Поиск по сайту

Критериальная система оценивания как механизм самоопределения, саморазвития и социализации учащихся (психолого-педагогическое сопровождение эксперимента)


Авторcтво: Лютова Наталья Петровна, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, обладатель знака «За гуманизацию школ Санкт-Петербурга»


Одна из целей современного школьного образования – развитие учащихся, формирующее важнейшую ключевую компетенцию – умение учиться, становление школьника как субъекта учебной деятельности. Полноценная учебная деятельность возможна только тогда, когда обеспечена возможность оценки результатов учебного труда самими учащимися, созданы условия для развития оценочной самостоятельности школьников, выступающей в качестве средства их дальнейшего самообразования и саморазвития: «Если дети полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда»[1].

Такие условия в нашей гимназии созданы путём опытно-экспериментальной работы «Критериальная оценка учебных достижений как основа оценочной системы гимназии».

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о снижении уровня тревожности у учащихся, формировании адекватной самооценки, потребности трудиться для достижения своих целей.

Диагностика проводилась с помощью «Теста школьной тревожности» Филипса, который предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Вопросы в тесте сгруппированы по 8 факторам, позволяющим исследовать эмоциональное состояние учащегося в различных ситуациях учебной деятельности.

Содержательная характеристика факторов:

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Данные рисунка 1 свидетельствуют о снижении уровня общей тревожности в классе. Если рассматривать динамику по 8 факторам, позволяющим выявить наиболее проблемные участки в рамках общей тревожности, то отмечаются следующие изменения:

ü   В начале учебного года прослеживалась повышенная тревожность в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей (54%) и в конце (49,3%), что свидетельствует о некотором снижении выраженности данного параметра.

ü   Согласно результатам тестирования класса в начале учебного года, учащиеся испытывали трудности и страхи в отношениях с учителями и со взрослыми в школе (47%), в конце учебного года показатель по данному параметру снизился (41,8%).

Таким образом, наблюдается снижение уровня тревожности по следующим параметрам:

ü   проблемы и страхи в отношениях с учителями

ü   страх ситуации проверки знаний

 

Рисунок 1. Уровень школьной тревожности в 5а классе     

   

Рисунок 2. Уровень школьной тревожности в 5б классе

    

На рисунке 2 мы видим снижении уровня общей тревожности в классе с 33,5% до 33,1%.

В начале учебного года прослеживалась повышенная тревожность в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей (51%) и после (46%), что свидетельствует о некотором снижении выраженности данного параметра.

В классе наблюдалась высокая тревога по поводу оценок, даваемых окружающими и ожидания негативных оценок (57,4%). В конце учебного года наблюдается значительное снижение показателя по данному параметру (48,1%).

Согласно результатам тестирования, учащиеся иногда испытывали трудности и страхи в отношениях с учителями и с взрослыми в школе (52,1%), к концу учебного года показатель по данному параметру снизился (49,4%).

Таким образом, наблюдается снижение уровня тревожности по следующим параметрам:

ü   проблемы и страхи в отношениях с учителями

ü   страх ситуации проверки знаний

ü   страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Также был проведён опрос «Мои умения». Опрос был предназначен для самоанализа гимназистами своих достижений по результатам учебного года, обнаружения и осознания существующих проблем и должен был акцентировать внимание гимназистов на нерешенных проблемах, способствовать формированию адекватной самооценки, воспитывать потребность трудиться для достижения своих целей.

Опрошено было 25 учеников в каждом из двух пятых классов.

Анализ результатов опроса показал, что в 5-А классе: 18 учащихся научились задавать вопросы, 17 – выполнять творческие задания, 16 – работать в группе, 16 – выступать в роли учителя, 11 – пересказывать художественный текст, 11 – заполнять контурные карты, 11 – переводить словесную информацию в схемы, таблицы, графики.

В 5-Б классе: 22 ученика научились иллюстрировать прочитанное, 21 – выполнять задания по образцу, 21 – отвечать на вопросы учебника, 21 – заполнять контурные карты,

21 – задавать вопросы, 21 – выделять главное, 21 – работать в группе, 12 – участвовать в ролевых играх, 5 – выступать в роли учителя.

                                                                                                                      Таблица №1.

Фамилия, имя учащегося _________________________ Класс_______

№ п/п

Мои умения

1 или 0

1

Пересказывать содержание параграфа учебника

 

2

Излагать содержание художественного текста

 

3

Излагать свои мысли письменно

 

4

Запоминать правила и определения

 

5

Отвечать на вопросы учебника

 

6

Читать стихи наизусть

 

7

Заполнять контурные карты

 

8

Иллюстрировать прочитанное

 

9

Выполнять задание по образцу

 

10

Читать художественное произведение по ролям

 

11

Находить дополнительный материал по предмету

 

12

Переводить информацию в схемы, таблицы

 

13

Формулировать и задавать вопросы

 

14

Приводить примеры, доказывать свои мысли

 

15

Работать в группе

 

16

Выделять главное в тексте

 

17

Составлять план устного выступления, изложения, сочинения

 

18

Участвовать в ролевых играх

 

19

Выполнять творческие задания

 

20

Быть в роли учителя

 

 

Умения, которые учащиеся назвали, выделены в таблице 1 жирным шрифтом, и можно увидеть, что к числу умений, не освоенных большинством учащихся, относятся следующие: запоминать правила и определения, читать стихи наизусть, составлять план устного выступления, изложения, сочинения, умение излагать свои мысли письменно, приводить примеры, доказывать свои мысли, находить дополнительный материал по предмету.

Таким образом, выводы относительно дальнейшей работы были сделаны учителями и, что еще важнее, – учащимися.

В разных классах, на разных этапах эксперимента периодически проводились опросы, выявлявшие отношение школьников к новой оценке.

Приведем результаты устного опроса пятиклассников. Учащимся  были заданы два вопроса:

1. Что тебе нравится в новой системе оценки?

2. Какие трудности возникают в связи с новой оценкой?

Приведем полученные ответы, опуская сходные и повторяющиеся (формулировки ответов детей нами не перефразировались).

Таблица № 2

Нравится в новой системе оценки:

Разделение заданий по сложности.

Видно, какие у тебя недостатки.

Понятно, что нужно сделать, чтобы получить хорошую оценку.

Можно исправить «!»

Теперь понятно, что оценивается.

Много хороших оценок.

Видно, чему еще не научился.

Справедливые оценки.

 

Трудности, связанные с новой оценкой:

Трудно привыкнуть к новым требованиям.

Думаю, что означает оценка, как переводится.

Надо всегда быть готовым к уроку, ничего не забывать дома.

 

Опрос пятиклассников в декабре убеждает в их способности анализировать собственные достижения и совершенствовать их. Опрос проводился письменно, в нем приняли участие 56 учащихся. Использовалась методика неоконченных предложений:

1. Сегодня, как правило, я работаю на уровне…

2. В дальнейшем я способен работать на уровне…

3. Я легко выполняю предъявляемые к работе требования…

4. У меня вызывают затруднения требования…

5. Я преодолеваю трудности так…

6. Новая оценка мне помогает учиться на уроках…

Были получены следующие ответы:

1. Сегодня, как правило, я работаю на уровне…

Алгоритмическом – 19; Преобразующем – 30; Эвристическом – 7 учащихся.

2. В дальнейшем я способен работать на уровне…

Алгоритмическом – 1; Преобразующем – 32; Эвристическом – 23 ученика

3. Я легко выполняю предъявляемые к работе требования…

Писать грамотно – 10; строить монологическое высказывание – 8; выразительно читать – 12; быть готовым к уроку – 2; делать выводы – 3; использовать научные термины – 2; соблюдать последовательность в изложении материала – 2; соблюдать регламент устного выступления – 5; легко выполняю все требования – 12 учащихся.

4. У меня вызывают затруднения требования…

Писать грамотно –6; писать быстро – 5; учить наизусть – 7; правильно выполнять математические действия – 6; аккуратно вести тетрадь, писать красиво – 6; делать выводы – 5; читать быстро и выразительно – 4; пересказывать текст – 2; соблюдать регламент устного выступления – 3; говорить выразительно и громко – 2; соблюдать последовательность в изложении – 2; иллюстрировать прочитанное – 2; доказывать свои мысли – 1; нет трудностей – 5 учащихся.

5. Я преодолеваю трудности так…

Работаю дома дополнительно – 13; работаю самостоятельно над ошибками – 9; повторяю – 9; читаю – 9; учу – 5; занимаюсь – 3; пишу – 3; разбираю тему – 2; тренируюсь – 2; читаю дополнительную литературу – 2; прохожу темы вперед – 1;  учитываю ошибки – 1; думаю, стараюсь понять – 1; не работаю никак – 1 ученик.

 

6. Новая оценка мне помогает учиться на уроках…

На всех уроках – 23; на математике – 7; на естествознании – 9; на истории – 5; на литературе – 5; на истории Петербурга – 2; не знаю – 1; Никак не помогает – 2; вообще не нравится – 2 ученика.

На основании сравнения ответов учащихся на вопросы 1 и 2 можно сделать вывод о стремлении детей учиться успешнее и уверенности в своих потенциальных возможностях: из 19 человек преимущественно работающих на алгоритмическом уровне только один ученик думает, что изменений не произойдет. Количество учащихся, способных работать на преобразующем и эвристических уровнях составило 37 человек, причем 23 ученика из этого числа намерены в перспективе перейти с преобразующего уровня на уровень эвристический. Всего достичь продуктивных уровней (П и Э) стремятся 55 учащихся из 56.

Ответы на вопросы 3 и 4 показывают, что учащиеся 5 классов за полгода работы в системе критериальной оценки самостоятельно выделяют многие из предъявляемых требований к выполняемым ими учебным заданиям, уже демонстрируя способность к элементарному самоанализу результатов учебной деятельности. Пятиклассники самостоятельно определяют границу знания и незнания, умения и неумения, что важно для дальнейшего их продвижения и преодоления ими затруднений в процессе учебной деятельности.

Однако нетрудно увидеть и проблемы, решать которые учащимся должны помочь учителя. Из ответов на вопрос 5 видно, что способы самостоятельной работы детей разнообразны, однако почти все они направлены на выполнение некоторого дополнительного количества работы (работаю дополнительно – 13 чел.) и ориентированы преимущественно на возвращение к пройденному (работаю над ошибками, повторяю, учу, читаю, пишу, тренируюсь, разбираю тему). Не умаляя значимости подобной работы, которая важна и необходима, заметим, что другие формы самостоятельной работы, способные не только улучшить успеваемость, но и обеспечить настоящий успех, учащимися называются редко (прохожу темы вперед – 1, читаю дополнительную литературу – 2, думаю – 1).

Ответы на вопрос 6 показывают, что большинству учащихся (51 из 56) критериальная оценка помогает учиться по всем предметам, лишь 2 ученика считают, что она не помогает, а двум учащимся она «вообще не нравится». Причиной неприятия новой оценки, как выяснилось из бесед с учащимися, часто является то, что в условиях критериальной оценки требования к работе ученика ужесточаются, они конкретны и тех «поправок на ветер», к которым учащиеся (особенно учившиеся на «4» и «5») привыкли, не существует.

Результаты анализа данной анкеты показывают, что в целом оценка принимается учащимися и достигает целей, направленных на развитие познавательной активности, самооценку результатов учебной деятельности, самоанализ и самоорганизацию школьников и способствует постепенному замещению объектной позиции учащегося субъектной позицией в процессе учебной деятельности.

 

Возможности критериальной оценки мы видим в том, что:

ü   оценка является не только инструментом педагогического оценивания, но и инструментом ученической самооценки, средством развития оценочной самостоятельности школьников.

ü   создает условия для развития интеллектуального потенциала учащихся;

ü   способствует процессу освоения учащимися общеучебных умений, являющихся основой познавательных компетенций, главная из которых – умение учиться.

ü   способствует развитию мотивации учащихся в учебной деятельности

ü   снижает уровень тревожности

ü   повышает самооценку школьника

ü   позитивно влияет на отношения между субъектами образовательного процесса и психологическое состояние учащихся.

Поиск эффективной системы оценки учебных достижений учащихся является сложной педагогической задачей. Предлагаемая технология критериальной оценки учебных достижений учащихся один из возможных вариантов организации системы оценивания в образовательном учреждении.




[1]Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей / Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.




Поделиться: