Поиск по сайту

Влияние курса «Образ Петербурга в русской культуре» на духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС


Авторcтво: Порошина Елена Анатольевна, тьютор по опережающему внедрению ФГОС ООО ГБОУ гимназия №61 Выборгского района Санкт-Петербурга


Новое время диктует новые правила. Меняется общество – меняется и система образования, а вместе с этими изменениями приходят новые образовательные стандарты. Однако есть ценности, которые актуальны всегда. В их числе – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В конце декабря 2012 года в силу вступил новый Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", утвердивший новые федеральные государственные стандарты образования (ФГОС). В числе основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования этот Закон заявляет «гуманистический характер образования, приоритет <...> свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, <...> гражданственности, патриотизма, ответственности», а также «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» (ст. 3 ФЗ «Об образовании»). В связи с этим духовно-нравственное воспитание школьников становится одним из приоритетных направлений не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельности.

Создание курса внеурочной деятельности «Образ Петербурга в русской культуре» для 7 классов основной школы было продиктовано необходимостью ближе познакомить школьников с культурой родного края, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в разных видах искусства. Любовь к Родине, большой и малой, бережное отношение к культурному наследию родного края, знание своих истоков – неотъемлемые черты духовно развитой личности, а потому работа по формированию и развитию этих качеств является очень важной.

Программа «Образ Петербурга в русской культуре» представляет собой целостный интегрированный курс, включает основы анализа литературного текста, художественного изображения, творческого восприятия музыкального произведения. На занятиях школьники получают возможность не только узнать что-то новое о родном городе, но и самовыразиться различными способами: в рамках курса дети готовят презентации, защищают проекты, делают доклады. Подобный подход к организации процесса внеурочной деятельности позволяет учащимся выступать в роли активных деятелей, а не пассивных потребителей информации, дает им возможность осуществить самостоятельную исследовательскую деятельность, а, следовательно, «пропустить» необходимый материал через себя. Изучая объекты искусства, исторические документы, воспоминания выдающихся горожан, школьники чувствуют себя сопричастными всему, что происходило, происходит и будет происходить в Санкт-Петербурге, а, следовательно, растут духовно. Подобное отношение к городу помогает воспитать настоящих граждан, которые не останутся равнодушными к судьбе Родины, ее истории и культурному наследию.

Программа курса выстроена хронологически, при этом особое внимание уделяется сложным, переломным этапам в истории города и их отражению в объектах искусства. Задача преподавателя – донести материал так, чтобы факты и личности перестали быть «мертвыми», чтобы история «заговорила». Школьники, осознавая важнейшую роль Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) в истории страны в целом, проникаются чувством гордости за свой родной город, понимают, с каким великим наследием сталкиваются они каждый день, часто не отдавая себе в этом отчета. Исследуя биографии выдающихся петербуржцев и ленинградцев, изучая их творчество – литературное, музыкальное, художественное, – учащиеся получают блестящие образцы для подражания, узнают настоящих героев вне времени и моды. И это, бесспорно, способствует духовному росту детей, занимающихся в рамках курса.

Немаловажным является и тот факт, что изучение арт-объектов на занятиях курса «Образ Петербурга в русской культуре» способствует повышению общего культурного уровня школьников, позволяет им выйти за рамки школьной программы и проследить взаимосвязь разных видов искусства: отражение истории в литературе и архитектуре, литературы – в живописи, скульптуре и музыке, архитектуры – в фотографии и живописи. Благодаря этому учащиеся видят не разрозненные предметы искусства, а целый культурный пласт, посвященный родному городу. Подобный взгляд на культурное наследие выводит школьников на новый уровень духовно-нравственного развития.

Современные дети растут в непростое время. Мы живем в эпоху поиска новых идеалов – или осознания необходимости возвращения к старым. Поэтому жизненно важным является создание духовно-нравственных ориентиров для школьников, неких духовных меток, которые позволят проложить правильный путь в бурном современном мире. Одним из таких ориентиров может стать образ Санкт-Петербурга, города, прошедшего через множество испытаний, и его жителей, мужественно преодолевших все, что выпало на их долю. Курс «Образ Петербурга в русской культуре» нацелен на формирование именно такого восприятия родного города и, как следствие, повышение духовно-нравственного уровня школьников.

Приложение: Пояснительная записка


Поделиться: