Поиск по сайту

Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии как средство творческого развития учащихся


Авторcтво: Семибратова Галина Николаевна, учитель технологии ГБОУ лицея № 101 Санкт-Петербурга


«…Как довести учеников «до вершин наук без трудности и скуки, окриков и побоев?» На этот и многие другие вопросы пытался ответить еще в XVII веке великий чешский педагог и мыслитель Я. А. Коменский. Сегодня в XXI веке в педагогике остаются такие же проблемы. Как сделать процесс обучения полезным и увлекательным, радостным и интересным? Как раскрыть возможности, творческие способности каждого ребенка и пробудить его инициативу? Как обеспечить глубокое усвоение учебного материала? Как превратить проверку знаний из пытки в приятные минуты учебного процесса?
Формула В.Н.Терского «Обучение + творчество» имеет в виду именно такую помощь. Вот как он себе ее представляет. Чтобы приблизить ребенка к акту творения, надо максимально высвободить его сознание от контроля за техникой исполнения большинства трудовых операций, доводя эту технику, слагающие ее приемы до прочных навыков и даже привычных действий. Таково первое обязательное условие развития творчества детей. Основой творчества является замысел - высший уровень человеческого сознания, преображающего мир. Именно поэтому сознание не должны отвлекать чисто технические «мелочи».
Развитие проектно-исследовательских умений на уроках технологии  актуально  по двум причинам: во-первых, потому, что в стране существуют условия для рыночных отношений, когда роль нетрадиционного мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем существенно возрастает; во-вторых, потому, что одной из основных и, наверно, самой сложной задачей школы является развитие умений при выполнении проектно-исследовательской деятельности.
Для формирования и развития у школьников умений и навыков в проектной деятельности необходимо развивать: практические умения в области технологии  как по школьной программе, так и на дополнительных занятиях по интересам;  готовность проявлять свои способности и добиваться успеха; умения самостоятельно приобретать и применить знания на практике; коммуникативные навыки, необходимые в практической работе.
        Л.В. Занков, основоположник  развивающего обучения, не раз повторял, что в разработанной им системе нет второстепенных предметов, а все являются главными, в том числе и уроки трудового обучения. На уроках технологии развиваются техническое мышление и практическая умелость учащихся, тем самым вносится вклад в их общее развитие, а более высокое общее развитие позволяет, в свою очередь, успешнее овладевать техническими знаниями и трудовыми навыками. И. И. Будницкая, сотрудница лаборатории Л. В. Занкова, отмечает: «Особое место в экспериментальной методике трудового обучения занимает представление школьникам свободы творческой деятельности. Перед ребенком ставится задача, и он сам должен преодолеть препятствия на пути к ее решению. Ученик, как бы проходит через переживания воспитателя, конструктора и, достигнув нужного результата, испытывает радость творчества … Дети свободно высказывают свои соображения, внимательно слушают замечания товарищей, критически оценивают их (одобряют или опровергают), стараются доказать правильность своих суждений…Школьники от класса к классу интенсивно продвигаются в осознании связи между особенностями заданного объекта, его частей и способами их выполнения» [1]
При развитии умений и навыков проектно – исследовательской деятельности необходима система взаимосвязанных творческих заданий, в ходе которых школьники могут анализировать, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях, делая выводы, принимать решения.
Профессиональная ориентация в школах является важнейшим звеном комплексного формирования личности и подготовки школьника к профессиональному самоопределению в соответствии с потребностями современного рынка труда.
Творческий подход позволяет им успешно разрешать противоречия, возникающие в семье, коллективе, обществе, успешно адаптироваться в новых условиях. В процессе творческой проектной деятельности у них формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике и т. п.
        Преимущества проектного обучения раскрывает следующая китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Это созвучно с принципами современной прогрессивной школы: стимулировать интерес учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения.
Литература
1.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.- С. 177-178.
2. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь.- М.: Просвещение, 1966. 3. Столяров Ю. Техническое творчество учащихся: учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. - М.: Просвещение, 1989.

Поделиться: