Поиск по сайту

Алгоритм разворачивания дистанционного обучения в каждой школе



Введение

Профессиональный стандарт педагога предусматривает использование каждым педагогическим работником инструментов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие с участниками образовательного процесса и управление образовательным контентом. Для этого в ОО должна быть развернута система дистанционного обучения, обеспечивающая достижение следующих результатов:

❏ повышение доли, обучающихся получивших доступ к образовательным услугам в электронном виде,

❏ расширение перечня учебных предметов в составе индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

❏ повышение доступности учебных материалов для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями,

❏ снижение ресурсных затрат на организацию обучения.

Предлагаемая нами технология запуска ДО в ОО обеспечит достижение заявленных результатов и может быть реализована в любой ОО. В основе технологии лежит модульная модель (см. рис. 1), состоящая из трёх основных взаимно обусловленных блоков:

Технологии должны обеспечить квалифицированную реализацию выбранных педагогических технологий средствами доступных ИКТ.

Контент: интегрировать готовые ЭОР в состав информационной среды ОО и обеспечить ресурсное сопровождение образовательного процесса в соответствии образовательной программой.

Блок Управление представляет собой комплекс управленческих решений, позволяющий организовать внедрение системы ДО в практику работы ОО. рисунок модели ДО.jpg

   Рис. 1. Модель системы дистанционного обучения

Реализация предложенной модели на практике позволит выстроить образовательный процесс в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, сделает более доступным качественное образование для всех категорий учащихся. Внедрение системы позволит обеспечить реальную индивидуализацию образовательных траекторий, устранит «барьеры» между ресурсной средой и учащимися, позволит организовать «горизонтальное сотрудничество» учащихся в составе малых групп, в т.ч. при реализации программ внеурочной деятельности. Еще один немаловажный фактор – развитие компетентностей педагогов в результате практической деятельности по преобразованию электронного образовательного пространства, организации совместной деятельности и выстраиванию горизонтальных связей внутри педагогического коллектива.

Описание алгоритма

Технология разворачивания системы ДО представлена в виде последовательных действий нацеленных на выявление целевых групп, формирование ресурсной базы и её использования для индивидуализации обучения.

Рис. 2.Технология разворачивания системы  ДО

Ключевыми этапами разворачивания системы ДО в соответствии с моделью являются:

●       выявление целевых групп,

●       формирование ресурсной базы,

●       определение ключевых технологий, реализация на практике ИОТ.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Выявление целевых групп

Контингент ОО организации неоднороден по целому ряду признаков: возраст, уровень обученности, уровень образовательных возможностей, уровень образовательных потребностей. Выявление целевых групп осуществляется на следующих этапах реализации алгоритма:

●       сегментирование контингента школы,

●       определение состава целевых групп,

●       диагностика уровня обученности.

В соответствии с первым шагом целесообразно провести сегментирование контингента школы на группы. Состав групп в каждом образовательном учреждении может быть определён самостоятельно, исходя из особенностей контингента. На рис. 3 представлена схема деления пригодная большинства общеобразовательных организаций.

 

Рис. 3. Сегментирование контингента школы

Данная схема предусматривает деление контингента на шесть целевых групп по признаку организационных возможностей:

●       малые группы,

●       дети с особыми потребностями,

●       творческие группы,

●       профильные группы,

●       одаренные дети,

●       все остальные дети.

Группы на схеме расположены в порядке вовлечения их в деятельность по использованию дистанционного обучения.

Рассмотрим подробнее описательные характеристики каждой из групп. Это позволит вам при разворачивании системы ДО правильно соотнести каждого из обучающихся с его целевой группой.

Малые группы

Отличительной особенностью данных групп является высокая степень индивидуализации образовательной траектории, т.е. малая численность и невозможность членов группы регулярно объединятся для проведения занятий и выполнения заданий.

Отличительной особенностью данной целевой группы является, то что при организации дистанционного обучения детей данной группы педагогический работник может довольствоваться абсолютным минимумом инструментов. Обучение двух спортсменов не требует разворачивания полномасштабной комплексной системы ДО. Электронной почты и учительского блога совершенно достаточно для организации обучения.

При этом организация обучения в такой группе позволит учителю освоится с элементарным инструментарием ДОТ, выработать навыки удаленной работы.

Дети с особыми потребностями

Отличительной особенностью данной группы является сегментация учащихся по образовательным возможностям. По степени нарушения выделяют следующие группы:

Учащиеся с нарушениями зрения. Особенностями данной категории является снижение конкретных представлений о предметах окружающего мира, преобладание развития абстрактного мышления и вербального способа взаимодействия, как правило преобладает слуховой анализатор. При дистанционном обучении данной целевой группы необходимо научить ребёнка слушать и оценивать вербальную информацию. Педагогические работники должны использовать аудио файлы

Учащиеся с нарушениями слуха. Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, понятий, трудности переключения внимания, хранения информации. В этом случае инструментарий педагога сопровождается чередованием видов учебной деятельности, применением презентаций, видеофильмов, тестов, схем, включение детей в проектную деятельность.

Учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями. Данная группа детей при подборе ЭОР относится к категории общее. Ресурсы, применяемые в дистанционной практике при работе с данной категорией зависят от уровня обученности, потребностей детей и социально-коммуникативной характеристики учащихся.

Творческие группы

Расширение креативных возможностей очного обучения за счёт привлечения удалённых образовательных ресурсов, увеличения активной роли учеников в собственном образовании, проявление их творческих способностей за счет телекоммуникационных образовательных форм и технологий. Образовательное пространство сети интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих возможностей детей посредством участия в дистанционных конкурсах, марафонах, викторинах и проектах, как правило, межпредметных.

Профильные группы

Данная целевая группа создаётся для профориентации учащихся и подготовки к поступлению в различные учебные заведения. Развитие образовательной информационной среды и распространение дистанционных образовательных технологий помогают осуществлять профильное обучение и обеспечивают доступ к качественным образовательным ресурсам. Это не только электронные учебные пособия, но и видео-лекции по предмету, цифровые лабораторные работы, видео-эксперименты. Все эти материалы рассчитаны на углублённое изучение предметов определённого профиля с учётом индивидуальных способностей и интересов учащихся.

Одаренные дети

Отличительной особенностью данной группы является объединение учащихся с высокими потенциальными возможностями в интеллектуальной и творческой сфере. Дистанционные технологии позволяют создать условия для оптимального развития этой целевой категории детей. Творческие задания с использованием мультимедийных возможностей, ученических исследований с применением ИКТ, учебных и внеурочных проектов, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах направленны на достижение результата организованного на основе компьютерной коммуникации. Такие формы работы всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний из разных предметных областей.

Все остальные дети

Дальнейшая сегрегация контингента школы не представляется целесообразной, т. к. нюансы образовательных потребности учащихся, не вошедших ни в одну из вышеописанных целевых групп могут быть учтены через использование соответствующих методик обучения.

Дистанционное обучение детей, не вошедших в предыдущие категории, может происходить с использованием методик синхронного и асинхронного обучения. При синхронном обучении предполагается активное взаимодействие преподавателя и учащегося. На первый план выступает учитель, вовлекающий своих учащихся. При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося, на его самостоятельность. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения. Наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения.

Следует провести также диагностику уровня обученности. Практика показала, что результаты локализуются в три группы, соответственно которым можно выделить три уровня обученности: базовый (А), повышенный (B), высокий (С). Это деление в дальнейшем можно использовать и как основание для классификации ЭОР по уровням образовательных достижений.

            На этапе диагностики образовательных возможностей необходимо выявить факторы, влияющие на усвоения материала обучающимися. Например, частичная потеря слуха приведет к тому, что не все ЭОР окажутся доступными для восприятия учащимся.

Формирование ресурсной базы

Данный сегмент алгоритма объединяет следующие пункты:

●       создание системы кодификаторов,

●       отбор ЭОР,

●       классификация ОЭР в соответствии с ООП,

●       кодификация ресурсов,

●       построение матрицы ресурсов.

Рассмотрим более подробно те из шагов алгоритма, которые нуждаются в разъяснениях для неподготовленного читателя.

Создание системы кодификаторов.

Накопление электронных ресурсов подразумевает из систематизацию относительно ключевых признаков, существенных для построения индивидуальной образовательной траектории. Такая систематизация может быть осуществлена путем создания универсального кодификатора или создания системы кодификаторов.

Здесь мы будем говорить об общих принципах построения универсального кодификатора. Технология построения других кодификаторов будет аналогична.

Создаваемый кодификатор должен отвечать ряду требований:

●       учитывать уровень образовательных возможностей,

●       сопоставлять ресурсы образовательным потребностям,

●       позиционировать ресурсы в соответствии с их дидактическим назначением,

●       определять место ресурса в соответствии с ООП,

●       однозначно идентифицировать ресурс в базе.

Более подробно процесс создания кодификатора рассмотрен в пособии “Технология построения ресурсной базы”.

Отбор образовательных электронных ресурсов.

Ресурсная база формируется из самых разных источников. Сегодня нет необходимости создавать с нуля электронные образовательные ресурсы для создания ресурсной базы дистанционного образования. С подключением образовательных учреждений Санкт-Петербурга к сети Интернет по выделенным каналам, для учителей и обучающихся стали доступны многообразные ресурсы, размещаемые в открытом доступе. Следует отметить, что при формировании ресурсной базы следует различать их как по источнику и доступности, так и по масштабу. На рисунке представлена актуальная классификация источников ЭОР, доступных сегодня педагогическому коллективу школы для формирования ресурсной базы системы дистанционного обучения.

Рис. 4. Источники ресурсов

Технология формирования ресурсной базы

Отбор ресурсов осуществляется в соответствии с основной образовательной программой. Школе необходимо самостоятельно разработать  типологию ресурсов. Например, учителя физики школы № 139 Калининского района Санкт-Петербурга разделили все ресурсы на: задания для учащихся, тест к уроку, ЦОР, видеофильм, презентация, лабораторные работы, викторины и игры, ученые мира, работы учащихся, интерактивные модели. В гимназии № 528 Невского района, каждое методическое объединение использует свою типологию. В дальнейшем, тип ресурса станет составной частью общего кодификатора ресурсов. В качестве «точки сборки», каталога ресурсов может выступать рабочая программа по предмету. Следует отметить, что такой подход использует большинство ОО, уже приступивших формированию ресурсной базы.

Нужно понимать, что отбор ресурсов соответствующих образовательной программе образовательной организации процесс длительный и трудоёмкий. Нельзя поручит отбор ресурсов одному педагогу или даже группе энтузиастов и завершить работы в обозримый срок. Наиболее разумным практическим решением является поэтапное формирование ресурсной базы всеми участниками методического каждого объединения. Мы рекомендуем осуществлять отбор ресурсов сосредоточившись на конкретной параллели. Сначала провести отбор, например, для параллели 5-х классов, затем 6-х и т.д. На этапе отбора и накопления ресурсов целесообразно выстраивать их вдоль рабочей программы по предмету. Такой подход позволит обеспечить целостность формируемой ресурсной базы и 100% тематическое покрытие.

Кодификация и каталогизация ЭОР.

По завершению отбора ЭОР необходимо осуществить их каталогизацию и кодификацию для построения общей матрицы ресурсов системы ДО. Каталогизацию ресурсов уместно производить в среде, обеспечивающей одновременную работу нескольким людям одновременно, в силу, как уже упоминалось, большого объема работ. Это может быть, например, “облачная” среда или локальная сеть образовательной организации.  В процессе наполнения ресурсной базы следует придерживаться структуры кодификатора ресурсов.  Пример кодификатора приведен на рисунке.

            В данном фрагменте закодирован предмет - биология, класс - 6, номер темы по рабочей программе - 24, тип электронного образовательного ресурса - презентация. Данный ресурс предназначен для учащегося с низким уровнем обученности, с нарушением слуха и является обязательным для обучения. В пособии “Технология построения ресурсной базы” процесс каталогизации и кодификации ресурсов рассмотрен подробнее.

Определение ключевых технологий

Практическое обучение с использованием ДОТ может быть реализована средствами самых различных ИКТ-технологий. Начиная от обычной электронной почты и блога, и заканчивая – комплексной системой типа Moodle. На рис. 5 представлены наиболее широко используемые технологии.


Рис. 5. Технологии построения системы ДО

Как видно из рисунка выделяется три основных категории используемых технологий:

●       Комплексные системы,

●       Технологии управления деятельностью,

●       Технологии хранения ресурсов.

Следует отметить, что комплексные технологии, такие как, например, Moodle подразумевают реализацию всех представленных в модели дистанционного обучения (см. рис. 1) функций, в т. ч. управления деятельностью и хранения ресурсов. Преимуществами комплексных систем являются: качественное администрирование, взаимосвязь всех элементов системы, единая технология доступа, высокая степень автоматизации управленческих процессов. К недостаткам комплексных систем можно отнести: громоздкость, необходимость изучения новой технологии, проблемы при интеграции ресурсов, созданных в другой среде или с использованием других технологий, несоразмерность инструментария решаемым задачам, необходимость отдельного администрирования системы.

Однако, особенно на начальном этапе, практически любая функция системы может быть реализована средствами разрозненных инструментов. В нашей школе в качестве основных инструментов, например, были выбраны сервисы Google. такой выбор обусловлен простотой использования отдельных инструментов и высокой степенью их интеграции.

Проектирование ИОТ

Проектирование ИОТ осуществляется посредством совмещения матрицы диагностированных образовательных возможностей учащегося локализованной в формате индивидуального учебного плана и матрицы ЭОР, кодифицированной соответствующим образом.

 Реализация ИОТ может осуществляться посредством самых различных технологий в зависимости от текущего уровня технологической компетентности членов педагогического коллектива. Более подробно процесс проектирования ИОТ представлен в пособии “Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории”.

Заключение

В заключение хотим отметить, что проделать этот путь придётся каждой образовательной организации. Предложенная технология позволяет сделать это поэтапно и с учетом текущего уровня технологической компетентности педагогического коллектива и потребности целевых групп в дистанционном обучении.

Разворачивание системы дистанционного обучения в школе является необходимым условием комплексного преобразования электронного пространства школы для достижения целей ФГОС, в том числе, в индивидуализации обучения. Предлагаемая на основе данной модернизации технология проектирование ИОТ представляется также перспективной с точки зрения поэтапного внедрения ФГОС. С приходом ФГОС старшей школы перед каждым образовательной организацией неизбежно встанет вопрос организации обучения каждого школьника с учётом выбора предметов. Использование уже сегодня в практике работы педагогического коллектива школы, предлагаемой нами технологии проектирования ИОС позволит каждому педагогу подготовится к значительной трансформации школьного уклада, вызванной этим событием.

 Рассмотренные в данном пособии приёмы и методы позволят администрации образовательной организации перейти от хаотичных попыток насильственного внедрения элементов ДО в практику работы неподготовленных педагогических работников к осознанному и регламентированному процессу перестройки образовательного процесса в соответствии с целевыми установками система образования.

Использованные источники:

1. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С.Полат. – М.: издательский центр ВЛАДОС, 1998

2. Дистанционное обучение. Сборник статей. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2006 г.

3. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006.

4.       Острижная Е.Г., Шапиро К.В. Модель организации системы электронного обучения. Информационные технологии для Новой школы. Материалы VI Международной конференции. Том IV. – СПб: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2015. стр. 87-89


Поделиться: