Поиск по сайту

Технология построения ресурсной базы



Введение

ФГОС общего образования требует от образовательной организации индивидуального подхода в образовании. Технология индивидуализации может быть успешно реализована с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, право на применение которых предоставлено образовательным организациям действующим законом №273-ФЗ от 29.12.12 “Об образовании в РФ” (в ред. от 03.07.16;ст.13 и ст.16), правила применения которых регулируется приказом Минобрнауки РФ от 09.01.14 № 2 “Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательну деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”.
            В свою очередь, введение в образовательный процесс элементов дистанционного обучения потребовало от нас более широкого, чем ранее, применения электронных образовательных ресурсов.

            Сегодня речь идёт о том, чтобы перейти от эпизодического использования ЭОР, при проведении уроков, к созданию СМАРТ-среды, обеспечивающей хранение, обновление и доступ к ЭОР для каждого участника образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации с помощью различных категорий устройств.

Означает ли это, что каждому педагогическому коллективу предстоит создать у себя в организации банк электронных ресурсов образовательного назначения? Несомненно! Текущая редакция Закона об образовании и положения ФГОС обязывают нас предоставлять доступ к ЭОР каждому обучающемуся.

Но означает ли это, что мы должны обеспечить участников образовательного процесса ЭОРами по каждому школьному предмету на каждый урок? Безусловно! Следует даже говорить о расширении содержания банка за счёт охвата внеурочной деятельности.

 Получается, что каждому педагогическому работнику придётся для каждого своего занятия создать ЭОР к каждому уроку? А вот на этот вопрос мы к счастью можем ответить отрицательно. Сегодня петербургским учителям доступно достаточное количество источников ЭОРов, для формирования банка электронных ресурсов любой сложности. Подробнее этот аспект рассмотрен в разделе “Источники ресурсной базы”.

Построение ресурсной базы нужно сегодня рассматривать прежде всего не как творческую задачу, а как задачу технологическую. Все необходимые условия для её реализации в каждой образовательной организации сегодня созданы. В нашем пособии мы постарались рассказать о том как и из чего можно построить ресурсную базу, как превратить свалку разнородных файлов в каталогизированную систему, обеспечивающую быстрый и релевантный доступ к ресурсам.

Принципы построения ресурсной базы

В соответствии с моделью организации дистанционного обучения, приведенной на рис.1, содержание ресурсной базы (банка электронных ресурсов образовательного назначения - БЭРОН) обуславливается содержанием основной образовательной программой школы.

рисунок модели ДО.jpg

Рис. 1. Модель организации дистанционного обучения

На практике это означает, что преподавание каждой темы каждого школьного предмета должно быть обеспечено электронными ресурсами образовательного назначения.

ЭОРы должны обеспечивать не только изложение нового материала и процедуры контроля. Банк ЭОРов должнен обеспечивать всё многобразие дидактических приёмов и методов, используемых педагогом при реализации ООП. А, следовательно, материалы, размещаемые в ресурсной базе, могут быть созданы и в дальнейшем воспроизводиться средствами разных технологий. Из этого следует, что технологическая составляющая ресурсной базы должна обеспечивать использование различных инструментов и технологий создания и воспроизведения.

Консервативность педагогической среды и требования к единообразию результатов подготовки обучающегося обуславливает необходимость конструирования банка ЭОРов из доступных материалов. Это, с одной стороны, снимает требование создания ЭОРов “с нуля”, а с другой -  позволяет педагогическим работникам внутри одной образовательной организации прийти к консенсусу относительно содержания банка. Отбор и экспертиза ресурсов позволяют сообществу педагогов (методическому объединению) решить важную задачу - присвоить разнородный опыт педагогического сообщества и, тем самым, интегрировать образовательный процесс в общее дидактическое поле.

Не смотря на наличие общедоступных коллекций ЭОРов, их использование носит до сих пор эпизодический характер. Это связано не только с консервативностью педагогов и разным уровнем качества самих ЭОРов. Это связано также с тем, что релевантность и доступность ресурсов для каждого отдельного пользователя остаётся чрезвычайно низкой. Для преодоления этого препятствия необходимо разработать систему классификации и кодификации ресурсов, обеспечивающую соответствие результатов запроса к банку ЭОРов образовательным потребностям и возможностям пользователя.

Ниже мы расскажем о практической реализации изложенных принципов.

Источники ресурсной базы

К настоящему времени в распоряжении учителя есть широчайший набор разнообразных, в том числе и по качеству, электронных ресурсов. Источниками ресурсов электронного обучения являются:

●       Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru),

●       Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru),

●       Площадки дистанционного обучения (например, площадка СПбЦОКОиИТ http://do2.rcokoit.ru),

●       Массовые открытые онлайн курсы (MOOC-курсы)

●       Собственные разработки учителей

●       Готовые разработки

●       Различные интернет-ресурсы

Рис. 2. Ресурсы электронного обучения.

Такое многообразие ресурсов электронного обучения привело к необходимости систематизации имеющихся электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с тем, чтобы, во-первых, понять, в полной ли мере они отражают потребности учителей и возможности учащихся, во-вторых, оценить  позволяют ли конкретные ЭОР повысить качество и доступность знаний, в-третьих, в какой мере ЭОР соответствуют современному образовательному стандарту, каких ресурсов, по каким темам школьной программы недостаточно.

Рассмотрим отдельные группы ресурсов подробнее.

Курсы дистанционного обучения

Под курсом дистанционного обучения мы понимаем совокупность электронных ресурсов дидактического и методического назначения, объединенных общим содержанием и образовательными целями.

В настоящее время петербургским учителям доступно три основных источника целостных  курсов дистанционного обучения:

●       МООС курсы,

●       готовые разработки системы образования Санкт-Петербурга,

●       собственные разработки педагогов.

МООС курсы

Массовый открытый онлайн-курс (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC) — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов.

Такие курсы разрабатываются преимущественно ведущими университетами мира и доступны для использования широким кругом пользователей. Такие курсы могут быть интегрированы в школьную систему ДО.

В начале 2015-16 учебного года была запущена Национальная платформа открытого образования (https://openedu.ru/). В рамках этой платформы ведущие российские ВУЗы размещают общедоступные учебные курсы. На текущий момент на платформе уже размещены 107 курсов (по состоянию на сентябрь 2016 г.).
            Предполагается, что в дальнейшем станет возможным не только изучение курса с использованием дистанционных образовательных технологий, но и учёт результатов обучения в составе индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
            Мы рекомендуем использование этих курсов для организации ресурсной базы дистанционного обучения в школе для категории "одаренные дети".

Готовые разработки системы образования Санкт-Петербурга

Для образовательных учреждений Санкт-Петербурга на региональном уровне доступна система курсов дистанционного обучения на портале дистанционного обучения http://do2.rcokoit.ru/. Система курсов, представленная на портале, позволяет организовать дистанционное обучение учащегося любого класса практически по любому предмету.

Санкт-Петербургским центром оценки качества образования и информационных технологий разработана уникальная модель доступа педагогических работников и обучающихся к курсам портала. Каждая школа может развернуть на портале собственную виртуальную площадку дистанционного обучения на основе технологии Moodle и импортировать туда любой из доступных курсов с региональной платформы. После размещения курса на виртуальной платформе школы педагоги могут на свое усмотрение, в соответствии с образовательной программой школы, изменять и дополнять импортированный курс.

Собственные разработки педагогов

            Педагогами различных образовательных организаций в инициативном порядке разрабатываются авторские курсы дистанционного обучения, размещаемые на интернет-ресурсах школ, в социальных сетях и на собственных сайтах. Эти курсы тоже могут быть выборочно интегрированы в систему дистанционного обучения школы. Следует отметить два важных момента для данной категории ресурсов. Во-первых, интеграция авторских курсов в школьную систему ДО может быть затруднена из-за различия технологических платформ и средств разработки. Во-вторых, при интеграции таких курсов не следует забывать о необходимости регулирования авторских и смежных с ними прав.

С другой стороны, именно авторские курсы, разработанные педагогами образовательной организации, могут послужить фундаментом ресурсной базы ДО.

Интернет-ресурсы

На рассматриваемой нами схеме интернет-ресурсы разделены на 4 группы:

●       ресурсы предметных областей,

●       инфоресурсы,

●       справочные ресурсы,

●       виртуальные лаборатории.

Рассмотрим каждую из этих категорий более подробно.

Ресурсы предметных областей

К данной категории ресурсов относятся интернет-ресурсы организаций и учреждений не связанных на прямую с образованием, но размещающими информацию об объектах предметной области содержательно связанной со школьным предметом. Поясним на примере. При изучении астрономии в качестве ресурсов предметной области можно рассматривать сайты аэрокосмических агентств и обсерваторий, публикующих снимки небесных тел и телеметрию небесных объектов.

Инфоресурсы

К данной категории ресурсов можно отнести тематические электронные СМИ и сайты проектов,содержание которых коррелирует с содержанием школьного предмета. Например, при изучении информатики можно включить в эту категорию сайт “Компьютеры. Информатика. Технологии” (http://konkurskit.org/) - творческий конкурс по информатике и компьютерным наукам, сайт “Компьютерра” (http://www.computerra.ru/) - сайт о новых технологиях и их влиянии на жизнь человека.

Справочные ресурсы

Данная категория ресурсов представляет собой разнообразные электронные справочники, словари и энциклопедии. В качестве примера при изучении иностранного языка можно привести онлайн словари иностранных слов. Например, систему словарей translate.ru (http://www.translate.ru/). А при изучении биологии электронный определитель растений “Открытый атлас растений России и сопредельных стран. Плантариум” (http://www.plantarium.ru/).

Виртуальные лаборатории

Специализированные интернет-ресурсы предназначенные для интерактивного взаимодействия при моделировании эксперимента. Такие ресурсы могут являться частью образовательного портала - Виртуальная образовательная лаборатория (http://www.virtulab.net/), а могут решать узкую задачу моделирования конкретного эксперимента - Имитационное моделирование: модель системы массового обслуживания (http://vtit.kuzstu.ru/stat/enterprises.php?type=8&s=17).

Электронные образовательные ресурсы

Под электронными образовательными ресурсами в данной схеме понимаются все цифровые ресурсы, поставляемые или приобретаемые на твердом носителе. Так называемый “коробочный софт”. В образовательные организации Санкт-Петербурга такой софт массово закупался на протяжении ряда лет. Задача методических объединений школы произвести инвентаризацию ЭОР и включить, элементы не потерявшие актуальность в систему ДО школы. Не следует думать, что весь массив такого софта безвозвратно устарел. Например, виртуальная модель Аральского моря, выпущенная КУДИЦом в 1996 году до сих пор не потеряла своей содержательной актуальности и может быть использована для организации виртуальных экспериментов оп целому ряду школьных предметов.

Цифровые образовательные ресурсы

К цифровым образовательным ресурсам мы относим два федеральных интернет-ресурса:

●       ЕКЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/),

●       ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).

ЕКЦОР объединяет цифровые образовательные ресурсы созданные педагогами со всей России. Эти ресурсы каталогизированы по параллелям обучения и предметам.

ФЦИОР - серия ЦОР, разработанных специалистами по заданию министерства образования. Использование ресурсов ФЦИОР требует установки специального медиа-плеера.

Следует отметить, что эти две коллекции являются основными точками концентрации ЦОРов в российской системе образования и рекомендации по их использованию содержаться практически в каждом УМК, входящем в федеральный перечень.

Ресурсы из двух этих источников могут послужить реальной элементной базой, как и при модификации готовых курсов, так и при проектировании собственных курсов ДО.

Матрица образовательных ресурсов

При всём богатстве выбора, в процессе индивидуализации обучения каждому учителю для каждого ученика требуется подобрать свой комплект ЭОР с тем, чтобы выстроить индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ), наилучшим образом подходящую конкретному учащемуся. Понятно, что такая аналитическая работа резко увеличивает временные затраты со стороны учителя на подготовку к уроку. С целью оптимизации учительского труда и повышения качества образования нами разработана и внедрена в повседневную практику «Матрица образовательных ресурсов», представляющую собой электронный каталог ссылок на ЭОР, к которому имеет доступ любой педагог и обучающийся. Ниже мы подробно расмотрим процесс формирования такой матрицы.

Формирование ресурсной базы

Этап формирования ресурсной базы дистанционного обучения хорошо виден на схеме, иллюстрирующей алгоритм создания ресурсной базы ДО (см. рис.3). Первые четыре пункта этого алгоритма подробно описаны в пособии “Методика определения образовательных возможностей и потребностей учащихся”. Поэтому в нашем пособии мы рассмотрим только следующие пункты:

●       создание системы кодификаторов,

●       отбор ЭОР,

●       классификация ОЭР в соответствии с ООП,

●       кодификация ресурсов,

●       построение матрицы ресурсов.

рис Алгоримт ресурсной базы.jpg

Рис. 3. Алгоритм создания ресурсной базы ДО

Поясним каждый пункт в отдельности.

Создание системы кодификаторов

Накопление электронных ресурсов подразумевает из систематизацию относительно ключевых признаков, существенных для построения индивидуальной образовательной траектории. Такая систематизация может быть осуществлена путем создания универсального кодификатора или создания системы кодификаторов.

Здесь мы будем говорить об общих принципах построения универсального кодификатора. Технология построения других кодификаторов будет аналогична.

Создаваемый кодификатор должен отвечать ряду требований:

●       учитывать уровень образовательных возможностей,

●       сопоставлять ресурсы образовательным потребностям,

●       позиционировать ресурсы в соответствии с их дидактическим назначением,

●       определять место ресурса в соответствии с ООП,

●       однозначно идентифицировать ресурс в базе.

Уровни образовательных возможностей и потребностей определяются на этапе выявления целевых групп (подробно о целевых группах сказано в пособии “Алгоритм разворачивания дистанционного обучения в каждой школе”). Применительно к контингенту нашей школы,  для каждого учащегося был определены  уровни сформированности УУД и предметных компетенций. Критерии и принципы сегментации подробно рассмотрены в пособии ”Методика определения образовательных возможностей и потребностей”. В итоге каждому учащемуся назначены идентификатор уровня обученности (А - низкий (базовый) уровень; В - повышенный уровень; С - высокий) и идентификатор особенностей восприятия (СЛХ - есть нарушения слуха; ЗР - есть нарушения зрения; ОБЩ - иные нарушения либо отстутствие таковых).

В соответствии с дидактическим назначением каждому ресурсу присвоен идентификатор значимости (важности) для проведения урока:

Таблица “Кодификатор дидактических назначений ЭОР”

Код

Значимость

О

Обязательный

Д

Дополнительный

С

Самостоятельная работа

П

Повторение

Р

Расширение


При определении места ЭОР в ООП каждому ресурсу назначены коды: класс (01 - 11); код предмета; номер темы рабочей программы.

Таблица “Кодификатор предметов ООП”

Цветом выделены предметные области в соответствии с ФГОС общего образования.

Каждой школе, формирующей свой банк ЭОР, следует разработать типологию ресурсов. Учителя нашей школы остановились на укрупненной типологии. Были выделены следующие типы ЭОР (П – презентация, В – видео, Т – тест, И – информационный материал).

Образовательное учреждение должно для себя определить достаточность и полноту универсального кодификатора и при необходимости может расширить номенклатуру идентификаторов ресурсов.

Кодификация и каталогизация ЭОР

По завершению отбора ЭОР необходимо осуществить их каталогизацию и кодификацию для построения общей матрицы ресурсов системы ДО. В состав кодификатора должны входить все вышеописанные показатели.

Пример кодификатора приведен в таблице.

Отбор ресурсов, соответствующих образовательной программе образовательной организации,- процесс длительный и трудоёмкий. Нельзя поручить отбор ресурсов одному педагогу или даже группе энтузиастов и завершить работы в обозримый срок.  Наиболее разумным практическим решением является поэтапное формирование ресурсной базы всеми участниками методического каждого объединения. Мы рекомендуем осуществлять отбор ресурсов, сосредоточившись на конкретной параллели. Сначала провести отбор, например, для параллели 5-х классов, затем 6-х и т.д. На этапе отбора и накопления ресурсов целесообразно выстраивать их вдоль рабочей программы по предмету. Такой подход позволит обеспечить целостность формируемой ресурсной базы и 100% тематическое покрытие.

Поскольку отбор ресурсов - процесс коллективного труда, то и каталогизацию ресурсов мы рекомендуем осуществлять в любой среде, позволяющей параллельно работать с каталогом нескольким педагогам. Для себя мы выбрали “облачную” среду Google.

Для каждого методобъединения по соответствующим предметам были созданы анкеты для педагогов на основе форм. Структура анкеты соответствует универсальному кодификатору и имеет 4 дополнительных поля: “Тема”, “Название ресурса”, “Гиперссылка на ресурс”, “Идентификатор ресурса”. Ответы на все формы по всем предметам собраны в единую “облачную” таблицу “Матрица образовательных ресурсов”. Таким образом, “Матрица…” представляет собой многостраничный электронный каталог (электронную книгу), где каждый лист соответствует одному предмету (наименование листов, во избежание путаницы, может совпадать с наименованием предметов ООП), а идентификаторы ресурсов являются гиперссылками на ЭОР.

Типы полей формы Google

типы полей.jpg

Наши рекомендации

Разработку формы поручить педагогу с наиболее высоким уровнем ИКТ-компетенции.

Перечень тем должен полностью соответствовать календарно-тематическому планированию и быть зафиксированным в форме.

Поле “Идентификатор” рекомендуем заполнять, используя возможности автоматизации вычислений электронных таблиц. Для этого уместно скомбинировать функции ГИПЕРССЫЛКА() и СЦЕПИТЬ(). Но указанный способ - не единственный. Мы допускаем и прочие способы формирования поля “Идентификатор”. Выбор наилучшего способа заполнения этого поля мы рекомендуем оставить за ответственным исполнителем, полагаясь на его опыт и знания.

Все каталогизированные электронные ресурсы (ссылки на них) должны периодически проверяться на работоспособность и соответствие образовательным стандартам и ООП. Ресурсы с “битыми” ссылками и/или несоответствующие образовательной программе должны своевременно удаляться из каталога.

Для эффективной работы с “Матрицей…” на каждом листе электронной книги необходимо включить фильтры (их настраивает также наиболее ИКТ-компетентный педагог) по полям: “Класс”, “Уровень обученности”, “Код особенностей восприятия”, а также настроить специальные фильтры по всевозможным сочетаниям значений полей “Уровень обученности” и “Код особенностей восприятия” (А-ОБЩ; В-ОБЩ; С-ОБЩ; А-СЛХ; В-СЛХ; С-СЛХ; А-ЗР; В-ЗР; С-ЗР).  Возможны и дополнительные фильтры, но в пределах разумного.

Порядок работы с «Матрицей образовательных ресурсов»

Учитель открывает документ “Индивидуальная образовательная траектория” соответствующего учащегося, раздел 3 “Индивидуальный учебный план” (см. приложение № 2 ”Шаблон ИОТ”), где в  находит  в таблице свой предмет и соответствующий идентификатор образовательных ресурсов. Переходит в “Матрицу образовательных ресурсов”, затем на лист своего предмета см. рис «Фрагмент “Матрицы образовательных ресурсов” (Русский язык)».

На открывшейся странице “Матрицы…” учитель, воспользовавшись одним (несколькими) заранее настроенным фильтром, получает возможность увидеть рекомендованный индивидуальным учебным планом для данного ученика перечень образовательных ресурсов. Например, применив фильтр А-ОБЩ, мы получим выборку ресурсов для обучающихся низкого (базового) уровня обученности и отсутствием нарушений зрения и слуха.




Рис.:  Фрагмент “Матрицы образовательных ресурсов” (Русский язык)




Фрагмент той же таблицы с включенным фильтром А-ОБЩ (для учащегося с низким уровнем обученности и отсутствием нарушений зрения и слуха)



Еще раз отмечаем, что предварительная настройка фильтра, пополнение матрицы новыми ресурсами осуществляется сотрудниками из числа экспертов-предметников. Поиск имеющихся и создание новых образовательных ресурсов – общая задача всех учителей.

Сводная таблица фильтров



Учитель может отобрать нужный ему материал, используя фильтры в различных графах, с учетом информации полученной при анализе ИОТ (см пособие “Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории”). Далее, проанализировав отобранные ресурсы, можно включить их в рабочую программу для конкретного ученика, скопировать себе на электронный ноститель в виде таблицы.

Использованные источники:

Острижная Е.Г., Шапиро К.В. Модель организации системы электронного обучения. Информационные технологии для Новой школы. Мат-лы VI Международной конференции. Том IV. – СПб: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2015. стр. 87-89

Поделиться: