Поиск по сайту

Роль школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников


Авторcтво: Кирюхин Олег Анатольевич, заведующий кафедрой социально - гуманитарных наук и психологии АНО ВО «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента», кандидат психологических наук, профессор РАЕ, Валиулина Лариса Фрунзевна, директор МБОУ СОШ № 32 г. Краснодара, Стрельцова Татьяна Юрьевна, директор МБОУ СОШ № 52, учитель начальных классов г. Краснодара


В широком смысле понятие «духовно-нравственное воспитание» обычно трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль нравственности в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даѐт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». На каждом возрастном этапе духовно-нравственное воспитание имеет свои особенности. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является то, что процесс воспитания необходимо начинать как можно в более раннем возрасте.     
Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ученика, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Необходимость активизировать процесс духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должны, среди прочих, отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества и др. Таким образом, само содержание стандарта нацеливает педагогов на проведение целенаправленной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Широкие возможности для планомерного духовно-нравственного воспитания детей данной возрастной группы представлены во всех ныне действующих образовательных программах, но более сбалансированы и продуманны они, на наш взгляд, в УМК «Школа России».
Ведущей целью учителя по духовно- нравственному воспитанию, к примеру, на уроках окружающего мира является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности младшего школьника через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяются задачи: формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине, верности России, готовности служить Отечеству; воспитание уважения к национальным традициям своего народа,                 толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края; создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни; развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Именно в начальной школе объемно и предметно раскрывается структура понятия окружающий мир в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек. Ориентируясь на задачи учебного предмета «Окружающий мир» по УМК «Школа России», постепенно и систематически в начальной школе решаются общие задачи духовно-нравственного воспитания:  
- формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;
-воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству;
- развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира;  
- расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.
Одновременно с помощью средств этого учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у младшего школьника познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей – коммуникативной, информационной. Содержанием деятельности учителя начальных классов по духовно- нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста является:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьѐй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием природных объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ученик проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников начинается с первых школьных дней в рамках урочной и внеурочной деятельности по определенным направлениям:
1. Историко-краеведческое – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру. Учащиеся посещают музеи города и библиотеки, ежегодно 9 мая возлагают цветы к памятнику Победы и встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, участвуют в праздниках, посвященных 23 февраля «Богатырские забавы» (1 класс), «О рыцарстве, о доблести, о славе» (2 класс).
2. Гражданско-патриотическое – формирование гражданской позиции служения своему народу. По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России», проводятся классные часы «Я – гражданин Кубани», уроки мужества «Дети войны», коллективные просмотры кинофильмов «О детях – героях Великой отечественной войны». Учащимися под руководством учителя реализуется проект «Радетели земли кубанской» о знаменитых людях Кубани прошлого.
3. Литературно-музыкальное воспитание идет исподволь, от эмоционально - образного содержания произведения, связанное с эмоциональными переживаниями младших школьников. В первую очередь в этом направлении используются произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. На произведениях классиков и кубанских поэтов школьники учатся любить и охранять родную природу, гордиться своей малой родиной – Кубанью, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).
4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и других составляющих здорового образа жизни младших школьников. Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весѐлых стартах». На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!». Систематически для учащихся организовываются походы по историческим местам города, в котором они живут. Во время походов школьники учатся помогать друг другу в преодолении трудностей, проводятся соревнования по ориентированию на местности.
5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите еѐ от загрязнения. Учащиеся активно участвуют в акциях «Сбережѐм свой край», «Помоги  птицам зимой», «Помоги животным», изучают лекарственные растения своего края. В рамках этого направления реализуются проекты: «Животные Краснодарского края», «Птицы – наши друзья».
6. Трудовое направление содействует привитию трудовых навыков младших школьников. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Младшие школьники с интересом узнают о военной службе пап, старших братьев в армии, готовят для них подарки.
7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Ученики изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют семейный герб.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагогов настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за четыре года обучения в начальной школе невозможно. Впереди ещѐ долгие годы школьного взросления. Но главное, что может и должен сделать учитель начальных классов – «упражнять детей в этом священном чувстве».

Поделиться: