Поиск по сайту

Формы диагностики результативности реализации длительной досуговой программы по профориентации старшеклассников «Школа успешности» (методическая разработка)


Авторcтво: Лапенкова Алиса Дмитриевна, педагог-организатор ГБУ ДО ДДТ «Современник» Санкт-Петербурга


     На сегодняшний день, несмотря на работу, которая проводится психологами, социальными педагогами, консультантами и классными руководителями старшеклассники имеют проблему выбора будущей профессии. Возможно, одной из причин является отсутствие единого подхода к профориентационной деятельности.
     Данная методическая разработка актуальна, поскольку содержит разработанный инструментарий диагностики результативности проводимых мероприятий в рамках программы, что позволяет решить проблему мониторинга качества через   применение различных диагностических форм в соответствии с целями своих программ. Значимость этой разработки заключается в том, что она содержит как универсальные формы диагностики, применимые к любой досуговой программе, так и формы диагностики, помогающие отследить эффективность деятельности педагога, направленной на профориентацию старшеклассников.
     Длительная досуговая программа «Школа успешности» посвящена профессиональному самоопределению учащихся  15-16 лет и реализуется в течение одного учебного года.
     Для реализации диагностики программы привлекаются следующие кадровые ресурсы:
       •     педагоги-организаторы отдела
       •    психологи, для проведения диагностики и тренингов личностного роста.
       •     методисты и специалисты по профильным направлениям соответствующей профессиональной направленности.
   Цель программы: Создание условий для возможного выбора сферы профессиональной деятельности.
   Задачи программы:
       •    Познакомить участников программы с профессиональными компетенциями
       •    Создать условия для уточнения и коррекции в сторону позитива собственной
      «Я - концепции»
       •    Создать условия для формирования  качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом: формирование коммуникативных способностей, развитие уверенности и адекватной самооценки
       •    Создать условия для формирования качеств, необходимых для преодоления трудностей при трудоустройстве: умение сделать самопрезентацию, организация своего времени и повышение эффективности его использования.
       •    Научить анализировать ситуации на рынке труда  и профессиональной  адаптации в современных социально-экономических условиях, в целях определения перспектив востребованности профессии.

                          Этапы программы

       Длительная досуговая программа «Школа успешности» включает в себя 6 встреч. Вводная встреча представлена игровой познавательной программой «Выбор профессии – выбор будущего», целью которой является   создание условий для знакомства ребят с разнообразием мира профессий.
      Основной этап реализации программы объединяет четыре мероприятия:
       •    занятие с элементами тренинга «Пойми свое «Я»»
       •    игровая познавательная программа «Портрет успешного человека»
       •    деловая игра - проект «Биржа труда»
       •    посещение «Ярмарки вакансий»
    Заключительная встреча, демонстрирующая заинтересованность и осознанность ребят в выборе будущей профессии – это  итоговый  КВН «Наше будущее».

                          Поэтапная диагностика программы

      Вводным этапом длительной досуговой программы является игровая познавательная программа «Выбор профессии – выбор будущего».
      Цель этой программы - создание условий для знакомства ребят с разнообразием мира профессий.
      Перед началом программы участники заполняют вводную диагностическую анкету, содержащую открытые и закрытые вопросы (Приложение1). С помощью данных этих анкет можно определить:
       •    какой процент учащихся уже определился с выбором предполагаемой деятельности
       •    какие факторы послужили причиной такого выбора
       •    какой процент учащихся считает, что нуждается в помощи при выборе профессии
      Также в течение программы используются методы педагогического наблюдения и беседы. Как итог вводной встречи ребята составляют «профессиональный план» - это заполнение схемы, состоящей из трех секторов «хочу», «могу»,  «надо».
       •    В графе  «ХОЧУ»  – ребята вписывают свои интересы и склонности в профессиональном выборе
       •    В графе «МОГУ» - учащиеся вписывают то, что у них хорошо получается, по их мнению, и мнению окружающих.
       •    В графе «НАДО» -  ребята вписывают те качества, которые необходимы профессионалам.
    В течение всех встреч при помощи психолога и педагога данные «профессионального плана» корректируются самими школьниками. Данные «профессиональных планов» являются критериями при распределении ребят по направлениям профессиональной деятельности на деловой игре «Биржа труда». Заинтересованность и увлеченность ребят вводной программой также диагностируется с помощью таблицы-опросника «Матрица впечатлений» (Приложение 2).
С помощью этой таблицы мы выявляем,  насколько тема заинтересовала ребят, что нового они узнали для себя, как они оценивают свою работу на протяжении программы, что еще они бы хотели узнать в дальнейшем.
        Вторая встреча в рамках длительной досуговой программы  проводится психологом в форме тренинга личностного роста «Пойми свое «Я».
Для развития рефлексии у учащихся используется методика «Карта эмоции». Для определения факторов выбора будущей профессиональной сферы используется методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и методика «Мотивы выбора профессии».
Методика «Ценностные ориентации» позволяет определить содержательную сторону направленности личности и отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности участника. Учащимся предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер.. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Терминальные ценности – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, а инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
        Методика «Мотивы выбора профессии»   позволяет определить,  почему выбирается та или иная профессия и предвидеть, насколько успешно подросток будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности. Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее  творческому  характеру;  возможность общения,  руководства другими людьми и т.д.  Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека,  поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация — это заработок,  стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на  положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся:  материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся  воздействия на  личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Во время проведения методики испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале каждое из 20 утверждений, характеризующих либо внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые мотивы, либо внешние положительные или внешние отрицательные мотивы. Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации. Также используется методика определения профессиональных предпочтений литовского психолога Л.А. Йовайши для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Опросник позволяет определить предрасположенность человека к деятельности в сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми. Методика ориентирована именно на подростков.
        И основополагающим этапом диагностики является Опросник Е.А. Климова на «Определение типа будущей профессии». Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:
     человек - природа;
     человек - техника;
     человек - человек;
     человек - знаковая техника, знаковый образ;
     человек - художественный образ.
       Все результаты вышеперечисленных методик обрабатываются психологом и являются основанием при распределении ребят по типам профессиональной деятельности на деловой игре «Биржа труда».
       Третья встреча – игровая досуговая программа «Портрет успешного человека». Цель этой программы - создание условий для преодоления трудностей во время прохождения собеседования.
Диагностика результативности реализации программы на данном этапе производится с помощью метода столкновения позиций (Дебаты) по вопросу основополагающих факторов качеств соискателя при поиске работы и прохождении собеседования. Ребята анализируют и противопоставляют важность таких факторов как «внешний вид», «коммуникативная культура», «организаторские способности», «навыки тайм-менеджмента», «навыки самоорганизации и организации рабочего пространства».
Также на этой встрече выявляются коммуникативные и организаторские склонности при помощи опросника по методике КОС. Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Для проведения методики испытуемым раздаются тексты опросника и бланки для ответов. Тест содержит 40 вопросов, ученикам необходимо прочитать их и ответить на все вопросы с помощью бланка.
В заключении программы для определения степени заинтересованности ребят темой используются «Матрица впечатлений», также как на первой встрече.
       Четвертая встреча проводится в форме деловой игры «Биржа труда». Целью этой игры является создание искусственных условий для проявления полученных на предыдущих встречах навыков прохождения собеседования, проверки собственных навыков и качеств, соответствующих предполагаемым сферам будущей профессиональной деятельности.
По результатам теста Климова, данным «Профессионального плана», данным теста Йовайши, методики Рокича, методики «Мотивы выбора профессии» – ребят разделяются на 5 отделов биржи труда. Направления каждого отдела соответствует одному из типов профессиональной деятельности: «Человек - человек», «Человек - знаковая система», «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек - художественный образ».
После распределения ребят по направлениям, педагог-куратор каждого отдела проводит диагностику ключевых навыков и качеств, необходимых для работы в этой сфере деятельности. Так, например, куратор отдела «Человек-знаковая система» - проводит тесты на проверку внимательности – тест Бурдона. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв, исследуемый просматривает бланк ряд за рядом, вычеркивая определенные указанные буквы.
       Другой пример - куратор отдела «Человек – художественный образ» проводит диагностическую игру «Портреты» на проверку креативного мышления. Учащимся раздается бланк с репродукциями портретов, нарисованных И.С. Тургеневым, задача участников написать описание каждого изображенного человека, его характера, определить, кем он является по профессии и сфере деятельности.
Итогом работы каждого отдела является создание и представление инновационного «продукта», в соответствии с типом своей профессиональной деятельности. Это может быть новый вид СМИ, новый способ борьбы за природу или новый вид искусства, который может быть уместен через 5-10 лет.
       На этапе создания «инновационных продуктов» для диагностики результативности реализации программы используется метод педагогического наблюдения и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
В завершении деловой игры, старшеклассники заполняют анкеты (Приложение 3), где оценивают работу с кураторами, оценивают свою работу внутри отдела «Биржи труда» и высказывают пожелания об изменениях работы отделов.
       Пятая встреча в рамках длительной досуговой программы «Школа успешности» - это посещение ярмарки вакансий. Цель этой экскурсии – создание условий для применения полученных теоретических знаний и умений учащихся на практике, с реальными работодателями. Диагностика результативности реализации программы  проводится посредством  методов педагогического наблюдения и таблицы-опросника «Матрица впечатлений».
       Заключительный этап длительной досуговой программы – КВН «Наше будущее», демонстрирующий заинтересованность и осознанность ребят в выборе будущей профессии.
Поскольку КВН – это форма, где ребята через творчество демонстрируют свое мнение по вопросу профессионального самоопределения – основной формой диагностики на этом этапе – является анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
После окончания КВН проводится итоговое анкетирование (Приложение 4) участников, позволяющее определить, насколько изменились показатели «выбора профессии», насколько изменился процент ребят, определившихся со сферой будущей профессиональной деятельности, чем оказалось полезно участие в программе.
       Для оценки результативности длительной досуговой программы, после обработки итоговых анкет, составляются сводные диаграммы. Примеры диаграмм в Приложении 5.


Поделиться: