Поиск по сайту

С чего начинать экологическое образование ребенка в дошкольном возрасте


Авторcтво: Ярёменко Ирина Юрьевна, воспитатель, Маркова Елена Александровна, воспитатель ГБДОУ №113 Санкт-Петербурга


Вся природа вокруг нас, как из кубиков,

сложена из удивления и загадок.
                                                                                                        (Н.Сладков)

     На нашей планете в последнее время всё чаще наблюдаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого - деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы - педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в простом - чудесное, в привычном - необычное. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. заложить основы осознания того, что мы не имеем права уничтожать созданное природой, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Чем раньше начнётся воспитание, тем ощутимее его результаты. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. В этом мы видим актуальность нашего проекта.

     Вид проекта: исследовательско-творческий

     Цель проекта: Формирование знаний у детей о значении почвы для животного и растительного мира.

     Задачи проекта:

  • формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе и учёта этого в их практической деятельности;
  • воспитывать у детей заботливое, благоговейное отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения детей с окружающей средой;
  • развивать творчество, воображение, мышление, внимание;
  • способствовать взаимопониманию и взаимоуважению между педагогами, детьми и их родителями.

     Участники проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

     Продолжительность проекта: Годовой.

     Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 – 22 апреля 2015 года.

     Основные формы реализации проекта:

Занятия, экскурсии, наблюдения в природе, беседы, игры, поисково - исследовательская деятельность, экспериментальная лаборатория, мини - выставки, коллажи, развлечения, труд в цветнике и на огороде, папки-передвижки и консультации для родителей, родительский клуб.

      Продукт проектной деятельности: Родительский клуб «Земелюшка - чернозем" – проведение совместного праздника «День Земли».

 

Этапы проведения проекта


Период

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

сентябрь

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Воспитатели.

Совещание со специалистами. Составление плана работы.

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Анкетирование родителей.

Папка-передвижка для родителей "Что такое экология".

Сбор природного материала

Воспитатели.

 

 

Родители.

Разработка содержания проекта "Земелюшка-чернозём".

Воспитатели.

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

Наблюдение за неровной поверхностью почвенного покрова на участке детского сада.

Рассматривание земной поверхности на примере своего района (фотовыставка с мест семейного отдыха детей и родителей группы).

Работа с коллажем: на листе ватмана рисуем неровную полоску земли.

Серия наблюдений за почвой на участке детского сада в ясную погоду, отмечаем влияние солнца на почву.

Стихи, потешки, загадки о солнышке.

Работа с коллажем: рисуем чёрный слой почвы (гуашь), небо, солнце (акварель).

Наблюдения за почвой в дождливую погоду.

Опыт на выявление свойства почвы - впитывать воду.

Урок мышления "Почему во время дождя на дорожке образуются лужицы, а на цветнике луж нет?" (проводится исследование почвы на цветнике и на дорожке с помощью палочки).

Опыт на выявление свойства почвы - плотная, утоптанная почва плохо впитывает воду.

Работа с коллажем: из ваты делаем облака, дождевую тучу. Из тучи идёт дождь (аппликация из цветной бумаги).

Чтение художественной, русской народной литературы о воде.

Серия опытов на выявление свойств воды (прозрачная, обладает текучестью, не имеет формы).

 

Воспитатели.

 

 

Родители.

 

 

ноябрь

Рассмотреть почву на месте бывшей песочницы (в руках рассыпается без комочков, цвет светло - коричневый, в ней попадаются камешки). Урок мышления: "Как можно назвать почву, в которой содержится много песка?"

Опыт с песком (показать, что песок состоит из мелких зёрнышек песчинок, разного цвета, оттенка).

Прогулка. Серия игр с песком, во время которых дети закрепляют свойства сухого и мокрого песка. Показать, что песок может двигаться.

Подвижная игра "Мы - песчинки".

Чтение Н. Байрамов "Узоры на песке" - познакомить детей с царством песка - пустыней.

Опыт: показать, что происходит с песком в пустыне, когда дует сильный ветер.

Работа с коллажем: настоящий песок насыпаем на слой клея.

Занятие лепка "Козлик" (по мотивам дымковской игрушки).

Занятие лепка "Поможем Жихарке вылепить посуду".

Опыт "Глина не пропускает воду" (в сравнении с песком).

Работа с коллажем - рисуем слой глины (гуашь коричневого цвета).

Дидактическая игра "Ящик ощущений". (Сухая глина, камни, песок). Опыт на закрепление свойств сухой глины и камня в сравнении.

Серия игр с камнями.

Аппликация из камней "Каменный сад".

Выставка изделий из камня (сувениры, украшения, и. т. п.).

Коллаж - наклеиваем "камешки" (аппликация, комочки сжатой бумаги).

Воспитатели, родители

 

 

 

 

 

 

декабрь

Занятие рисование "Ай, да ёлочка - краса".

Рассмотреть плоды растений на участке (рябина, калина, шишки ели, сосны, лиственницы).

Исследование "Что спряталось в еловой шишке?"

Дидактическая игра "Коробка ощущений" (грецкий орех, яблоко, мандарин, огурец, жёлудь).

Беседа "Зачем нужны плоды?"

Опыт "Жёлуди - семена дуба". Сажаем желуди в горшочек с землей.

Словесная игра с мячом "Назови плод".

Коллаж "Почва" - "сеем" желуди (аппликация из цветной бумаги).

Воспитатели.

 

 

январь

Познавательное занятие "Подземные жители" (земляные черви).

Чтение рассказа Г.Блинова "Как Стобед обидел бабочку, и что из этого вышло".

Лепка "Земляные черви".

Коллаж "Почва" - наклеиваем "червей".

Воспитатели.

 

 

 

 

 

февраль

Чтение сказки Г.- Х. Андерсен "Дюймовочка".

Познавательное занятие "Соседи земляного червяка" (крот, мышь, жуки).

Чтение экологической сказки Н.Рыжовой "Чей дом лучше?".

Создание книжки - малышки "Крот".

Коллаж "Почва" - рисуем крота в норке.

Детская энциклопедия "Жуки" - майский жук, как обитатель подземного мира.

Подвижная игра "Жуки".

Заселяем в коллаж жука (аппликация)

Чтение В. Бианки "Лис и мышонок".

Подвижные игры "Кот и мыши", "Мышеловка".

Заучивание стихотворения С. Маршака "Мышка".

Чтение сказки В. Бианки "Сова".

Коллаж "Почва" - заселяем мышь в норку (аппликация).

Воспитатели.

 

 

 

 

 

март

Создание огорода на окне.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Посадка лука". Опыт "Лучшие условия для роста лука" (лук сажаем в почву, в воду, в мох; ведем дневник наблюдения).

Дидактическая игра "Вершки-корешки".

Посадка семян цветов на рассаду.

Коллаж "Почва"- создаём огород (аппликация "Овощи").

Беседа "Человек и земля".

Коллаж "Почва». Отображаем труд хлеборобов через аппликацию "Хлебное поле".

Воспитатели, родители.

 

 

апрель

Обсуждение проблемы. Опавшие листья часто сжигают. Хорошо ли это?

Наблюдение за прошлогодними листьями в сравнении с засушенными осенними листьями.

Опыт: "Как происходит загрязнение почвы".

Воспитатели.

Завершающий этап

22апреля

Родительский клуб. Развлечение «День Земли». Выставка творческих работ.

Воспитатели, родители, музыкальный руководитель.


Фотоотчет
1. Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье».


2. Рассматривание земной поверхности на примере своего района (фотовыставка с мест семейного отдыха детей и родителей группы).

   
 

3.Работа с коллажем: из ваты делаем облака, дождевую тучу. Из тучи идёт дождь.

                  

4. Работа с коллажем - рисуем слой глины (гуашь коричневого цвета).

               

5. Опыт с песком (показать, что песок состоит из мелких зёрнышек песчинок, разного цвета, оттенка).


6. Работа с коллажем: настоящий песок насыпаем на слой клея.


7.Заселяем почву: крот, червяки, жуки.

 


Поделиться: