Я знаю, что нехорошо сравнивать себя с другими.
Я всегда учусь прощать, практикуя прощение. Я знаю, что простить друг друга недостаточно... надо также простить самого себя.
Я помню, что ранить любого человека занимает всего лишь несколько секунд, но врачевание этих ран может занять долгие годы.
Я поняла, что богат не тот, у кого больше, а тот, кто нуждается в меньшем.
Я осознала, что два человека могут смотреть на одно и то же... а видеть разное.
И я твердо уверена, что не ошиблась в выборе своей профессии»

Литература:

1Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. - М.: МИФ, 2012.- 256 с.
2. Друкер П. Эффективный руководитель. - М.: Эксмо, 2012. - 240 с.
3. Интервью А. Харрис информационному агентству РИА Новости: «Российские учителя невероятно преданы своей работе». - URL: http://ria.ru/sn_edu/20150227/ 1049941916.html#ixzz3SvoBj nGY
4. Интервью В. Болотова информационному агентству РИА Новости: «Директор школы должен уметь постоять у доски в классе». - URL: http://ria.ru/education/20150212/1047299050.html#ixzz3RaoLVfPi
5. Материалы пресс-конференции по итогам форума «На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образования». - URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/77-management-educational-institution/1822-2012-11-1

Поделиться: