Поиск по сайту

Опыт применения технологии развития критического мышления в системе критериальной оценки знаний учащихся


Авторcтво: Конюхова Елена Арнольдовна, учитель биологии, почетный работник общего образования РФ


Знание только

Тогда знание, когда

Оно обретено усилиями

своей мысли, а не памятью. Л. Толстой

 

Фаза «рефлексии» (ТРКМ – технология развития критического мышления)

Ø   Прием «синквейн

Ø   Прием «кластер»

Задачи фазы:

1) Соотнесение старых и новых представлений

2) Обобщение изученного материала

 

Синквейн (прием рефлексии (обобщения)) – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу, эффективный инструмент для синтеза и обобщения понятий и информации.

 

Как пишутся такие стихотворения?

 

Первая строка –название синквейна;

Вторая строка – два прилагательных;

Третья строка – три глагола;

Четвертая строка – фраза на тему синквейна;

Пятая строка – существительное;

 

Синквейн способствует развитию критического мышления учащихся.

Примеры синквейнов:

 

1) 6 класс – Растения, тема «Побег. Внешнее строение листа».

1. Лист

2. Простой и сложный

3. Поглощает, выделяет, испаряет

4. Осуществляет самый важный процесс на земле

5. Фотосинтез

 

2) 7 класс – Биология, тема «Класс Насекомые» животные

1. Таракановые

2. Всеядные, ночные

3. Портят, вредят, едят

4. являются переносчиками возбудителей тифа, дизентерии, холеры, туберкулеза

5. Насекомые

Никулина Кристина 7а класс

 

3) 7 класс – Биология, тема «Класс Насекомые» животные.

1. Бабочки

2. Красивые, яркоокрашенные

3. Летают, размножаются, опыляют

4. По красоте и разнообразию окраски и крыльев, бабочек называют летающими цветами

5. Лимонница

Раздувалова Ксения 7а класс

 

 

 

 

Критерии оценивания

 

1

Соблюдение строго алгоритма (определенных правил)

2

Четко формулировать  свои мысли

3

Помнить о предмете обсуждения

4

Умение участвовать в групповой работе, руководить и подчиняться, распределять роли

5

Речевая грамотность

 

Наиболее эффективно составление синквейнов при работе в парах внутри группы. Работу с синквейнами можно совершенствовать. Я рекомендую своим ученикам выполнить художественное оформление синквейнов.

Кластер («гроздья мысли», «гроздья информации», «кустики») – прием графической систематизации материала, предлагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Соединяя различные факты и мысли в такие «кусты» развивается системность мышления.

 

1

Умение разбивать текст на элементы

2

Умение полученные «гроздья» озвучивать (презентация работы)

3

Обосновать степень значимости каждой грозди

4

Оценивать степень значимости каждой грозди

5

Осознавать причинно-следственные связи между гроздьями

 

Приложение:

Повторительно-обобщающий урок биологии в 7 классе с применением ТРКМ И КО

 


Поделиться: