Поиск по сайту

Критериальная оценка учебной деятельности как способ повышения качества образования и самосовершенствования


Авторcтво: Куркова Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы


«Система контроля и оценки как повышения качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого ученика является важной в условиях введения новых ФГОС. Новый стандарт предполагает такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемого на основе учебной самостоятельности учащихся. Арсенал приёмов, обеспечивающий успешное достижение, широк. Но критериальная оценка, включающая несколько уровней мыслительной деятельности, на сегодняшний день наиболее актуальна.
Основная задача критериальной оценки - овладение системой учебных действий в изучаемом учеником материале. Система критериального оценивания - не только средство обучения, регулятор образовательной программы, но и самостоятельный и самоценный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания, фактор, обеспечивающий единство вариативной системы обучения.
Основными критериями оценивания на моих уроках выступают планируемые результаты обучения. При этом критерии оценки и алгоритм выставления отметок известны и учителю, и ученику. Для каждого вида работы разрабатываются подробные критерии оценки. Таким образом решается вопрос субъективности в оценивании работы учащегося – оценка становится очевидной для всех. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. Критериальная оценка позволяет ученику выбирать уровень задания. В частности, при выполнении задач повышенной сложности (преобразующий и эвристический уровни) соблюдается принцип добровольности выполнения. Критериальная оценка формирует интерес и умение учиться, что делает ученика успешным в учёбе, т.к. он имеет право:
 На собственную оценку своих знаний;
 На оценку своей работы учителем;
 На ошибку и время её исправления;
 На участие в разработке критериев оценивания своей работы.
Предметом оценки могут быть как достигнутые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом), используется дифференцируемая оценка (вычленение отдельных аспектов), например: оценка выразительного чтения, умение формулировать проблему и т.п., а также самоанализ и самооценка учащихся. Критериальная оценка учит детей адекватно оценивать себя и других. Это также хороший инструмент для совершенствования, потому что критерии ясно выявляют те навыки, которые нуждаются в доработке.
В условиях внедрения в школу нового стандарта образования критериальная оценка позволяет фиксировать динамику индивидуального развития ученика. Моя задача – организовать обучение таким образом, чтобы ребёнок постепенно овладел мыслительными операциями от алгоритмического уровня, предполагающего воспроизведение усвоенной информации, выполнение заданий по алгоритму, до преобразующего и эвристического уровней, необходимых для продуктивной деятельности и развития творческих способностей.

Приложение: Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма 

Поделиться: