Поиск по сайту

Методика модернизации внутрифирменной системы повышения квалификации



Введение

В условиях формирования в образовательных организациях России (далее по тексту – ОО) нового типа образовательного пространства на основе использования актуальных и перспективных информационно-компьютерных технологий, необходимо коренным образом пересмотреть роль отдельного педагогического работника в становлении этого пространства. Профессиональная компетентность каждого педагогического работника становится ценным ресурсом развития ОО. Необходимо организовать проектирование траектории профессионального саморазвития в соответствии с целями и задачами инновационного развития ОО.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (п.7 ст. 48) и приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" вменяют в обязанность педагогу систематически повышать свой профессиональный уровень. Динамичность внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы меняют взгляд на систему внутришкольного повышения квалификации педагогов, ведут к переосмыслению её потенциальных возможностей в решении возникающих проблем. Подготовка педагогов может и должна приобретать коллективный характер, проявляющийся в изменении процесса обучения, и усиления  вовлечённости и взаимодействия педагогов, в построении принципиально новых отношений на уровне руководителей и подчинённых, а также  внешних партнёров, реализующих эту подготовку.

            Развитие идей коллективной подготовки педагогов и подготовки на рабочем месте связано с необходимостью реализации инновационных подходов в управлении коллективом, достижения более высокого качества образования.

Эффективность образования зависит от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к педагогу, к его профессиональной компетентности. Учитель должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:

▪       во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

▪       во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;

▪       в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;

▪       в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Необходимость модернизации

В современном педагогическом сознании в первые десятилетия XXI века сложился устойчивый стереотип восприятия понятий: информационная среда образовательного учреждения, информационное пространство образовательного учреждения и т.п. Для абсолютного большинства педагогических работников данные термины означают насыщение зданий образовательных учреждений средствами информатизации и их дальнейшее использование. При том до недавнего времени использования преимущественно в административных целях. Даже в контексте нового Федерального государственного образовательного стандарта информационно-образовательная среда (ИОС) трактуется “как комплекс информационно-образовательных ресурсов, методических и материально-технических средств, включающих систему непрерывной поддержки ученика и учителя, финансово-экономических и управленческих механизмов, позволяющих реализовать концептуальные подходы и требования ФГОС”. Однако национальная стратегическая образовательная инициатива “Наша новая школа” призывает нас проектировать пространство новой школы с учетом современных и, что самое главное, перспективных информационно-коммуникационных технологий.

Сущность современного электронного образовательного пространства (ЭОП) легче всего понять, если представить его себе в виде слоев геоинформационной системы, где каждый слой представляет собой один из уровней организации этого пространства. На сегодняшний день таких уровней выявлено шесть:

●       уровень аппаратных средств информатизации;

●       уровень программных средств и информационных систем;

●       уровень коммуникационных технологий;

●       уровень педагогических технологий;

●       уровень организационный/функциональный (формы организации учебных и внеучебных занятий, управление учебным процессом);

●       уровень ресурсный (накопление, хранение и предоставление ресурсов).

В этих условиях на первый план выходит проблема соответствия профессиональных компетенций отдельного педагога профессиональному стандарту, целям и задачам инновационного развития ОО. В связи с этим актуальной представляется задача формирования личной информационно-коммуникационной среды педагога (далее по тексту - ЛИКС) и её интеграция в электронное образовательное пространство ОО.

Такая среда уже сегодня должна обеспечивать реализацию базовых функций: ресурсное обеспечение, автоматизацию документооборота и систем контроля знаний учащихся.

Учитывая же мировые тренды развития информационно-компьютерных технологий, уже сегодня можно говорить и о перспективных направлениях развития ЛИКС. Попробуем назвать педагогические функции, которые в первоочередном порядке подлежат автоматизации в составе ЛИКС:

●       организация профессиональной коммуникации,

●       организация горизонтальных педагогических связей,

●       реализация кросс-предметных элементов образовательной программы в рамках основной педагогической деятельности,

●       участие в организации сетевого дистанционного обучения,

●       реализация экспертных функций.

Проектирование и создание ЛИКС и её интеграция в ЭОП ОО невозможна без системного развития профессиональных компетентностей педагога в соответствии с целями и задачами развития ОО.

Модернизация внутрифирменной системы повышения квалификации обусловлена сегодня целым рядом факторов:

●       необходимость приведения личных профессиональных компентностей в соответствие с требованиями профессионального стандарта,

●       необходимость расширения состава профессиональных компетенций в соответствии с новым содержанием ФГОС и другими вызовами времени,

●       дефицит ресурсов (времени и средств), затрачиваемых на повышение квалификации и переподготовку кадров,

●       “разбегание” профессиональных траекторий педагогов в условиях мультиплицирования форм и видов деятельности,

●       необходимость формирования горизонтальных связей между педагогами,

●       неоднородность состава профессиональных компетенций для различных категорий педагогических работников,

●       разностью уровня фактической подготовки педагогов к различным видам деятельности.

Одной из центральных проблем текущего этапа модернизации внутрифирменной системы повышения квалификации является высокий уровень отторгаемости педагогами инноваций и радикально новых видов деятельности. Это очень хорошо видно на примере использования педагогами ДОТ. Абсолютное большинство педагогических работников сегодня уже вполне уверенно владеют электронной почтой и ведением записей в социальных сетях. Умеют накапливать в социальных сетях электронные ресурсы (музыку, видео и др. типы файлов). Но совершенно не используют и не умеют применить имеющиеся компетенции в практике своей работы.

Стратегии модернизации системы повышения квалификации

При модернизации системы ПК в основу были положены три основных стратегии:

●       стратегия “китайского” экспорта знаний,

●       стратегия эксплуатации “звёзд”,

●       стратегия воспитания инновационного типа поведения.

Стратегия “китайского” экспорта знаний

Суть данной стратегии проста. В условиях дефицита ресурсов, как временных, так и финансовых, невозможно в сжатые сроки отправить всех, кому необходимо повышение квалификации на курсы, проводимые внешними организациями. Следовательно, необходимо отправить на курсы тех, кто сможет усвоить основной массив знаний, а затем ретранслировать его педагогическому коллективу.

Стратегия эксплуатации “звёзд”

Мы уже говорили о том, что педагог, в силу своей консервативности, с трудом присваивает новые знания. Вторая проблема состоит в том, что коллеги, существенно продвинувшиеся на пути освоения информационно-коммуникационных технологий, воспринимаются менее образованными коллегами как выскочки. Это обусловлено тем, ИКТ-компетентность всё ещё не рассматривается большинством педагогов как необходимая часть профессиональной компетентности. В этих условиях администрация образовательной организации должна продемонстрировать педагогическому коллективу значимость опыта “звезд” для повседневной практической деятельности и встроить этот опыт в систему повышения квалификации.

Стратегия воспитания инновационного типа поведения

Выравнивание компетентностного фона педагогического коллектива невозможно без активного участия в процессе каждого педагогического работника. Для этого во внутрифирменную систему повышения квалификации должны быть встроены механизмы, инициирующие применение полученных знаний каждым педагогом в практической деятельности. Поскольку приобретение новых компетенций лежит за пределами уже реализуемых педагогических функций, то их практическая реализация воспринимается педагогами как инновационная деятельность. Для администрации ОО важно выстроить инновационный процесс в школе таким образом, чтобы обеспечить непрерывный цикл инновационной деятельности, формируя тем самым инновационный тип поведения каждого педагога.

Механизмы модернизации

В составе модели организации дистанционного обучения в школе описана подсистема “Повышение квалификации” (см. рис. 1). Полностью модель приведена в пособии “Модель системы дистанционного обучения”, также представленного в составе инновационного продукта.

ПК из модели 355 Презентация РЭП (январь 2014).jpg

Рис. 1. Система повышения квалификации

Практическая реализация представленной подсистемы модели требует выработки механизмов и выбора соответствующих инструментов. Учитывая всё вышесказанное, определим в качестве основного механизма обретения профессиональной компетентности педагога, индивидуальную траекторию профессионального саморазвития.

Траектория профессионального саморазвития педагога

Траектория профессионального саморазвития педагога - это совокупность организационных и педагогических условий, выраженных в комплексе мер и мероприятий, обеспечивающих развитие профессиональных компентентностей педагогического работника в зависимости от фактического текущего уровня компетентности, образовательных возможностей и образовательных потребностей.

Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога в ОО должно быть реализовано сегодня в соответствии с нижеприведенным алгоритмом действий:

1.      Выявление совокупности магистральных компетентностей педагогических работников, необходимых для реализации инновационного потенциала ОО.

2.      Сегрегация педагогического коллектива на группы в соответствии с творческой активностью - выявление тьюторов (экспертов).

3.      Планирование потоков профессиональной переподготовки и повышения квалификации потенциальных тьюторов во внешних организациях.

4.      Организация передачи опыта, полученного тьюторами в ходе профессиональной переподготовки, и опыта “звёзд” через систему внутрифирменного повышения квалификации.

5.      Планирование участия педагогических работников в инновационной деятельности ОО.

6.      Планирование диссеминации опыта инновационной деятельности через участие в профессиональных конкурсах и публикации результатов работы.

7.      Приведение компетентностей отдельного педагога в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога, целями и задачами инновационного развития ОО.

8.      Формирование электронного портфолио педагогического работника.

Практическая реализация первого пункта предложенного алгоритма осуществляется посредством: составления технологической карты ключевых компетентностей, мониторинга фактического уровня компетентностей педагогов, мониторинга потребностей профессионального саморазвития педагогических работников. Второй пункт алгоритма формализуется через изучение потребностей профессионального саморазвития и анализа результатов инновационной деятельности в предшествующий период. Реализация пунктов 3-6 предложенного алгоритма возможна, например, через систему коллективного планирования в облачных технологиях. В этом случае формируются следующие среднесрочные календари:

●     Календарь обучения тьюторов,

●     Календарь внутрифирменного повышения квалификации,

●     План-график инновационной деятельности педагогического коллектива,

●     Календарь профессиональных конкурсов,

●     Календарь предъявления передового педагогического опыта.

Реализация восьмого пункта алгоритма возможна средствами АИС, используемой в ОО, в соответствии методикой аттестации педагогических работников принятой в регионе.

Рис. 2. Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога средствами ИКТ.

В результате реализации предложенного алгоритма, при совмещении вышеописанных календарей формируется долгосрочный перспективный индивидуальный план профессионального саморазвития педагога, определяющий функциональную занятость педагогического работника в коллективе и формирование горизонтальных профессиональных связей.

Рис. 3. Пример “Календаря профессионального саморазвития” педагога.

Особо следует отметить необходимость закрепления предложенной технологии на уровне локальных актов ОО: Положение о профессиональном саморазвитии педагога, Положение о составе ЛИКС, Положение о функциональной занятости педагогических работников.

Необходимо также закрепить данную деятельность педагогических работников в положениях эффективного контракта.

Инструменты модернизированной системы повышения квалификации

Как уже было сказано, важную роль в процессе проектирования индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога играет процедура определения ролей отдельных педагогов в системе внутрифирменного повышения квалификации в соответствии с текущем уровнем компетентности и индивидуальными образовательными возможностями.

Обучение групп учителей происходит на разных уровнях сетевого взаимодействия педагогов. На рис. 2. “Функциональная схема трёхуровневого обучения” показана взаимосвязь уровня развития педагога и его роли во внутрифирменной системе повышения квалификации.

Рис. 2. Функциональная схема трёхуровневого обучения

Проанализировав уровень сформированности информационной культуры педагогов, мы пришли к выводу о необходимости модернизации системы повышения квалификации в школе.  Основной целью модернизации системы является выравнивание компетентностного фона педагогов и принцип деятельности педагога: «учить, обучаясь»

Как уже было сказано выше, центральное место в формировании системы занимает информационная среда школы. Для её использования в качестве системной основы внутрифирменной системы повышения квалификации необходимо произвести следующие действия:

●       выбрать среду коллективного взаимодействия,

●       выбрать (создать) инструменты для мониторинговых процедур,

●       установить состав ролей в системе ПК,

●       определить формы методической работы и механизмы реализации ролей.

Среда коллективного взаимодействия

В качестве среды коллективного взаимодействия нами была выбрана облачная среда Google. Для осуществления взаимосвязи и взаимообучения с использованием ресурсов календаря, электронных таблиц, форм и других инструментов Google всем учителям было поручено зарегистрироваться в системе Google. Данный шаг регламентировался приказом по школе “О внедрении модели дистанционного обучения” (приложение № 1 “Локальные акты”).

Инструменты для мониторинговых процедур

Для проектирования мониторинговых процедур и создания соответствующих им инструментов необходимо определить сначала общий перечень требуемых компетенций и ранжировать его в соответствии с целями развития образовательной организации на текущем этапе. Основой для проектирования мониторинговых процедур стал состав компетенций, определенный Профессиональным стандартом педагога. Профессиональный стандарт педагога определяет профессиональную ИКТ-компетентность как “квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно”. В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.

Содержание компонентов ИКТ-компетентностей

Общепользовательский компонент

●       Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

●       Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

●       Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.

●       Клавиатурный ввод. Аудиовидеотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

●       Навыки поиска в Интернете и базах данных.

●       Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

●       Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

○       Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

○       Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

●       Организации образовательного процесса:

○       выдача заданий учащимся,

○       проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,

○       составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,

○       дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

●       Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

○       ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

○       следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

○       используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

●       Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

●       Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

●       Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

●       Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

●       Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

●       Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

●       Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

●       Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

●       Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Предметно-педагогический компонент

●       Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

●       Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).

●       Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

●       Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы.

●       Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).

●       Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).

●       Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:

○       литературные тексты и экранизации,

○       исторические документы, включая исторические карты (все предметы).

●       Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).

●       Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).

●       Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).

●       Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).

●       Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Формирование перечня ключевых компетенций

На основании процитированного перечня ИКТ-компетенций был составлен перечень ключевых компетенций, формализованный в целях измерения как совокупность практических навыков (см. таб. 1).

Таблица 1. Ранжированный перечень ключевых компетенций.

Наименование

Ранг

1

Создание, редактирование и форматирование различных типов документов в прикладных средах

1.1

умение редактировать и форматировать текстовый документ

1.2

умение пользоваться встроенными средствами проверки орфографии

1.3

умение внедрять в текстовый документ графические, звуковые и видео объекты.

1.4

умение организовывать связи внутри документа и между документами, автоматическое оглавление текстового документа

1.5

умение редактировать и форматировать электронную таблицу, автоматизировать вычисления

1.6

умение строить и оформлять диаграммы в электронных таблицах

1.7

умение создавать презентацию, настраивать её показ и анимацию слайдов

2

Организация дистанционного взаимодействия

2.1

Умение создавать, отправлять и получать сообщения средствами электронной почты

1

2.2

умение создавать и настраивать блог, размещать в нём сообщения и комментарии

3

2.3

умение редактировать страницы сайта, вставлять на страницы различные объекты (рисунок, таблица, гиперссылка и др.)

4

2.4

умение создавать и настраивать сайты

5

2.5

умение пользоваться программами видеосвязи для проведения занятий, в т.ч. организовывать виртуальный рабочий стол

2

2.6

умение создавать и редактировать отдельные элементы курса в системе ДО Moodle

6

2.7

умение создавать и редактировать курсы в системе ДО Moodle

7

2.8

организация хранения файлов средствами облачного сервиса и настройка доступа к ним

2

3.

Планирование и управление занятостью

3.1

умение использовать сервис “Календарь” для создания совместных событий, расписаний и пр.

3.2

умение использовать геоинформационные системы (Google-карты, Яндекс карты, 2ГИС и т.п.) для планирования маршрутов (необходимо при участии в выездных семинарах, конференциях, при внешнем обучении, при использовании социокультурных городских пространств)

3.3

умение использовать сервисы онлайн заметок (Listik.ru, Goolink.ru; miniplan.ru и т.п.)

3.4

умение пользоваться доступными мобильными приложениями-планировщиками

3.5

умение использовать сервисы контроля времени (таймеры, секундомеры, программы контроля монотонности и др.)

4.

Использование и проектирование ЭОР

4.1

умение использовать отдельные задания готовых курсов ДО для организации обучения

4.2

умение экспортировать готовые курсы ДО на виртуальную площадку школы

4.3

экспертиза готовых курсов ДО на соответствие рабочей программе

4.4

создание видеоурока

4.5

умение проектировать интерактивные дидактические материалы

4.6

создание интерактивных дидактические материалов средствами различных технологий

4.7

создание отдельных заданий средствами различных сервисов (тест, тайм-лайн, профиль в соцсетях и пр.)

4.8

умение проектировать и создавать КИМы в соответствии с требованиями ФГОС к готовым дидактическим материалам

5.

Организация профессионального взаимодействия

5.1

участие в коллективном редактировании документов

5.2

совместное ведение блогов и сайтов

5.3

участие в сетевых профессиональных сообществах

5.4

участие в виртуальных экспертных группах

5.5

организация сетевых профессиональных сообществ

5.6

тиражирование собственного опыта средствами ИКТ

Значение поля “Ранг” в таб.1 измеряется по 7-ми балльной шкале и чем меньше значение, тем выше приоритет освоения. В каждой школе и набор ключевых компетенций, и ранговое значение для каждой из них должны определяться в зависимости от целей и задач развития, а также актуального состояния электронного образовательного пространства школы. В таб.1, в качестве примера приведены ранговые значения для раздела 2 “Организация дистанционного взаимодействия”. Как мы видим наиболее приоритетным является освоение каждым педагогом навыков работы с электронной почтой и средствами удаленной видеосвязи. Это обусловлено спецификой работы надомного отделения с группой детей с ОВЗ. В другой образовательной организации ранговые значения могут отличаться от приведенных.

 Следует отметить, что достижение некоторых компонентов общепедагогической ИКТ-компетентности возможно только лишь в условиях достаточной технологической базы (соответствие требованиям ФГОС) (широкополосный интернет, доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды) и сильной мотивации педагога.

Реализация мониторинговых процедур

 Проведение мониторинга педагогов осуществлялось с целью оценивания общепользовательского и общепедагогического (частично) компонентов ИКТ-компетентности посредством анкетирования с использованием форм Google “Диагностика ИКТ-компетентности педагога” и тестирования “Оценка ИКТ-компетентности педагогов”, реализованного в формате практической работы на компьютере.    Оценивались умения: работать с компонентами пакета MS Office (Word, Excel, PowerPoint); общаться в соцсетях и профессиональных сообществах, обмениваться электронными письмами; отбирать и использовать в педагогической практике готовые ЭОР, создавать собственные; дистанционно поддерживать учебную деятельность; формировать электронное портфолио (своё и учащегося).

Состав ролей в системе ПК

Сегрегация педагогов (по результатам мониторинга) осуществлялась по двум признакам: уровень обученности и роль в системе ПК.

По уровню обученности весь педагогический коллектив был разделён на 3 основные группы: учителя высокого, среднего и низкого уровней информационной компетентности с возможностью последующего перехода из одной группы в другую.

Был определён следующий состав ролей: тьютор, звезда, наставник, ученик.

Тьютор - педагог, сопровождающий процесс достижения требуемого уровня ИКТ-компетентности и создающий для этого необходимые условия.

“Звезда” - педагог-новатор, самостоятельно добившийся значимых результатов в практическом применении ИКТ-компетенций и транслирующий свой опыт.

Наставник - педагог, осуществляющий присмотр за практическим применением знаний, полученных в результате повышения квалификации для реализации педагогических функций.

Ученик - слушатель.

Один и тот же педагог может совмещать в своем лице несколько ролей, например, “Тьютор-Звезда”, “Звезда-Наставник”, “Тьютер-Звезда-Наставник” или “Наставник-Ученик” (являясь наставником над слушателями, обладающими низким уровнем ИКТ-компетентности, и повышая свою профессиональную ИКТ-компетенцию под руководством “Тьютора-Наставника”, перенимая опыт “Звезды”). Роль “Звезда-Ученик” может показаться необычной, но и новатору всегда есть чему поучиться.

Реализация описываемой системы повышения квалификации в нашей школе осуществлена посредством выделения из среды педагогов экспертной группы, в которую вошли педагоги, обладающие весьма высоким уровнем профессиональной ИКТ-компетентности; разработано “Положение об экспертной группе”. Состав ролей в экспертной группе и функционал каждой их них определены в таблице “Функции экспертной группы”, приведенной ниже.

 

Таблица 2. Функции экспертной группы.

Подгруппа

Функционал

Координатор

Осуществляет взаимосвязь всех участников дистанционного обучения, планирует и контролирует процесс ДО.

Эксперт -предметник

Педагог, осуществляющий проведение внутрикорпоративного обучения, проверяющий соответствие ресурсов сегментации учащихся и их уровня обученности, оценивает важность ресурса.

Модератор

Проверяет корректность наполнения матрицы образовательных ресурсов; актуальность ссылок; орфографических режим; соответствие ресурса кодификатору.

Тьютор

Обеспечивает повышение общего уровня ИКТ компетентности педагогов

Рекомендации по обучению

Для подготовки перечисленных специалистов педагогам высокого уровня ИКТ-компетентности (экспертам) рекомендуем дополнительно пройти внешнее обучение  (АППО;  СПбЦОКОиИТ;  ИМЦ и т.д.).

Обучение учителей со средним и низким уровнем ИКТ-компетентности, согласно “Трёхуровневой системе повышения квалификации”, осуществляется своими силами: педагогами с высоким уровнем ИКТ-компетентности, согласно “Календарю внутрифирменного повышения квалификации”. В “Календаре…” назначаются дата и время консультаций, мастер-классов и семинаров по программе повышения квалификации, сроки проведения самоанализа, промежуточного и итогового мониторинга ИКТ-компетентности педагогов, по результатам которых слушатель может быть переведен в следующую компетентностную категорию.

Если ОО на своей базе разворачивает систему дистанционного обучения, то при определении временного интервала осуществления внутрифирменного повышения квалификации следует руководствоваться пособием “Модель системы дистанционного обучения” (диаграмма Ганта - модуль “Управление персоналом”: формирование графика внешнего обучения тьюторов, формирование внутришкольного графика мероприятий ПК, реализация программы повышения квалификации, самоанализ; промежуточный мониторинг компетенций).

Основные формы методической работы

Для достижения целей модернизации системы повышения квалификации необходимо интегрировать запланированные мероприятия в систему методической работы школы. В план работы методических объединений должны быть включены следующие направления работы, с последующей их детализацией (см. пособие “Модель системы дистанционного обучения”. Диаграмма Ганта) на уровне мероприятий:

●       отбор и экспертиза ЭОР,

●       создание инструментов планирования совместной деятельности (календарей и расписаний),

●       проектирование траектории профессионального саморазвития педагога,

●       формирование ЛИКС педагога,

●       мониторинг фактического уровня педагогических компетенций,

●       выравнивание компетентностного фона педагогического коллектива,

●       ретрансляция извне нового знания,

●       формирование инновационного типа поведения педагогов,

●       взаимообучение.

Основными формами методической работы, направленными на развитие ИКТ компетентности педагогов, и реализации на практике заявленных направлений являются:

▪      постоянно действующий вебинар по вопросам внедрения ФГОС и повышения ИКТ компетентности;

▪      постоянно действующие онлайн семинары-практикумы;

▪      организация индивидуальных и групповых консультаций, в том числе онлайн консультации;

▪      мастер-классы;

▪      открытые уроки;

▪      мероприятия по формированию внутрикорпоративных стандартов (ЛИКС педагога, номенклатура курса ДО, функциональные обязанности педагога ДО и пр.,

▪      прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников (внешнее и внутреннее);

▪      проведение открытых мероприятий: конференций, семинаров, круглых столов,

▪      виртуальные совещания.

Результаты модернизации системы повышения квалификации

Результатами подготовки педагогов в системе внутришкольного повышения квалификации могут быть признаны: степень заинтересованности педагогов, активность, умение работать в команде и самое основное - способность педагогов качественно подготовить и провести дистанционный урок, использовать электронные ресурсы. Результаты коллективной подготовки педагогов имеют отсроченный характер и могут быть определены на уровне изменений, проявляющихся как в компетентности каждого педагога, так и школы в целом. Оценка результатов подготовки педагогов на рабочем месте имеет то преимущество, что информация собирается из различных источников и эффективность подготовки в целом оценивается больше практическим путём, чем теоретически.

Подготовленный педагог способен:

▪      Интегрировать готовые учебные, методические и иные материалы в состав информационной среды учреждения.

▪      Обеспечить ресурсное сопровождение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой обучения в рамках реализации ФГОС.

▪      Формировать ресурсную базу.

▪      Применять широкий спектр инструментов дистанционного обучения

▪      Использовать все многообразие педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное или групповое обучение.

▪      Обеспечить квалифицированную реализацию выбранных педагогических технологий средствами доступных ИКТ-технологии

Использованные источники:

1.      Дмитренко Т.А., Богданова Л.В Модель повышения квалификации различных категорий педагогических работников на основе дистанционного обучения.  Дистанционное обучение реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016

2.      Лопужина Е.В. Возможности сайта «школа дистанционного обучения Курортного района в системе повышения квалификации педагогов в области ИКТ” Дистанционное обучение реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016

3.      БариноваТ.П. КазаковаВ.Н. КарюкинаС.В. Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в информационной среде. Информационные технологии для новой школы Материалы VII Всероссийской конференции Том IV Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016

4.      Ключева Е.Е, Савицкая Г.С.  Повышение квалификации педагогов через сетевые проекты и тренинги Информационные технологии для новой школы Материалы VII Всероссийской конференции Том III Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016

 


Поделиться: