Поиск по сайту

Формирование у детей 4-5 лет представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек (методическая разработка)


Авторcтво: Егорова Анна Евгеньевна, воспитатель, Саврасова Лидия Евгеньевна, заведующий ГБДОУ детский сад №21 Санкт-Петербурга


      На всех этапах развития дошкольной педагогики проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Именно дошкольный возраст является благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Важное место в сенсорном воспитании детей занимает формирование представлений о сенсорных эталонах. Процесс знакомства с сенсорными эталонами необходимо направлять и систематизировать, для этого Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина предлагали формировать сенсорные эталоны с помощью дидактических игр и упражнений, а Е.А.Флерина настаивала на разработке познавательных книжек-игрушек для дошкольников.
Данная методическая разработка знакомит нас с тем, как можно эффективно, посредством книжек-игрушек развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста.

    Введение

      Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, которое, в свою очередь, является результатом сенсорного воспитания.
      Важное место в сенсорном воспитании детей занимает формировании представлений о сенсорных эталонах. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях свойств предметов и уметь пользоваться этими представлениями для анализа предметов в разных ситуациях.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые (Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, М Монтессори, Ф. Фребель). Изучением сенсорных эталонов занимались Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков. Сенсорное развитие создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Как отмечал Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
      Актуальность методической разработки заключается в том, что уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода, происходит процесс первоначального знакомства с эталонами. Процесс знакомства с сенсорными эталонами необходимо направлять и систематизировать. Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина предлагают формировать сенсорные эталоны с помощью дидактических игр и упражнений. Е.А.Флерина настаивала на разработке и издании познавательных книжек-игрушек для дошкольников. Такие книги, по ее мнению, способствуют познавательному и сенсорному развитию детей, украшают и вносят разнообразие в образовательный процесс, а также способствуют закреплению сенсорных эталонов в речи, развивают мелкую моторику рук.
Цель методической разработки: Показать эффективность формирования у детей 4-5 лет представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек.

              Содержание
1 этап подготовительный – Планирование работы по изготовлению книжек-игрушек
 Учет программного содержания и возрастных особенностей
 Выявление интереса и пожеланий детей
 Разработка заданий, которые бы соответствовали ситуациям выбора, узнавания, называния и формировали у детей представления о сенсорных эталонах.
 Разработка схемы будущей книжки-игрушки. Сбор материала для изготовления.

2 этап основной – С помощью разработанных и созданных книжек-игрушек, методических рекомендаций (заданий к ним) проводить работу по формированию сенсорных эталонов у детей.

3 этап заключительный - Организация самостоятельной деятельности детей с книжкой-игрушкой.

Рассмотрим каждый этап работы подробно.

    На первом этапе изучаем содержание книжек-игрушек на соответствие возрасту, на наличие заданий, включающих в себя ситуации узнавания, выбора и называния (рассказывания, описания). Ознакомление с большим ассортиментом, классификацией книжек-игрушек, представленных в виде книжек-вертушек, панорам, затей, гармошек, тоннелей и т.д. Для своей работы мы выбрали особый вид книжек-игрушек – мягкие книжки из ткани. В них большинство заданий представлены виде ситуаций узнавания, выбора называния (рассказывания, описания), манипуляции, сравнения, игры и т.д. Анализируем программное содержание, лексическую тему, потребности детей данного возраста для системного планирования заданий по формирования сенсорных эталонов с помощью книжки-игрушки. Схемы изготовления книжки-игрушки, методические рекомендации с подбором заданий представлены в Приложении.

    Второй этап. Нами (педагоги + родители) были разработаны три книжки-игрушки, которые соответствуют сенсорными эталонами, возможным для освоения в возрасте 4-5 лет. Каждая книжка-игрушка направлена на освоение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Были предложены задания, включающие ситуацию выбора, называния, узнавания сенсорных эталонов, манипуляции, игры.
На данном этапе проводилась индивидуальная работа по формированию сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с использованием разработанных книжек-игрушек. Вся совместная деятельность с детьми с использованием книжек-игрушек проходит в форме игры. В соответствии с последовательностью формирования сенсорных эталонов, на каждой странице книжек-игрушек работа осуществлялась в следующей последовательности:
– формирование и закрепление у детей представления о цветах: указывать цвета по слову,обозначающему цвет, формировать умения у детей называть указанный цвет.
- формирование и закрепление у детей представления о форме и величине: указывать форму и величину по слову, формировать умения у детей называть указанную форму и величину.
- формирование мелкой моторики пальцев рук путем снятия и наложения сюжетной композиции и персонажей книжки-игрушки.
- формировать речевые навыки с помощью называния сенсорных эталонов
- формировать умение ориентироваться в пространстве направления:внизу страницы, наверху страницы, справа, слева.
Особенности руководства данными играми состоит в том, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно действовать с книжкой-игрушкой и ее элементами. Роль взрослого заключается в создании интереса для ребенка и первоначальном показе и объяснении игровых действий.
В самом начале деятельности мы использовали сюрпризный момент. Ребенку показывалась разноцветная, красивая коробка и предлагалось
открыть ее, и посмотреть, что же в ней лежит. После того, как ребенок открыл коробку, ему предлагалось достать находящийся в ней предмет. Ребенку задавался вопрос: «как ты думаешь, что это?». После ответа следовало небольшое разъяснение о новом предмете. Говорилось о том, что это книжка, но не совсем простая, которую нужно смотреть, а с ней можно еще и играть. Затем мы приступаем, непосредственно к игре (смотри Приложение).

    На третьем этапе поместили созданные книжки-игрушки в среду группы для самостоятельного пользования детьми. Целью данного этапа является внедрение книжек-игрушек в самостоятельную деятельность детей. Развитие любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выгодского такова, что сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. Пользуясь данной концепцией, мы построили нашу работу по такому же принципу.

Поделиться: