Поиск по сайту

Место встречи с наукой. Эколого-биологический отдел ДДЮТ Выборгского района.


Авторcтво: Бурлак Светлана Викторовна, методист, заведующая отделом. Миронова Татьяна Евгеньевна, методист, педагог дополнительного образования


Всем, кто приходит во Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района и интересуется выбором кружка, обязательно показывают живой уголок и коллекцию растений эколого-биологического отдела, которые долгое время были визитной карточкой Дворца. Это место невозможно обойти вниманием, потому что именно здесь можно почувствовать живую связь с природой, удивление и восхищение многообразием форм проявления жизни.

Эколого-биологический отдел начал свою работу ещё в 80-е годы, когда ДДЮТ располагался на Торжковской улице, а после переезда Дворца в современное здание стал стремительно развиваться. К примеру, усилиями педагога Людмилы Николаевны Петровой и ее учеников был создан зимний сад, в котором можно познакомиться с множеством экзотических растений – представителей тропиков и пустынь, узнать о способах ухода за садом, освоить основы фитодизайна. Это направление не потеряло своей актуальности и сейчас. Несмотря на то, что коллекция зимнего сада сильно сократилась, основы комнатного цветоводства и флористики изучают ребята из объединений «Декоративное цветоводство» и «Цветы и мы», которыми руководят Елена Николаевна Рощина и Татьяна Васильевна Перминова.

Одновременно с появлением зимнего сада во Дворце был создан и зооуголок, основателем его стал Геннадий Николаевич Гаврилов, зоолог-профессионал. Он любил животных и знал о них все. Коллекция животных, созданная его усилиями, привлекала и удивляла всех, кто приходил во Дворец. Сейчас, усилиями педагога Александра Владимировича Ткачука, она пополнилась новыми видами, для содержания которых созданы все условия: здесь можно увидеть и бородатую агаму, и паука-птицееда, и лягушку - листолаза, и безногую ящерицу - желтопузика. Учащиеся коллективов «Занимательная зоология», «Зоолог-эколог», «Научная аквариумистика» могут постоянно наблюдать за жизнью и поведением животных, осваивать разные способы ухода, учиться правильно общаться с обитателями зооуголка.

Еще одно интересное занятие для ребят – знакомство с представителями местной фауны в дикой природе. Для того чтобы это стало возможным, еще в 80-е годы была организована первая экологическая экспедиция в Нижне-Свирский государственный заповедник, руководителями ее были Геннадий Николаевич Гаврилов и Галина Анатольевна Дьякова. Вот уже 35 лет продолжается эта работа, и за это время участниками экспедиции стали более сотни ребят. Исследуя самые дальние уголки заповедника, они помогали сотрудникам проводить учеты зверей, птиц, расчищали от выброшенного мусора берег Ладожского озера, тем самым приобретая бесценный опыт жизни и работы в трудных походных условиях в коллективе сверстников.

В эколого-биологическом отделе есть и другие экспедиционные группы - например, коллектив «Исследователь» под руководством Людмилы Николаевны Петровой, которая более 20 лет совершала выезды в различные интересные места России. Ребята посетили Забайкальский национальный парк, Алтайский заповедник, побывали на Белом море и острове Валаам. Группа «Биосоюз», под руководством Педагогов Мироновой Татьяны Евгеньевны и Горина Кирилла Константиновича,  начиная с 2012 года проводит комплексные исследования природных комплексов Карелии, Урала, Ленинградской области.

Всего в отделе 12 педагогов, половина из них пришли на работу во Дворец будучи студентами магистратуры. Защитив магистерскую диссертацию, они остались работать в эколого-биологическом отделе. Молодые педагоги делятся инновационными технологиями, идеями, интерактивными приемами и методами работы с более опытными педагогами, а те в свою очередь передают им свой многолетний опыт.

 

 В отделе реализуются программы 2-х направленностей (естественнонаучной и социально-педагогической). Естественнонаучная направленность является основной.  По этой направленности реализуется 15 общеобразовательных программ, охватывающих учащихся от 7 до 18 лет. Таким образом, ребенок, проявивший интерес к изучению природы в первом классе, переходя из объединения в объединение, приобретая исследовательские навыки,  может продолжать обучение до одиннадцатого класса.

Для обучающихся младшего школьного возраста реализуется ряд образовательных программ: «Начальная экология», «Занимательная зоология», «Экологическая игротека». Занятия в данных объединениях проходят в зооуголке, что дает возможность организации учебного процесса, направленного на развитие исследовательских, а также интеллектуальных умений обучающихся. Доступность объектов исследования - животных, играет важную роль в решении данной задачи, а общение обучающихся с обитателями зооуголка и возможность выбирать объект наблюдения, исследования позволяет поддерживать их устойчивый интерес к исследовательской работе.

Таким образом, занятия в объединениях эколого-биологической направленности, организованные в зооуголке способны положительно влиять на развитие познавательного интереса обучающихся, активизировать их творческие способности и развивать исследовательские умения, формировать умение учиться.

 На первом этапе дети осваивают информацию о животных зооуголка, учатся планировать наблюдения, проводить опыты, исследования, работать с литературой и другими источниками, на втором этапе - осуществляют наблюдения за живыми объектами и пользуются измерительными приборами, на третьем этапе: оформляют и представляют полученные результаты. Для оформления результатов они применяют интеллектуальные умения  анализа, классификации, обобщения и коммуникативные умения.

Исследовательское направление в эколого-биологическом отделе является традиционным. Развитие таких умений - одна из важнейших задач современного образования. Она неразрывно связана с необходимостью повышения интереса детей к учебной деятельности, формирования у них положительной учебной мотивации,  познавательное и личностное развитие ребенка. Не во всякой школе есть такие возможности как во Дворце. Знакомство с наукой биологией подразумевает освоение методов исследования природы, оно осуществляется в ходе практической деятельности учащихся. Для организации процесса обучения разработаны специальные программы, с углубленным уровнем освоения, которые помогают ребятам глубже освоить технологию научного исследования. Большинство таких программ ориентировано на учащихся старших классов, которые выполняют свои первые научные работы и затем представляют их на конференциях и олимпиадах. Больших успехов в этой области достигли учащиеся из коллектива «Гидробиология» под руководством Ирины Владимировны Петровой, кандидата биологических наук, которые регулярно становятся победителями и призерами олимпиады по экологии в Санкт-Петербурге.

Занятие наукой – интереснейший процесс, но он требует огромных усилий, большой силы воли для того, чтобы преодолевать трудности и доводить дело до конца. Юных исследователей необходимо поддерживать и создавать среду для общения и обмена опытом. Они должны видеть работу своих сверстников, их успехи. Для создания эффективной системы взаимодействия коллективов исследователей во Дворце создано Ученическое научное общество, которым руководит Кирилл Константинович Горин,  в котором проводятся интересные лекции профессиональных ученых, встречи, конференции, круглые столы, экскурсии. У ребят, которые делают свои первые шаги в науке, есть возможность получить совет более опытных коллег, познакомиться с другими направлениями исследований. Большинство выпускников, обучающихся по программам с углубленным уровнем освоения, выбирают ЕГЭ по биологии, и успешно справляются с испытанием.  Многие из них выбирают профильные ВУЗы и связывают свою жизнь с естественными науками.  Например, учитель биологии школы №124 Выборгского района - Шамсиев Артур Бахтиярович, является выпускником эколого-биологического отдела, а сейчас он приводит уже своих учеников во Дворец на конкурсы и конференции, а Горин Кирилл Константинович – учащийся Мироновой Татьяны Евгеньевны, уже 6 лет работает педагогом дополнительного образования в отделе.

            Обучающиеся эколого-биологического отдела, ведущие исследовательскую деятельность традиционно участвуют и побеждают в различных конкурсах и олимпиадах. Например: Луговая Анастасия - призёр всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор» в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ (г. Москва) в 2017 году; она же удостоена премии молодёжного жюри за лучшую экологическую работу на международной научной конференции «Сахаровские чтения», Во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Шаги в науку» в 2016 году Белошеев Александр  стал  лауреатом I степени, Российский водный юниорский конкурс в 2013 году - Премия поддержки талантливой молодежи 3 место – Павлюц Никита. Это только малая часть достижений учащихся эколого-биологического отдела за последние годы.

Традиционные формы образования в эколого-биологическом направлении не теряют своей актуальности, однако не обходятся здесь и без инновационных технологий, открываются новые программы и проекты. Сейчас в коллективах отдела занимаются дети и подростки с самыми разными потребностями и способностями. В объединении «Медицина для всех» можно научиться оказывать первую помощь, узнать много интересного о работе врача, о здоровом образе жизни. В клубе интеллектуальных игр опытный игрок «Что? Где? Когда?» Михаил Скипский учит развивать свои интеллектуальные способности. Программа «Я и мой мир» ориентирована на познание души человека, знакомство с техниками эффективного общения. В объединении «Проектная мастерская» раскрывается творческий потенциал учащихся в общественной деятельности, ребята из этого коллектива стали победителями акции по сбору макулатуры и активными участниками проекта «Эковесна», который в Год экологии был реализован во Дворце.

Сегодня в эколого-биологическом отделе занимаются дети и подростки от 7 до 18 лет, реализуется 18 образовательных программ, проводятся олимпиады, конференции и конкурсы. И самое главное в этой работе - сформировать экологическую культуру у подрастающего поколения, воспитать ответственное отношение к состоянию окружающей среды. Приобщаясь к миру природы, соприкасаясь с ним, ребята учатся понимать, чувствовать и ценить бесценный дар мира природы, получают опыт бережного общения с ним. Такой опыт в будущем станет гарантией экологически безопасного и грамотного поведения, так необходимого в современном мире.


Поделиться: